Глава
2
ВЕЛИКАЯ
МОРСКАЯ ИМПЕРИЯ (VIII—XIV вв.)
Возвышение Шривиджаи. В конце VII в. в Юго-Восточной Азии после полуторавекового перерыва, последовавшего за падением Фунави, появилась новая могучая морская держава.
Главной
причиной ее возникновения было
оживление мировой торговли,
пришедшее на смену упадку,
связанному с исчезновением
Римской и Ханьской империй. Все
больший интерес к торговле с Индией
и Юго-Восточной Азией стала
проявлять Сасанидская держава в
Иране (225—637 гг.), а в VII в. иранские
купцы достигли Китая. Роль
персидских купцов, привозивших на
своих кораблях в Китай товары из
Юго-Восточной Азии, Индии,
Восточной Африки, с Цейлона, была
так велика, что все эти товары
именовались в Китае «персидскими».
Традиции Сасанидов были
продолжены арабами, особенно в
эпоху Багдадского халифата.
Одновременно Китай вышел из
длительного периода усобиц и
нашествий: в
Шривиджая, расположенная на Восточной Суматре в районе современного Палембанга, первоначально была одним из многочисленных малайско-индонезийских прибрежных государств. Возникло оно, видимо, в IV—V вв.
Первые
достоверные сведения о Шривиджае
относятся к 70-м годам VII в. В 670—673 гг.
ее правитель направил посольство в
Китай, а в
Стремительное
возвышение Шривиджаи началось в 80-х
годах VII в. В главе из второй части
мемуаров, которая относится к
Анализ этих надписей привел исследователей к мнению, что в 683—686 гг. Шривиджая — буддийское княжество, столица которого находилась на р. Муси в 70—80 км от побережья и где правил Джаянаса,— завоевала соседнее княжество Мелаю и о-в Банка, а затем подчинила своей власти Таруму на Западной Яве. Вслед за тем махараджи Шривиджаи, видимо, подчинили другие прибрежные государства Восточной и Южной Суматры. Контроль над Зондским проливом сразу выдвинул Шривиджаю, столица которой никогда не была значительным портом из-за своего неудобного географического положения и заболоченности эстуария Муси. Пользуясь ресурсами захваченных земель, Шривиджая создала большой флот, ставший основой ее могущества, и монополизировала морскую торговлю.
Но
по-настоящему великой державой она
стала в конце VIII в., когда поставила
под свой контроль города-государства
Малаккского полуострова, а вместе с
ними — важнейшие торговые морские
и сухопутные пути той эпохи в Юго-Восточной
Азии. К
Расцвет Шривиджаи. В XI в. в Шривиджае воцарилась династия Шайлендров, до этого правившая на Центральной Яве. Сложная проблема соотношения династий и государств архипелага выходит за рамки рассматриваемого сюжета, относясь больше к истории Индонезии, поэтому ограничимся лишь самыми общими замечаниями. В середине VIII в. буддийская династия Шайлендра, возможно связанная происхождением с правителями Фунани, утвердилась на Центральной Яве, поставив в вассальную зависимость прежних властителей — шиваитских правителей Матарама. Как свидетельствует лигорская стела, Шривиджая поддерживала дружественные отношения с Шайлендрами, возможно скрепленные брачными союзами между правящими домами.
В
правление махараджи Вишну из
династии Шайлендров (775—782 гг.)
началось строительство буддийских
святилищ, крупнейшим из которых был
бессмертный памятник Боробудур.
Сын и преемник Вишну царь Индра (782—812
гг.) продолжал строительство
буддийских сооружений (Мендут и
Павон), а также предпринял ряд
морских экспедиций на Индокитайский
полуостров, окончательно
подорвавших могущество Ченлы,
ставшей даже на короткое время
вассалом Шайлендров. Но в
Вторая половина IX — начало XI в. — эпоха расцвета Шривиджаи. Вся мощь империи была брошена на строительство и содержание огромного флота, благодаря которому поддерживалась власть махараджей над разбросанными по островам и Малаккскому полуострову владениями. Интересно, что Шайлендры, строители Боробудура и других буддийских храмов на Яве, не оставили ничего подобного на Суматре и в Малайе. Может быть, именно флот и торговля поглотили все силы империи, у которой не хватило ни средств, ни духовной энергии на создание ценностей в сфере искусства?
