Глава
3
МАЛАККСКИЙ
СУЛТАНАТ (ок. 1400—1511 гг.)
Возникновение Малакки. Среди прибрежных селений на Малаккском полуострове, признававших во второй половине XIV в. сюзеренитет сиамского королевства Аютии, была деревня на западном побережье, именуемая «Пять островков», население которой (20—30 семей) занималось рыболовством и, по-видимому, пиратством. Деревня обладала, правда, очень удобной гаванью, но не была сколько-нибудь заметным торговым пунктом. Селение ничем не отличалось от многих ему подобных, разбросанных по всему побережью полуострова.
На
рубеже XV в. жизнь этой деревни
внезапно и резко изменилась.
Правивший в Палембанге потомок
махараджей Шривиджаи, известный
под именем Парамесвары, попытался в
начале 90-х годов XIV в. избавиться от
власти Маджапахита,
воспользовавшись ослаблением
последнего. Попытка оказалась
неудачной, и Парамесвара был
вынужден бежать из Палембанга на
архипелаг Риау. При поддержке вождя
(дато) о-ва Бинтанг по имени Тун
Перпатех Берджаяр Парамесвара
обосновался на Тумасике (Сингапуре),
убив местного князя и стал править
островом. В
Морская экспансия Китая и Малакка. Первым обстоятельством, из-за которого началось возвышение Малакки, было возобновление китайской торговли и морские походы китайцев. С первых лет правления династии Мин, воцарившейся в Китае в результате изгнания монголов, т. е. с конца 60-х годов XIV в., в странах Юго-Восточной Азии стали появляться китайские посольства. Устанавливая дипломатические отношения с правителями стран Южных морей, минский двор стремился поднять свой авторитет и повысить международный престиж империи. Хотя страны, с которыми Китай устанавливал дипломатические отношения, рассматривались им как вассалы и данники Минов, практически дальше признания номинального сюзеренитета дело не шло, и страны Южных морей не входили в Минскую империю. Но они были заинтересованы в установлении посольских связей с Китаем в первую очередь для расширения торговли. Местные правители также использовали титулование их китайским двором для укрепления своей власти и пытались заручиться поддержкой Китая в борьбе с соседями.
В начале XV в. окрепший Китай встал на путь более активной экспансии в страны Южных морей. Туда периодически стали посылаться большие военные экспедиции, которые должны были укрепить влияние империи. Морские экспедиции начала XV в. преследовали и цели расширения внешней торговли, поскольку торговля по материковым караванным путям в это время значительно сократилась.
В
В
Признание Парамесвары самостоятельным от Аютии государем, установление регулярных дипломатических и торговых связей с Китаем, создание китайской торговой фактории — все это способствовало превращению Малакки в город и складыванию вокруг нее государства.
Проникновение ислама. Другим фактором, повлиявшим на возвышение Малакки, стало распространение ислама в Юго-Восточной Азии.
Ислам проник в Юго-Восточную Азию вместе с арабскими и персидскими торговцами еще в IX—X вв., но его распространение среди местного населения началось не ранее конца XIII в. Главными проводниками ислама стали индийские купцы, мусульмане по религии, которые вели обширную торговлю в Индонезии и Малайе.
Местные правители прибрежных княжеств переходили в ислам, чтобы привлечь мусульманское купечество в свои владения и заручиться его поддержкой, а также чтобы подчеркнуть свою самостоятельность по отношению к индуистским и буддийским державам — Маджапахиту, Сиаму, Мелаю.
Древнейшим
мусульманским памятники на
полуострове является иадгробный
камень в Тренгану, датируемый
Первый
правитель Малакки, стремясь
развить торговлю, установил тесные
связи с княжествами Пиди и Пасей на
Северо-Восточной Суматре. Эти
княжества были центрами мусульманской
торговли, и их население было
обращено в ислам еще в конце XIII —
начале XIV в. Парамесвара в
Новой религии в Малакке потребовалось немало времени, чтобы стать господствующей. Первая половина XV в. прошла в борьбе приверженцев индуизма и мусульманства. Родственники и соратники Парамесвары, составившие знать Малакки, выступали за сохранение старой религии и «индианизированного» характера государства. Новое окружение правителя — выходцы из мусульманского купечества — стремилось к разрыву с индуистскими традициями и превращению Малакки не в новую Шривиджаю, как хотели приверженцы индуизма, а в мусульманское государство, противостоящее Сиаму и Маджапахиту и тесно связанное торговлей с мусульманскими странами.
