Глава
4
МАЛАЙЯ
В XVI—ХVIII вв.
Португальцы
в Малакке. Начиная с
Первыми колонизаторами в Малайе стали португальцы. Малакка превратилась в одну из опорных баз португальской колониальной империи на Востоке наряду с Гоа, Даманом, Диу, Ормузом и Сокотрой. Город был превращен в мощную крепость. Форт «Фамоза» и другие построенные португальцами здания были окружены каменной стеной с бастионами. В нем жили португальские чиновники и находился гарнизон. Сильно укрепленный (особенно с моря), занимавший выгодную стратегическую полицию на холме город был практически неприступен для местных владетелей. Слабее Малайка была укреплена со стороны суши, но превосходство португальцев в артиллерии позволяло им в течение почти полутора веков успешно отбивать все осады. Ахиллесовой пятой города стала полная его зависимость от внешнего мира в снабжении продовольствием, и во время осад жители Малакки часто находились на грани голодной смерти. Большая часть населения португальской Малакки жила в пригородах. К югу от крепостных стен находился Илир (Бандар-Хилир), населенный в основном метисами, происходившими от браков португальцев с местными женщинами; там жили также португальцы, которые обладали имениями с садами и множеством кокосовых пальм. Работали в этих имениях рабы-африканцы или обитатели соседних деревень. К востоку от города, вверх по течению р. Малакка располагался бедный пригород Сабак, где жили малайцы, промышлявшие рыболовством. Самым большим и богатым предместьем был Упех, который находился по другую сторону реки, к северу от города. Здесь жили иностранные торговцы, здесь же находился главный базар Малакки; Упех состоял из трех кварталов, где жили соответственно китайцы, яванцы и клинги (индийцы).
На
протяжении XVI в. в Малакке было
построено много зданий,
изменивших облик города. Еще при д'Албукерки
была построена церковь Успения
Богородицы, ставшая с
Управление
Малаккой было организовано
следующим образом. Главным лицом
был капитан (комендант) крепости Малакка,
который с
Португальцы сохранили некоторых должностных лиц администрации султаната. Бендахара[1] ведал всем «нехристианским населением и иностранцами», теменгунг управлял местными жителями (малайцами и минангкабау) в окрестностях Малакки, шахбандар, помогавший бендахаре, отвечал за поступление пошлин с азиатских кораблей и прием послов из азиатских государств. Кроме того, во главе каждой общины — китайской, яванской, тамильской — стоял капитан, с которым имели дело власти.
Главная
ценность Малакки для португальских
колонизаторов состояла в том, что
город был важным торговым портом,
через который шел поток товаров из
Индии на архипелаг, в Китай и Японию
и в обратном направлении, и одной из
основных морских крепостей,
поддерживавших португальскую
торговую монополию в странах
Южных морей. Португальское
господство основывалось на
жесточайшем терроре, ставившем
целью сохранение торговой
монополии. Уже в
Португальцы облагали местную торговлю чрезвычайно высокими пошлинами. Это побуждало торговцев в XVI в. избегать Малакку и вести торговлю в портах Южной Малайи, Северной и Восточной Суматры, Западной Явы.
Португальское управление в Малакке очень скоро обнаружило общие для португальской колониальной администрации недостатки — невероятную коррупцию, нарушение государственной торговой монополии должностными лицами и т. п.
Нетерпимая торговая политика колонизаторов сочеталась с нетерпимостью религиозной, Средневековый фанатизм, животная ненависть к инаковерующим позволяли оправдывать любые жестокости в отношении местного населения. Так, после штурма Малакки д'Албукерки приказал в течение недели истреблять всех мусульман независимо от пола и возраста, появлявшихся на улицах захваченного города. На протяжении всего периода португальского господства в Малакке проводилась политика насильственного обращения населения в христианство. Но, несмотря на распространение и даже поощрение браков португальцев с местными женщинами, христиан в Малакке и ее окрестностях насчитывалось не более 6,5 тыс. из 20—30 тыс. жителей.