Начиная с середины IX в. основные сведения о Шривиджае сообщают арабские географы и путешественники, которые превозносят могущество и богатство махараджей Забега, как они именовали Шривиджаю. Первое арабское сочинение об Индии и других восточных странах «Акбар ас-Син вал-Хинд» («Рассказы о Китае и Индии»), приписываемое некоему Сулейману (середина IX в.), сообщает: «Город Забаг расположен напротив Китая. Расстояние между ними — месяц морского пути... Царь города именуется махараджа... Он правит большим числом островов... Среди подвластных ему стран — Срибуза (Суматра.— В. Т.), Рами (Аче на Северной Суматре. — В. Т.), а также морская страна Калах (Кедах. — В. Т.), которая находится на полпути между Китаем и Аравией».
Известный
арабский географ Ибн Хордадбех в
своем труде «Китаб ал-масалик вал-мамалик»
(«Книга путей и царств»),
относящемся к 844—848 гг., писал, что
доходы махараджи Забага необычайно
велики и что ежедневно он бросает
золотой слиток в озеро, которое
служит сокровищницей государства.
Другой арабский автор, Абу Зайд,
писавший около
Великий
арабский географ Масуди, вероятно
побывавший в Юго-Восточной Азии, в
своем сочинении (
Шривиджая
была известна и в других странах, с
которыми поддерживала связи и вела
обширную торговлю. В эпоху расцвета
Танокой империи посольства из
Шривиджаи регулярно появлялись при
китайском дворе: с 695 по
Шривиджая
поддерживала тесные связи и с
Индией, прежде всего с Бенгалом и
Коромандельским побережьем. Эти
связи были как тортовыми, так и
религиозными. Известно, что в
Все источники говорят о Шривиджае как о самом сильном в IX—XI вв. государстве Юго-Восточной Азии, обладавшем мощным флотом и огромными богатствами. По своему характеру Шривиджая представляла собой морскую империю, главной задачей которой было сохранение торговой монополии в Малаккском и Зондском проливах. Она не вмешивалась во внутренние дела своих многочисленных вассальных владений, обязанности которых в отношении махараджи Шривиджаи ограничивались обычно выплатой дани и присылкой в случае необходимости кораблей и воинов.
Кедах
— «северная столица» Шривиджаи.
Города-государства Малаккского
полуострова стали вассалами
Шривиджаи, видимо, в VIII в. Они
сохраняли значительную внутреннюю
самостоятельность, поскольку, как
уже говорилось, махараджи
Шривиджаи довольствовались
поддержанием торговой монополии и
формальной зависимости своих
отдаленных владений. Именно города-государства
полуострова были наиболее важной
частью малайско-суматранской
морской империи в силу своего
географического положения. По-прежнему
основная их масса
сосредоточивалась в северной части
полуострова. Эпоха Шривиджаи была
временем расцвета малайских
торговых княжеств. Среди них на
первое место выдвинулся Кедах,
превратившийся в IX—X вв. в «северную
столицу» империи. Когда в
Арабские
авторы X в. описывали Кедах как
крупнейший парт Шривиджаи. Абу Зайд
свидетельствовал: «Среди многих
владений царя Забага имеется
остров Калах, находящийся на
полпути между Китаем и страной
арабов. Он имеет 80 парасангов (от 350
до
Народ знает закон, тюрьмы и наказания. Они едят хлеб, финики, овощи... Они не знают бань, но моются в проточной воде. Их дирхам весит две трети обычного (речь, видимо, идет о хорасанской монете.— В. Т.). У них есть также мелкая монета, которая употребляется в торговле».
Масуди описал Кедах как порт, куда приходят корабли из Омана, Персидского залива и Китая и где находятся серебряные и золотые рудники. Многочисленные археологические находки — танский фарфор и арабские светильники — красноречиво говорят о размахе торговых связей Кедаха.
Кроме Кедаха — богатого, многолюдного портового города, в эпоху Шривиджаи на полуострове существовали и другие города-государства: Лангкасука, Паньпань, Таньтань, Таккола.