После
смерти Парамесвары в
В
Войны с Сиамом. Аютия с самого начала с неудовольствием смотрела на возвышение Малакки. В первой половине XV в. правителям Малакки неоднократно приходилось прибегать к авторитету Китая, чтобы удержать Сиам от нападения. В 1445г. Сиам наконец двинул свои войска на Малакку. Сиамские войска прошли через полуостров и появились под Малаккой. В нескольких сражениях малаккцы разгромили врага, который был вынужден повернуть назад, не овладев городом.
Война
с Сиамом заставила примириться
враждующие группировки правящего
класса султаната — старую и новую
знать. Музаффар-шах назначил
бендахарой отличившегося в
сражениях с сиамцами Тун Перака, а
дяде Тун Али, потерявшему пост
бендахары, отдал свою жену, сестру
Тун Перака. С этого времени обе
группы сливаются в один слой
феодальной знати, ориентирующейся
на развитие торговли и союз с
мусульманским купечеством.
Прекращение распрей благоприятно
повлияло на исход войн с Сиамом. В
Тун
Перак и расцвет султаната. Фактически
правителем Малакки с
Тун
Перак проводил широкую
завоевательную политику.
Вассальная зависимость Малакки от
Китая превратилась в пустую
формальность, хотя в первые годы
своего правления Тун Перак еще
прибегал к помощи минских
императоров, чтобы обезопасить
свое государство от Сиама. Отразив
в
Тун
Перак умер в
По мере усиления Малакки и изменения внешнеполитического курса минской династии, отказавшейся от снаряжения морских экспедиций в страны Южных морей, рушились номинальные вассальные отношения Малакки с Китаем. В конце XV в. почти прекратились малаккские посольства в Китай, а с китайскими послами в Малакке обращались как с представителями других государств.
В начале XVI в. Малаккский султанат был одним из наиболее сильных государств Юго-Восточной Азии, распространившим свою власть на большую часть Малаккекого полуострова и Восточную Суматру. Город Малакка превратился в один из самых известных и крупных портов тогдашнего мира.
Торговля. Португалец Дуарти Барбоша писал в начале XVI в.: «Малакка —богатейший морской порт, и такого количества торговцев и изобилия кораблей не найти в целом свете». Ему вторил другой португальский путешественник, Томе Пириш: «Малакка достигла такого процветания, что кажется мне не сравнимой ни с одним городом в мире... Это — город, созданный для торговли... В Малакке лук и чеснок ценятся больше, чем мускус, бензой и другие прекрасные товары».
Несмотря на некоторые преувеличения, содержащиеся в описаниях португальцев, распаленных богатствами Малакки, город, безусловно, являлся крупнейшим портом в Юго-Восточной Азии и одним из основных центров мировой торговли конца XV—начала XVI в.
Государство жило торговлей. Ее основу составлял обмен продуктов архипелага на индийские товары. Малакка была центром, куда привозили пряности и откуда индийские ткани и одежды расходились по архипелагу. Помимо огромного количества судов с архипелага, привозивших в Малакку пряности, ежегодно Малакка снаряжала на Молукки восемь кораблей, которые обменивали индийские ткани на гвоздику. Индийские купцы увозили из Малакки помимо пряностей камфору, ценные породы дерева, батиковые ткани, яванские кинжалы — крисы. Основным продуктом, вывозимым из самой Малайи, было олово.
Главным городом, с которым торговала Малакка на западе, был Камбей в Северо-Западной Индии. «Малакка, — писал Томе Пириш, — не может жить без Камбея, а Камбей — без Малакки». С юго-западным муссоном купцы из Леванта, Малой Азии, Восточной Африки, Аравии и Египта прибывали в Камбей с грузами оружия, шерсти, кораллов, медных изделий, розовой воды, благовонных смол, индиго. Из Камбея они ялыли с иопутным ветром в Малакку вместе с индийскими купцами. Индийцы плавали в Малакку также из Бенгала, Коромандельского берега и Малабара, привозя главным образом текстильные товары.