Власть португальцев в Малайе практически ограничивалась Малаккой и ее ближайшими окрестностями. Северные малайские княжества после падения Малакки попали в вассальную зависимость от Сиама. С юга, востока и севера Малакку окружали малайские государства — Джохор, Паханг и Перак, где правили отпрыски малаккокой династии, настроенные враждебно в отношении захватчиков. Португальская крепость Малакка была островком, вокруг которого бушевало море гнева и ненависти к колонизаторам, удерживавшим свои позиции лишь благодаря военному преимуществу и противоречиям в лагере противника.
Сразу
же после захвата Малакки
португальцы столкнулись с
недовольством многочисленной
яванской колонии. Д'Албукерки
казнил главу этой колонии богатого
купца Утимутираджу вместе с семьей,
после чего яванцы во главе с Патих
Кадиром подняли восстание, жестоко
подавленное колонизаторами. В защиту
соотечественников выступило
яванское мусульманское княжество
Джапара, игравшее ведущую роль в
торговле Северной Явы, интересы
которой были затронуты
утверждением португальцев в
Малакке. В
Возникновение Джохора и его борьба с португальцами. Серьезным противником португальцев стал султанат Джохор, который играл главенствующую роль среди малайских княжеств на протяжении XVI—XVIII вв.
После
падения Малакки султан бежал в
Паханг. Оттуда он отправил
посольство в Китай с просьбой о
помощи против португальцев. Однако
минский император, сославшись на
войну с монголами, отказался
помочь Махмуду, и китайские торговцы,
помогавшие д'Албукерки при осаде
Малакки, возобновили связи с
городом. После этого султан и его
двор перебрались на юг полуострова,
где в верховьях р. Джохор возник
центр нового малайского
государства. В
Уже
при Махмуде власть Джохора
признавали княжества полуострова,
за исключением северных,
находившихся в зависимости от
Сиама, острова между Малайей и
Суматрой (включая Сингапур) и
султанаты Восточной Суматры, т. е.
султанат Джохор распространял свое
влияние на большую часть территорий,
некогда подвластных Малакке.
Джохор с самого начала повел
ожесточенную борьбу с
португальцами, преследуя две цели:
во-первых, помешать утверждению
португальской торговой монополии в
проливах, во-вторых, в случае удачи
захватить Малакку и восстановить
Малаккский султанат. Героем
антипортугальских кампаний
Джохора стал лаксамана (адмирал)
Ханг Надим. Уже в
Махмуду
наследовал его младший сын
Алауддин Риаят-шах II (1528—1564 гг.), в
то время как старший, Музаффар-шах,
стал султаном Перака, положив
начало династии, которая
существует в этом султанате по сей
день. Алауддин продолжал политику
отца, и в
Джохор,
Аче и Малакка в XVI в. Важным
фактором, влиявшим на положение
Малаши и борьбу за торговые пути
через проливы, стал султанат Аче.
Падение Малакюи открыло путь к
возвышению северосуматранского «няжества
Аче, которое в короткий срок
превратилось в один из главных
торговых центров на архипелаге. Аче
подчинил порты Пиди и Пасей па
севере Суматры, которые вели
крупную торговлю с Китаем и
Гуджаратом, а затем повел борьбу за
гегемонию на восточном и западном
побережьях Суматры. Стремление к
контролю над путем через
Малаккский пролив неминуемо
привело Аче к столкновению с
португальцами и Джохором.
В
Постоянная
вражда Аче и Джохора мешала им
объединить свои силы против
португальцев. В
Союз
Джохора с португальцами был
непродолжительным. Жесткая
торговая политика колонизаторов
продолжала вызывать недовольство
Джохора, который, улучшив отношения
с Аче, в 1586—1587 гг. снова осаждал
Малакку. Малакка была блокирована,
и ее связи с внешним миром
практически были сведены к нулю. Но
подошел флот из Гоа, и адмирал Паолу
ди Лима Перейра предпринял в июле
Таким
образом, в течение всего XVI в.
португальцы в Малакке, отбивая
атаки малайских, суматранских и
яванских государств, ценой
огромного напряжения сил
удерживали торговую и морскую
монополию.