Потеряла значение Читу, и до XI в. нет упоминаний о Тамбралинге, что можно объяснить вхождением ее в этот периоде состав Паньпани. В эпоху Шривиджаи влияние цивилизации городов-государств распространилось несколько южнее по побережью полуострова. Арабские авторы упоминают Пахнанг (Паханг) на восточном побережье, а китайские источники — Лоюз, расположенный, по-видимому, в Западной Малайе, южнее Кедаха, в Куала-Селинеинге, где существовал международный центр торговли бусами (здесь найдены бусы из Кореи, Филиппин, Калимантана, Занзибара, Зимбабве). Районы к югу от теперешнего северного Перака и внутренние области по-прежнему населяли племена, жившие на стадии первобытнообщинного строя.
Судя по китайским и арабским источникам, торговля государств полуострова значительно возросла по сравнению с предшествовавшим периодом. Увеличился вывоз товаров, производимых или добываемых в городах-государствах и во внутренних районах. На первом месте шли продукты джунглей — дерево алоэ, камфора, сандаловое и сапановое дерево. Значителен был вывоз металлов — золота и олова. О развитии собственного ремесла свидетельствуют слова Абу Дулафа о производстве мечей в Кедахе, по качеству не уступающих индийским. Но, конечно, большая часть торговли приходилась, как и ранее, на транзит: города-государства полуострова по-прежнему служили главными перевалочными пунктами на великом мороком пути из Индии в Китай.
Общественный строй малайских государств в эпоху Шривиджаи не претерпел существенных изменений по сравнению с предыдущим периодом. В сфере идеологии самой заметной переменой стало установление господства буддизма махаяны, приверженцами которого были шривиджайские махараджи. Об этом свидетельствуют махаяниетекие статуи, найденные в различных местах Малаккекого полуострова. По-видимому, существование бок о бок буддизма и шиваизма в предшествовавшую эпоху способствовало утверждению на полуострове буддизма махаяны, вобравшего в себя многое из индуистских культов.
Борьба Шривиджаи с Восточной Явой и Чолами. Малайские вассалы Шривиджаи приняли активное участие в бурных событиях, потрясших в конце X — начале XI в. эту державу.
В.
конце X в. главным соперником
Шривиджаи стал Матарам на Яве.
После того как местная шиваитская
династия в середине IX в. вернулась к
власти на Центральной Яве, положив
конец правлению Шайлендров, Ява
вступила в период расцвета.
Свидетельством этого явилось
строительство величественного
прамбананского комплекса на
Центральной Яве, посвященного
индуистским богам (в противовес
Боробудуру) и шиваитским
правителям. В
Следующие
двадцать лет были временем
наивысшего могущества Шривиджаи.
Победив своего соперника, империя
полностью господствовала в морях
архипелага. Она превратилась в
мировой центр буддизма. Атиша,
реформатор тибетского буддизма,
обучался здесь с 1011 по
Но
в начале XI в. Шривиджая
столкнулась с южноиндийской
империей Чолов, и это столкновение
имело для Малайско-суматранской
империи роковые последствия.
Государство Чолов на
Коромандельском побережье,
существовавшее с глубокой
древности, в конце IX—X вв. стало
гегемоном Южной Индии. В период
войны с Восточной Явой и в
последующие годы Шривиджая
поддерживала дружественные
отношения с Чолами. Об этом
свидетельствует постройка
махараджей Шри Чуламанивармадевой
буддийского монастыря в Негапатаме,
на содержание которого Раджараджа I
Чола в
Причиной
столкновения Чолов со Шривиджаей
было торговое соперничество на
морских путях. При Раджарадже I (985—1014
гг.) Чолы вступили на путь широкой
экспансии, завоевали все
восточное побережье Индии, включая
Бенгал, а в
Большинство местностей, упоминаемых в надписи, идентифицируется с названиями на Суматре и Малаккском полуострове: Паннаи — Пане на Восточной Суматре, Малайюр — Мелаю (Джамби), Илангасока — Лангкасука, Талаиттакколам — Таккола, Мадамалингам — Тамбралинга, Иламури-дешам — Ламури (Аче) на Северной Суматре, Наиковарам — Никобарские острова, Кадарам — Кедах. Майюрудингам и Маппаппалам, видимо, государства в крайней северо-западной части полуострова.