Важное
место в жизни Малакки занимала и
китайская торговля. Ежегодно из
Китая приходило до десяти джонок,
груженных шелком-сырцом и
шелковыми тканями, селитрой, камфорой,
медной и железной посудой.
Оживленную торговлю Малакка вела с
Сиамом, Пегу, Тямпой. Из Сиама
ежегодно приходило тридцать судов
с ценными породами древесины, медной
посудой, слоновой костью,
драгоценными камнями и металлами;
пятнадцать кораблей из Пегу,
посещавших Малакку ежегодно,
доставляли рис и другие продукты
питания, рубины и серебро,
возвращались, как и сиамцы, с грузом
пряностей, индийских тканей и
китайских товаров. Еще больше судов
прибывало из Палембанга, Явы,
Калимантана, Сулавеси, Филиппин.
Арабы
из Каира, Мекки и Адена, индийцы
Гуджарата, Малабара и Короманделя,
торговцы из Сиама, Аракана, Пегу,
Камбоджи, Тямпы и Китая, жители Явы,
Молукк, Банда и других островов
архипелага — все бывали в Малакке,
где встречались, по выражению
Пириша, восемьдесят четыре языка. В
Малакку везли оружие, шерстяные
одежды и цветное стекло из Венеции,
опиум — из Мекки, ткани и одежды —
из Камбея и Адена, серебро — из Пегу,
шелк и фарфор — из Китая, перец и
золото — с Суматры, рис, мясо, овощи
и оружие — с Явы, пряности — с
Молукк и о-вов Банда.
Умеренные
торговые пошлины, более или менее
строгое соблюдение законов и
льготы для иностранного купечества
привлекали в Малакку множество
торговцев и искателей приключений.
Купцы различных национальностей
жили в отдельных кварталах города
под надзором портовых чиновников —
шахбандаров. В Малакке было четыре
шахбандара: первый — для
гуджаратцев, самой многочисленной
иностранной колонии, второй — для
тамилов, бенгальцев, жителей Пегу и
Пасея, третий — для жителей
архипелага и четвертый — для
китайцев и торговцев из стран
Индокитайского полуострова.
Шахбандары собирали торговые
пошлины, определяли ценность
грузов и разрешали споры между
купцами. Иноземные торговцы составляли
заметную часть населения этого
многолюдного города (по-видимому,
накануне португальского захвата в
Малакке жило до 40 тыс. человек): в
Общественный
и государственный строй. В
эпоху Малаккского султаната
происходит дальнейшее развитие
феодальных отношений, сложившихся
на полуострове. Но общественный
строй Малакки унаследовал многие
черты предыдущих городов-государств.
Как и ее предшественники, Малайка
была в первую очередь торговым
городом. Основные доходы правящий
класс извлекал из торговли. Обычно
иностранные купцы платили
шестипроцентную пошлину, а местные
— трехпроцентную. Жители Китая, Явы
и Молуккских островов регулярной
пошлины не плптили, но преподносили
подарки султану. Государство
взимало налог и с многочисленных
уличных торговцев — крестьян из
окрестных селений, приносивших в
Малакку свои продукты. Султан и
высшие сановники сами принимали
участие в заморской торговле. Они
строили и покупали суда, отправляли
свои товары с купцами. Особенно
значительной была доля султанов в
китайской торговле.
Так
же как и в государствах
предшествующего периода,
большинство владений Малакки было
ее вассалами, контроль над которыми
осуществлялся не слишком
эффективно. Обычно там сохранялись
прежние правители, платившие дань и
представлявшие по требованию
сюзерена армию и флот. Правителя
Кампара и Индрагири на Восточной
Суматре платили в качестве дани
ежегодно по 1 1/3 фунта
золота, султаны Паханга, где
утвердилась ветвь правящего дома
Малакки — по 5 1/3 фунта.