Появление
англичан и голландцев. В конце
XVI в. в Юго-Восточной Азии появились
европейские соперники Португалии и
Испании (последняя с 1580 по
В
Хотя
основное внимание новых
колонизаторов было сосредоточено
на Молукках, они довольно активно
действовали в Западной и Южной
Малайе, стремясь обосноваться в
этом стратегически важном районе. В
Особенно
активно действовала в Малайе в тот
период голландская Ост-Индская
компания, основанная в
Ачехские
завоевания в Малайе. В начале
XVII в. султанат Аче вступил на путь
широкой завоевательной политики,
острие которой было направлено
против Малакки и Джохора —
соперников в борьбе за господство
над Малаккским проливом. Султан
Искандар Муда (1607—1636 гг.) — самый
могущественный государь в истории
Аче — в
В
Захват
Малакки голландцами и голландская
политика в Малайе. В
Взятие Малакки сопровождалось всеобщей резней и грабежом. Почти все здания были разрушены, усадьбы и сады вокруг 'Города уничтожены. От эпидемий, с новой силой вспыхнувших в разоренной Малакке, погибли тысячи жителей города и окрестностей.
Для голландцев Малакка представляла главным образом интерес с военной точки зрения — как сильная крепость «а пути через Малаккский пролив. Форт был восстановлен и даже укреплен, в нем постоянно находился голландский гарнизон. Административно Малакка была подчинена столице Нидерландской Индии — Батавии, которая назначала губернатора. При губернаторе Малакки существовал совет, куда входили суперкарго, наблюдавший за торговлей, командующий гарнизоном, судья и другие высшие должностные лица, а также представители европейского купечества (голландцы и португальцы). Как и в португальское время, в окрестностях города занимались садоводством, попытка голландцев создать рисовые поля вокруг Малакки, чтобы прокормить население в случае осады, успехом не увенчалась.
При голландцах Малакка утратила значение мирового порта, так как голландская Ост-Индская компания стремилась сосредоточить торговлю между Дальним Востоком, архипелагом и Индией в Батавии. Малакка же служила крепостью в проливах и центром торговли для полуострова. Главным предметом ввоза в Малакку стали продукты питания из Явы, Сиама, Суматры и Бентала и ткани из Индии, а основной статьей экспорта — олово. Ост-Индская компания, как и португальцы, стремилась монополизировать торговлю, заставляла суда, проходящие через пролив, заходить в Малакку и платить высокие пошлины. Методами поддержания монополии стали навязанные малайским султанатам договоры, по которым те обязывались продавать компании олово и перец по низким ценам, блокада побережья, сооружение фортов, патрулирование голландских судов в проливе. Подобная политика вызывала сопротивление малайских княжеств и индийского купечества, торговавшего в Малайе, и усиливала стремление использовать другие центры на полуострове для международной торговли.
Из малайских султанатов голландские колонизаторы наибольший интерес проявили к Пераку и Кедаху, где добывался главный экспортный продукт полуострова — олово. В 40— 50-е годы XVII в. они заставили Перак и Кедах заключить ряд соглашений, дававших голландцам монополию на торговлю оловом в этих султанатах. Голландцы неоднократно блокировали побережье Перака и Кедаха, препятствуя их торговле, создавали фактории и форты на побережье этих султанатов.
Перак
и Кадах вели непрерывную борьбу с
голландской торговой монополией.
В
Помимо
султанатов северо-западного
побережья голландцы пытались
подчинить своему влиянию мелкие
минангкабауские княжества,
расположенные в окрестностях
Малакки. Минантка-бау стали
переселяться в этот район в
основном в XVI в., поощряемые
португальцами, заинтересованными в
разработке золотых приисков и
получении риса из внутренних
областей полуострова. Минангкабау
заселили старинный торговый путь
из Малакки в Паханг и создали
несколько мелких владений. Их
отношения с португальцами были
неодинаковыми на протяжении XVI в.,
а в XVII в. они открыто враждовали с
Малаккой. Стремясь упрочить свои
позиции в Малакке, голландцы в
Джохор
во второй половине XVII — начале XVIII в.