Судя по всему, упоминаемые страны были вассалами Шривиджаи. Интересно, что махараджа Шривиджаи назван «царем Кадарама», т. е. Кедаха; это свидетельствует о значимости «северной столицы» империи. Реального завоевания Шривиджаи Чолами не произошло, их поход остался морским набегом. Тем не менее мощь Шривиджаи была ослаблена. Особенно пострадали малайские владения. Кедах так и не оправился от удара и никогда не вернулся к блестящему периоду IX—X вв.
Ослабление
Шривиджаи и государства
Малаккского полуострова в XI—XII вв.
Поход Чолов, ослабивший
Шривиджаю, способствовал
возрождению яванского государства.
Правитель Восточной Явы Эрлангга (1019—1042
гг.) к
Ослабление
Шривиджаи вызвало волнения среди
ее вассалов. В 1068—1069 гг. правитель
Шривиджаи был вынужден призвать
Чолов, чтобы подавить восстание в
Кедахе, который был взят индийскими
войсками и возвращен махарадже Шривиджаи.
Отношения Шривиджаи с империей
Чолов во второй половине XI в.
заметно улучшились. Об этом говорит
возобновление Кулоттунгой I в
В
В XI—XII вв. Шривиджая продолжала господствовать на Малаккском полуострове. Из пятнадцати вассальных княжеств Шривиджаи, упомянутых Чжао Чжугуа, не менее девяти были расположены, как и раньше, в основном в северной части полуострова. Среди них — старые образования, как Лангкасука, Кедах и Тамбралинга, несколько княжеств, которые трудно точно локализовать, и новые государственные образования, часть которых получила сохранившиеся доныне названия — Паханг, Тренгану, Келантан, Фолоань, Чайя, Линги. В то же время названия некоторых старых государств исчезают из источников. По-видимому, на полуострове в условиях ослабления метрополии происходила перекройка политической карты при сохранении прежнего характера общественного устройства. К северу от современного Лигора начиналась сфера влияния Кхмерской империи.
Самым известным портовым центром на полуострове в эту эпоху, судя по китайским источникам, был Фолоань, сменивший Кедах, который после вторичного разгрома войсками Чолов утратил значение крупного торгового центра. Чжао Чжугуа писал: «Царства Фолоань можно достичь за четыре дня [морского] пути из Линъясуця (Лангкасуки.— В. Г.), можно также путешествовать по суше... Крыши буддийских храмов покрыты бронзой и украшены золотом. Ежегодно в полнолуние шестого месяца празднуется день рождения Будды с шествиями, музыкой, цимбалами. Иноземные торговцы участвуют в этих празднествах. Местные товары включают су и чань (виды древесины.— В. Т.), лаковое дерево, сандаловое дерево, слоновую кость, которые иноземцы обменивают на золото, серебро, фарфор, изделия из железа и лака, вино, рис и пшеницу. Ежегодно [Фолоань] приносит дань Саньфоци. Фолоань граничит с Пенфэн (Пахангом. — В. Т.), Тэнъянун (Тренгану. — В. Т.) и Чиланьтань (Келантан. — В. Т.), которые с ней сходны». Вероятно, Фолоань — это Куала-Беранг в современном Тренгану.
Говоря о торговле с другими государствами восточного побережья — Лангкасукой и Тамбралингой, Чжао Чжугуа в числе местных продуктов упоминает также камфору, воск, эбеновое дерево, рог носорога. Как и прежде, полуостров был поставщиком лесных продуктов, особенно ароматической древесины, пряностей, слоновой и носорожьей кости, использовавшейся в медицине. В обмен города-государства получали продовольствие, железные изделия и посуду, а правящая верхушка — предметы роскоши.
Все княжества восточного побережья, с которыми Китай тогда поддерживал более тесные торговые связи, чем с западными, по свидетельству Чжао Чжугуа, платили дань Шривиджае.