Северные вассалы на полуострове
платили дань оловом — основным
экспортным продуктом султаната.
Суматранские вассалы — Рокан, Сиак,
Рупат, Тунгкал — не платили дани, но
в случае войны выставляли воинские
контингенты.
Новым
явлением в эпоху Малаккского
султаната стало развитие частной
феодальной земельной
собственности. Если в эпоху
существования городов-государств
внутренние районы оставались
практически неосвоенными, то
теперь происходит постепенное
заселение этих территорий.
Крестьяне-общинники расчищали лес
и проникали все глубже во
внутренние районы полуострова.
Малаккские султаны — верховные
собственники всей земли султаната
в XV— начале XVI в. — постоянно
совершали дарения земли феодалам.
Феодалы получали право на сбор
десятины — поземельного налога, а
также на принудительный труд
крестьян. Малаккский кодекс
специально подчеркивал
обязанность крестьян подчиняться
владельцу земли, на которой они «сидят».
Процесс
складывания частной феодальной
собственности происходил
неравномерно в различных районах
султаната. Наиболее заметен он был
в густонаселенных и освоенных
областях, прежде всего в
окрестностях самой Малакки.
Малаккекая знать имела большие
усадьбы за городом с садами и
водоемами. Иногда усадьбу окружали
и рисовые поля, на которых работали
подвластные владельцам поместий
крестьяне.
Характерной
особенностью общественного строя
Малакки была значительная роль
рабовладения. Феодалы владели многочисленными
рабами, обладание которыми
являлось показателем богатства и
знатности. Рабы использовались
главным образом на домашней
работе, хотя, по-видимому, какая-то
их часть трудилась на полях и в
садах своих господ.
Во
главе государства стоял правитель,
который именовался вначале раджа,
или янг ди пертуан, а после победы
ислама — султан. Несмотря на
принятие ислама, султаны Малакки
сохранили много черт правителей «индианизированных»
государств.
В дворцовом этикете, церемониях (особенно коронации), различных правилах, касающихся ношения одежды и оружия, сохранялись традиции предшествующего периода. Никто, кроме султана, не имел трава носить белый зонт и желтую одежду, никто не мог в его присутствии пользоваться паланкином или носить крис. Вес преступления, затрагивавшие личность правителя или наносившие ущерб его собственности, карались особенно жестоко.
Государственное устройство также сохраняло многие черты предшествовавшего периода.
Знать султаната делилась на несколько групп: «четыре», носившие титул падука, «восемь» — сри (санскр. шри), «шестнадцать» — раджа и «тридцать два». Это деление вело свое начало от индийских традиций и было распространено почти во всей Юго-Восточной Азии. «Четверку» высших сановников Малакки возглавлял бендахара — первый министр, он же — глава казначейства, командующий армией и главный судья. Другим членом «четверки» был теменгунг, обычно принадлежавший к семье бендахары. Теменгунг в средневековой Малакке являлся главой полиции, а также наблюдал за мерами и весами и собирал внутренние торговые пошлины. Туда же входили бендахари (сри нарадираджа) — казначей и падука туан мантри — судья. Среди «восьми» наибольшую роль играли лаксамана — командующий флотом и шахбандары, ведавшие торговлей с иностранцами и собиравшие с них пошлины. Остальные сановники занимали различные должности при дворе или являлись мандуликами — наместниками областей, составлявших ядро султаната.
При последнем султане Махмуде был составлен свод законов, основанный главным образом на источниках домусульманского периода, хотя и отразивший некоторое влияние ислама. Сохранялся (как и индианизированных государствах предшествовавшей эпохи) «божий суд», сохранился список десяти преступлений, которые карались смертной казнью. Система наказаний за покушение на жизнь и собственность представителей правящего класса, различного рода ограничения и запреты поддерживали господство феодальной знати над крестьянской и торгово-ремесленной массой населения султаната.
Полуостров в эпоху Малакки. Многолюдный богатый город с его оживленной торговой и придворной жизнью, блестящей культурой резко выделялся в сравнении с его наместничествами и вассалами на полуострове. Хотя в период Малаккского султаната происходит постепенное заселение внутренних районов полуострова и развитие некоторых поселений на побережье, тем не менее полуостров оставался слабо заселенным и экономически малоразвитым. Власть и богатство Малакки базировались не на внутренних ресурсах ее малайских владений и вассалов, а на посреднической торговле.