Султан Джохора Абдул-Джалил-шах III (1623—1677 гг.) сумел воспользоваться переменами для укрепления своего государства. Он вновь поставил Паханг под контроль Джохора, его вассалами стали архипелаг Риау-Линга, Бенгкалис, Рокан, Кампар, Сиак и Индрагири на Восточной Суматре; с Аче, Джамби и Патани поддерживались дружественные союзнические отношения. Власть Абдул-Джалил-шаха распространялась даже на минангкабауские княжества Центральной Малайи, т. е. на районы, непосредственно граничащие с Малаккой. Из Паханга, с архипелага Риау-Линга, из суматранских владений в столицу Джохора Бату-Савар стекались олово, лерец, слоновая кость, камфора, копра, ценные породы дерева, которые продавались голландцам, а часто и их торговым конкурентам — гуджаратцам, китайцам, португальцам и англичанам. В Джохор везли ткани из Индии, фарфор, чай, табак и другие товары из Китая. Джохор в середине XVII в. превратился, таким образом, в крупный торговый центр, успешно конкурирующий с Малаккой.
Но
процветание Джохора длилось
недолго. Соперничество двух
дворцовых партий привело к
столкновению Джохора со своим
союзником Джамби. По совету
бендахары Тун Хабиб Абдул Маджида
— главы одной из соперничающих
феодальных клик — султан Джохора
обещал, что его наследник женится
на дочери пангерана (правителя)
Джамби. Но лаксамана (адмирал)
Джохора Падука Туан, возглавлявший
при дворе противную партию,
уговорил Абдул-Джалил-шаха женить
своего будущего преемника на
дочери лаксаманы. Оскорбленный
пангеран в
Лаксамана
Падука Туан убедил нового султана
Джохора и своего зятя Ибрахим-шаха
перенести столицу на о-в Бинтанг,
бывший его уделом. Падука Туан чи
Ибрахим-шах обратились за помощью к
предводителю бугских наемников
Даинг Мангике, который в
Трудностями
Джохора немедленно
воспользовались голландцы,
которые в
Положение
новой династии было крайне
неустойчивым, в стране не
прекращались феодальные распри.
Новый султан в поисках поддержки
даже обратился к английскому
капитану Александру Гамильтону,
предложив ему за это о-в Сингапур.
Тирания младшего брата султана,
фактически управлявшего страной,
вызвала новые волнения и усобицы,
которыми воспользовался
правитель Сиака минангкабау раджа
Кечиль, объявивший себя сыном
Махмуд-шаха II. При поддержке зятя
султана он неожиданно захватил в
Буги
в Малайе и их борьба с голландцами.
В XVIII в. на политической арене
Малайи появилась новая сила — буги.
Отважные мореплаватели, пираты и
торговцы, образовавшие ряд
княжеств на о-ве Сулавеси, буги
после
В
начале XVIII в. бугские феодалы
приняли активное участие в борьбе
за джохорский престол. Один из
предводителей бугоких наемников,
Даинг Парани, обманутый в своих
надеждах получить пост ям-туана
муда («младшего правителя») при
воцарении раджи Кечиля, вступил в
заговор со свергнутым султаном
Абдул-Джалилом IV[2]. Заговор был раскрыт, и заговорщики
бежали из Джохора. Посланцы раджи
Кечиля убили султана Абдул-Джалила
IV в Тренгану, но Даинг Парани и его
братья[3], собрав сильный флот,
захватили Риау и изгнали раджу
Кечиля из Джохора. В
Утвердившись
на Риау, где в то время находился
центр джохорокого султаната,
воинственные братья активно
вмешивались в политическую борьбу
в других княжествах. В
Затем
борьба перекинулась в Перак и
Селангор. И здесь бугские братья
оказались победителями. Один из
бугских вождей, раджа Луму, в
Рост влияния бугов в малайских княжествах, объединение султанатов вокруг Джохора — все это вызвало беспокойство голландских колонизаторов. Еще больше голландские власти Малакки были недовольны торговой деятельностью бугских феодалов, которые под прикрытием боевых флотилий, не брезгавших и пиратством, нарушали голландскую торговую монополию. Риау в период фактического правления ям-туанов муда Даинг Кембоджи (1745—1777 гг.) и его племянника раджи Хаджи (1777—1784 гг.) превратился в оживленный порт, где вели торговлю европейцы, индийцы, китайцы и малайцы. На Риау стали разводить пряности.