Распад Шривиджаи и Малаккский полуостров в XIII— XIV вв. По мере ослабления Шривиджая постепенно теряла контроль над своими вассалами. Морская империя, части которой были слабо связаны между собой, неминуемо должна была распасться при неблагоприятных внешних условиях. Первыми от Шривиджаи отпали ее малайские владения — наиболее развитые области империи.
В
Чандрабхану
намеревался возродить морскую
империю, но уже с центром на
Малаккоком полуострове. Объединив
малайские княжества, он решил
захватить о-в Ланку (Цейлон). В
Восстания малайских вассалов Шривиджаи проходили под знаменем борьбы буддизма хинаяны против махаянистского культа, господствовавшего в Шривиджае. Возвращение к буддизму хинаяны, распространенному в городах-государствах Малаккского полуострова до их подчинения Шривиджае, являлось формой протеста против власти одряхлевшей империи, поддерживавшей свою торговую монополию и господство над вассалами грабительскими методами.
Конец XIII в. принес Юго-Восточной Азии огромные перемены. Монголы, завоевавшие Китай, устремились на юг, разгромили Паганское царство в Бирме, вторглись во Вьетнам и Тямпу, предприняли экспедицию на Яву. Хотя монголам не удалось закрепиться на длительный срок ни в одной из стран Юго-Восточной Азии, их вторжение существенно повлияло на систему политических связей в этом районе.
Другим важным изменением в жизни Юго-Восточной Азии стало появление на Индокитайском полуострове новой силы — тайских народов, создавших ряд княжеств, из которых наиболее значительным в конце XIII в. было Сукотаи, расположенное в долине р. Менам. Таи сокрушили монские государства в долине р. Менам и повели наступление на Ангорскую империю в Кампучии и на княжества Малаккского полуострова.
Коснулись
перемены и архипелага. В
И
наконец, в Юго-Восточной Азии
произошли перемены
идеологического характера. Получил
распространение буддизм хинаяны,
приверженцами которого стали таи и
княжества Малайи, ведшие борьбу
против махаянистских империй
Ангкора и Шривиджаи. В
В
80-х годах XIII в. правитель Сукотаи
Рамакамхенг (1283—1317 гг.) приступил
к захватам на Малаккском полуострове.
В
В
северных районах полуострова тайцы
установили прямой контроль над
малайскими княжествами, тогда как
зависимость более южных областей
ограничивалась выплатой ежегодной
дани. Когда Марко Поло в
Падение Шривиджаи и нашествие таи привели к перемещению политических центров Малаккского полуострова. Старые торговые центры на северо-восточном и северо-западном побережье полуострова оказались захваченными Сукотаи, а затем вошли в состав тайского королевства Аютия, сменившего в середине XIV в. Сукотаи в качестве ведущего тайского государства.
Часть
населения малайских городов-государств
передвинулась на юг полуострова,
туда же стал направляться основной
миграционный поток с Суматры,
шедший до этого в район перешейка
Кра. До XIII—XIV вв. Южная Малайя была
населена главным образом племенами
неолитической культуры, слабо
затронутой цивилизацией побережья,
поскольку торговых центров в этой
части Малайи тогда не существовало.
После нашествия таи на Северную
Малайю положение существенно изменилось,
и в самом конце XIII в. (по традиции в
Согласно легенде, некий потомок махараджей Шривиджаи по имени Шри Три Буана во время охоты на архипелаге Риау увидел вдали остров «с песком белым, как ткань». Шри Три Буана и его свита переправились на остров и, встретив там зверя с телом красного цвета, черной головой и белой грудью, решили, что увидели льва. Шри Три Буана основал на острове город и назвал его в честь увиденного им зверя Сингапуром — Городом льва. Львы не водятся и не водились на о-ве Сингапур, и трудно понять, какое животное легендарный основатель города принял за царя зверей, как вообще трудно установить подлинность Шри Три Буаны.
Сингапур
(Тумасик) стал в XIV в. самым
оживленным морским центром в
Малаккском проливе. Малайская
хроника «Седжарах Мелаю»
свидетельствует: «И Сингапура
стала большим городом, туда
приходили многие чужеземцы, так что
слава о городе и его величии
разнеслась по всему свету». Центр
города находился на склонах холма,
господствующего над современным
Сингапуром. Здесь располагались
храмы и другие важнейшие здания.