К югу от Малакки до южной оконечности полуострова существовало всего два крупных поселения: одно в устье р. Муар, где жило до 2 тыс. человек, другое южнее, в устье р. Бату-Пахат. К. северу находились поселения Сунгей-Уджонг, Кланг, Селангор, Перак, Бернам, Минджан (Диндинг), Бруас. Население, занимавшееся рыболовством и разведением риса, находилось под властью наместников султана — мандуликов. Наместниками были обычно члены семей бендахары или других знатных лиц. Эти наместничества состояли из одной-двух деревень, расположенных в устье реки, впадающей в море; численность населения их не превышала 200—500 человек. Наместники платили султану сборы оловом или золотом. Мандулики и их агенты устанавливали посты при впадении рек и собирали пошлины с лодок, направлявшихся в центры владений для торговли.
Самым
крупным вассалом Малакки на
полуострове был Паханг, известный
еще со времен Шривиджаи. Он занимал
большую часть восточного
побережья между Тренгану и
современным Джохором и внутренние
районы почти до окрестностей
Малакки. В XIV — первой половине XV в.
Паханг был сиамским вассалом.
После поражения сиамцев на Бату-Пахат
в
В
Другими
вассальными княжествами на
полуострове были Тренгану, султан .которого
признал власть Малакки в
Религия и культура. Эпоха Малаккского султаната составила чрезвычайно важный период в формировании малайской культуры.
История Малакки неразрывно связана с утверждением на полуострове и архипелаге ислама, пришедшего на смену буддизму и индуизму. Малаккский султанат стал центром распространения новой религии в Юго-Восточной Азии. Во второй половине XV в. ислам проник в вассальные владения Малакки на полуострове — Паханг, Кедах, Патани, а также на Восточную Суматру. Города-государства северного побережья Явы, тесно связанные с Малаккой и боровшиеся против власти Маджапахита, стали в конце XV в. мусульманскими. Первоначально ислам, как раньше индуиам и буддизм, затронул лишь верхи малаккского общества. Основная масса населения придерживалась по-прежнему анимистических верований, сочетавшихся с индуистскими и буддийскими обрядами. В Паханге, например, махаянистские и тантрические верования и обряды сохранялись до начала XVII в. вместе с человеческими жертвоприношениями индуистской богине Кали. В гущу народа ислам проник спустя столетия. Надо отметить терпимость ислама к другим верам в многонациональной Малайке.
До XVII в. на Малайю решающее влияние оказывал индийский ислам с его специфическими особенностями. Значительное влияние на ислам Малайи оказали также буддизм махаяны и древняя религия — анимизм и культ предков. Отличительной чертой ислама в Малайе стал мистицизм, подготовленный махаянизмом и шиваизмом.
Ислам приспосабливался к малайскому обществу и видоизменял свои законы и положения в соответствии с традициями и прошлым этого общества. В Малакке сохранились домусульманские свадебные обряды, обычай сжигать тела покойников и т. п. В течение длительного времени в Малайе действовали законы, носившие следы домусульманского происхождения. Женщина в Малайе пользовалась значительно большими правами, чем в других мусульманских странах. Право наследования осталось традиционным, а не мусульманским: вдова получала не 1/8 часть имущества, а больше. Женщина могла иметь свое имущество, вести дела и т. п. Точно так же очень медленно внедрялись мусульманские брачные законы: в течение веков после распространения ислама браки заключались согласно старым обычаям и канонам. Мусульманское право вообще повлияло на малайское общество в очень незначительной степени.
Ислам нанес сокрушительный удар по архитектуре и скульпутре Малайи, уничтожив памятники предшествовавшего периода. Запрещение мусульманской религией изображать человека уничтожило традиции индо-малайской скульптуры, выраставшей в самобытное и своеобразное искусство.