Внизу жило простое население
города, обнесенного палисадом и
рвом. Тумасик упоминается в работе
китайского географа Ван Даюаня (
Политическая история Тумасика не совсем ясна, известны лишь имена его правителей, но точная датировка событий чрезвычайно затруднительна. Раджи Тумасика вели борьбу с экспансией таи и сумели отстоять в 30—40-х годах XIV в. независимость города, нанеся поражение сиамскому флоту. Но при радже Шри Пикраме Вире (1347—1362 гг.) Тумасик утратил самостоятельность. Могущественный правитель Маджапахита Хаям Вурук (1350—1389 гг.) потребовал признания вассальной зависимости и выплаты дани. Шри Пикрама Вира отказался выполнить эти требования и отбил нападение яванцев. Но вслед за тем огромная яванская армия осадила город и овладела им с помощью предательства одного из вельмож Тумасика.
Город был разрушен, население вырезано. Маджапахит установил в 60-е годы XIV в. контроль и над другими областями Южной Малайи, среди которых известны Кланг и Сунгей-Уджонг на западном побережье.
Судя
по яванской исторической поэме «Нагаракертагама»
(
После
смерти в
Формирование малайской народности и малайская культура в эпоху Шривиджаи. В эпоху Шривиджаи сформировалась малайская народность. Предками малайцев были минангкабау, которые на рубеже нашей эры стали расселяться с Падангского нагорья на Суматре по западному, восточному и южному побережью острова. Отдельные группы мигрантов проникали и на Малаккокий полуостров, смешиваясь там с населением, осевшим в Малайе в эпоху появления аустронезийских народов в Юго-Восточной Азии. Ко времени возникновения на Суматре государств Мелаю и Шривиджая на восточном побережье Суматры, островах между Суматрой и Малайей и в прибрежных районах Малаккского полуострова начала формироваться этническая общность, воспринявшая в качестве этнонима название государства Мелаю.
В период Шривиджаи происходило интенсивное переселение малайских этнических групп из Восточной Суматры на полуостров, где переселенцы сталкивались с близким им по языку и другим этническим признакам населением. Новая волна миграции относится к XIV в. и, вероятно, связана с военными экспедициями Маджапахита на Восточную Суматру.
К XIV в. малайцы полуострова и архипелага Риау-Линга, как представляется, образовали довольно устойчивую этническую общность. Показательно, что когда в XVI—XVIII вв. произошло массовое переселение на полуостров минангкабау, последние уже не смешивались с близкородственными им малайцами, а сохраняли отличные от малайцев язык, обычаи и другие культурные особенности.
Складывание малайской культуры происходило на базе развития самобытной культуры малайских племен, обогатившейся достижениями индийской, а позднее мон-кхмерской и яванской цивилизациями.
Хотя сюжеты и мотивы изобразительного искусства городов-государств Малаккокого полуострова, будучи религиозными, взяты из индийской мифологии и индийских религий, на полуострове постепенно вырабатывается свой художественный стиль. Уже в IV—V вв. наряду с буддийскими изображениями чисто гуптского стиля из Виенг Шра, Кедаха и Перака существовали местные школы, хотя и находившиеся под влиянием южноиндийской школы Амаравати и искусства гуптской эпохи, но несомненно самостоятельные (бронзовые изваяния Будды из Кедаха, буддийские статуэтки из долины Кинта в Пераке).
В VII—VIII вв. в связи с утверждением на полуострове индуизма и буддизма махаяны, гораздо более широко по сравнению с господствовавшим до этого буддизмом хинаяны использовавшим местные религиозные верования и особенности духовной жизни, окончательно создается свой стиль в архитектуре и скульптуре, получивший в литературе название индо-малайского. На смену буддийским ступам пришли индуистские храмы (шиваитские и вишнуитские), строители которых не копировали индийские образцы, а использовали достижения малайского зодчества.
Центр малайской культуры во времена Шривиджаи находился на севере Малаккского полуострова, в области, именуемой Джавака. Здесь найдены лучшие образцы индо-малайской скульптуры — статуя бодисаттвы Локешвары из Чайи, которая весьма существенно отличается от своего индийского прототипа. Другая статуя стоящего Локешвары, с лотосом в левой руке, с драгоценными украшениями на шее и руках, весьма схожа по типу с первой. К этому же времени относятся изображения Вишну с прекрасным исполнением головного убора и глаз и индуистские изваяния двух мужских и одного женского божества из Такуапа.
На скульптуру оказало влияние также искусство северных соседей — мижов и кхмеров. Весьма интересно в этом отношении изображение Будды, сидящего «а царе змей. Форма и манера изображения царя змей явно кхмерского происхождения, а сама статуя Будды обнаруживает сходство с монскими скульптурами государства Дваравати: положение рук и ног, тяжелые складки одежды, овальное лицо, брови в форме крыльев ласточки. Зта статуя, найденная в районе Лигора, и надпись относятся к северомалайскому княжеству Грахи — вассалу Шривиджаи. К особенностям развития скульптуры в Малайе следует отнести чрезвычайно умелое использование бронзы, что было связано, несомненно, с развитием оловодобычи на полуострове. Сейчас трудно составить полное впечатление от индо-малайской архитектуры и скульптуры, поскольку большинство храмов и статуй было разрушено при обращении населения в ислам.
В эпоху Шривиджаи в северомалайских государствах зародилось искусство чернения по золоту и серебру (чутам).
Эпоха Шривиджаи — время становления и распространения малайского языка, ставшего официальным и литературным языком Суматранской империи. Особенно интенсивно он раздавался с XIII—XIV вв., когда стал средством общения между малайскими купцами и моряками и населением различных островов архипелага. Этому способствовала сравнительная простота языка и легкость адаптации им элементов других языков.
Первыми письменными памятниками Малаккского полуострова являются санскритские надписи, выполненные паллавским письмом или шрифтом нагари. В результате эволюции индийского письма возник шрифт кави, получивший распространение и Индонезии и Малайе в эпоху средневековья. Уже в конце VII в. известны первые памятники (надписи) на малайском языке, на котором в VIII—XIV вв. создаются литературные произведения.
Малайская средневековая литература, опираясь на богатую устную традицию, восприняла и критически переработала темы и сюжеты, принесенные контактами с религиями и культурой Индии.
Особенно популярными в малайской (как и в яванской) литературе стали сюжеты и герои великих индийских эпических поэм «Махабхараты» и «Рамаяны», служившие источником вдохновения для поэтов, драматургов и прозаиков архипелага и полуострова на протяжении многих столетий. Возникли малайские версии «Рамаяны» («Хикаят Сери Рама») и «Махабхараты» («Хикаят Перанг Пандава Джайя» и «Хикаят санг Бома»). Сюжеты индийских эпических поэм популяризировались ваянгом — театром теней, который перерабатывал их, придавая им чисто малайскую окраску. В конце периода появились и романы («Повесть о махарадже Пуспе Вирадже», «Повесть о Паранге Путинге» и другие).
Малайская литература развивалась в тесном контакте с яванской, особенно в XIV в. — в эпоху Маджапахита. Истории о Панджи, зародившись на Яве, через театр теней попали в Малайю и стали неотъемлемой частью малайской средневековой литературы («Повесть о радже Курипанском», «Повесть о Месе Тамане», «Меса Кумитар» и др.).
Самым
старым историческим сочинением на
малайском языке (XIV в.) является «Повесть
о раджах Пасея». Она повествует об
истории северосуматранского
портового княжества Пасей,
населенного малайцами, охватывая
период с конца XIII в. до примерно
В «Повести о раджах Пасея» появляются и первые образцы нерифмованного ритмического стиха (гуриндам), несомненно восходящего к более ранним фольклорным малайским традициям.
Средневековая
культура шривиджайской эпохи,
тесно связанная с индуизмом и
буддизмом, была культурой верхушки
городов-государств Суматры и
Малаккского полуострова. Основная
масса населения, сохранявшая
анимистические верования,
оставалась вне сферы влияния этой
культуры, продолжая жить в
замкнутом деревенском мирке.
[1] И Цзин вернулся в
Шривиджаю после пребывания в
буддийском университете в Наланде
(Бихар) в