С другой стороны, благодаря исламу Малайя получила возможность познакомиться с сокровищницей культуры арабо-персидского мира. Малайцы заимствовали арабский алфавит. Малайский язык во времена Малакки был одним из основных языков мусульманской культуры. Сюжеты мусульманских мифов, арабских и персидских рассказов были перенесены на малайскую почву и вошли в фонд малайской литературы. Малайский язык воспринял новые слова для выражения мусульманского законодательства и догматики. Знакомство с мусульманским миром раздвинуло кругозор малайцев.
Классическая малайская литература создала свои шедевры в эпоху Малаккского султаната и непосредственно после его падения. Величайшим историко-литературным памятником Малайи является «Седжарах Мелаю» («Малайские родословия»), произведение неизвестного автора, жившего в Малакке накануне и после захвата ее португальцами. Создатель этого труда был историком, писателем, поэтом и философом. Знания его поистине энциклопедичны: ему знакомы индийский эпос, арабские и персидские тексты, яванские произведения; он знал санскрит, арабский, персидский и тамильский языки, был знаком с китайским, тайским и португальским языками. «Седжарах Мелаю» — настоящая энциклопедия жизни и истории Малайи XV в., несмотря на массу мифического и легендарного, особенно в той части, где автор рассказывает о ранней истории.
В эпоху Малакки дальнейшее развитие получил малайский рыцарско-приключенческий роман. Наиболее значительным произведением этого рода является «Хикаят Ханг Туах» («Повесть о Ханг Туахе»), история легендарного малайского героя, прототипом которого был лаксамана Ханг Туах, служивший при малаккском дворе во второй половине XV в.
На малайский язык были переведены в эту эпоху мусульманские романы об Александре Македонском («Хикаят Искандар Зюлькарнайн»), персидском воителе («Хикаят Амир Хамза»), сподвижнике пророка Мухаммеда («Хикаят Мухаммед Ханафия»), а также персидские и индийские циклы «Тути-наме», «Калила и Димна», «Панчатантра».
В XV в. получила дальнейшее развитие малайская поэзия. Появляется рифмованная поэма-шаир, сюжеты которой сходны с сюжетами малайского приключенческого романа.
В «Малайских родословиях» появляются пантуны — четверостишия, восходящие к народной загадке, наиболее интересное и совершенное с художественной точки зрения явление в малайской поэзии.
Последние
дни Малакки и захват ее
португальцами. Блестящий
расцвет тортового города, пышность
двора, утонченная придворная
культура — все это держалось на
довольно шаткой основе. Малаккский
султанат раздирали противоречия.
Незначительный слой феодалов и
богатых купцов жил за счет крестьян,
рабов, ремесленников и мелких
торговцев многолюдного города и
его окрестностей. Существовали
серьезные противоречия между
центральной властью и вассалами.
Сложным было и внешнеполитическое
положение султаната, которому
вновь угрожал Сиам, напавший в
Вспыхнула вражда между соперничающими группировками феодально-купеческой знати при дворе. Хотя к этому времени различия между двумя фракциями при дворе фактически не существовало, все же старое соперничество, носящее личный характер, сохранялось. В борьбу придворных клик оказался вовлечен и султан Махмуд — едва ли не самая яркая личность на малаккском троне. Он был образованным человеком, интересующимся богословскими проблемами, обладал решительным характером, огромным честолюбием и жаждой власти.
Тул
Пераку, умершему в
В
этот момент в Индии и Юго-Восточной
Азии появилась новая сила —
португальцы. Открыв в конце XV в.
морской путь в Индию, португальцы
разгромили в
Естественно, что Малакка — богатейший порт на важном перекрестке торговых путей к Островам пряностей — стала одним из первых объектов португальской экспансии.
Командующий
первой португальской эскадрой,
пришедшей в
В
В
апреле
Так
закончился блестящий период
истории средневековой Малайи,
сохранившийся в памяти последующих
поколений как эпоха политического
могущества, небывалого подъема
торговли и расцвета культуры.
[1] Происхождение слова неясно, может быть, оно происходит от арабского «малакат» — рынок.
[2] Существует точка
зрения, что Искандер-шах был сыном
Парамесвары, умершего в 1413 или