В
борьбе с бугами голландцы
использовали недовольство части
малайских феодалов, оттесненных
бугами. Главой малайской партии
был султан Тренгану Мансур,
уговоривший султана Джохора
Сулеймана обратиться за помощью к
голландцам. В
Вспыхнула
война. Бугский полководец раджа
Хаджи разбил флот султана
Тренгану и перенес военные
действия в окрестности Малакки. Но
в
В
следующем,
В
В
начале
Спасло
Малакку появление эскадры ван
Браама, пришедшей из Нидерландов в
Батавию весной
После
этого, в августе
Однако
буги продолжали борьбу. Летом
В
феврале
Малайя в конце XVIII — начале XIX в. В политическом отношении положение «а Малаккском полуострове и. близлежащих островах в этот период было весьма разнообразным. Северная часть полуострова (Патани, Лигор и другие малайские княжества) прочно вошла в состав Сиама, который оправился от бирманского нашествия и укрепил свою власть над вассалами. Северные султанаты Малайи (Кедах, Келантан, Тренгану) также считались вассалами Сиама, но власть последнего над ними была в значительной степени формальной: вассальные обязанности малайских султанов ограничивались более или менее регулярной посылкой бунга мас («золотого цветка»), символизирующего признание сюзеренитета.
К
югу от Кедаха был расположен Перак,
граничивший на востоке с
Келантаном и Пахангом. Это
княжество, в котором правила
династия, ведшая начало от султанов
Малайки, усилилось при султане
Искандере (1756—1770 гг.), но после его
смерти вступило в полосу
междоусобиц. Несмотря на ослабление
государства, султаны Перака сумели
противостоять голландскому
вмешательству и заставили
голландцев в
Река
Бернам отделяла Перак от
расположенного южнее султаната
Селангор, который, как Кедах и Перак,
также выходил к Малаккскому
проливу. Селангор непрерывно
враждовал с Пераком. В
С Селангором граничил расположенный к юго-востоку Негри-Сембилан — конфедерация минангкабауских владений. Во время борьбы бугоких братьев с раджей Кечилем минангкабау в Малайе поддержали последнего — своего соплеменника. После поражения раджи Кечиля бугские феодалы захватили власть над рядом областей, населенных мпнангкабау; в Селангоре появился бугский султан, буги основали княжеские династии в Кланге, Джелебу, Тамшше и Сунгей-Уджонге. Поражение бугов в столкновении с голландцами ускорило складывание государства у минангкабау Малайи.
В
Река Муар отделяла территорию Малакки и Нанинга от Джохора. Джохор — малонаселенная территория на юге полуострова — превратился в удел джохорских теменгунгов, которые распространяли свою власть также на некоторые острова к югу, в том числе на Сингапур.
Главным опорным пунктом европейских колонизаторов в Малайе была принадлежавшая голландцам Малакка, которая к концу XVIII в. полностью утратила торговое значение и представляла для голландской Ост-Индской компании основную ценность как военно-морская база на пути из Индии на архипелаг. Существовали голландские форты на Визу и в Пераке.
Общественный и политический строй малайских княжеств[4]. Малайские султанаты, именуемые негри[5], занимали обычно территорию в бассейне одной из главных рек полуострова. Столицы султанатов находились обычно при впадении главной реки в море или, как в Джохоре, на реке в некотором отдалении от морского берега.
Во главе государства стоял султан, или янг-ди-пертуан бесар[6] («тот, кто является господином»), символизировавший единство султаната. Особа султана считалась священной.
Существовал сложный церемониал, определявший действия султана и его поведение. Символами величия (кебесаран) султана служили его регалии — музыкальные инструменты, скипетр, ящик для бетеля, печать, зонт, оружие. Только султан мог носить одежду желтого цвета, определенные украшения, владеть некоторыми животными и т. п. При восшествии султана на трон вся знать султаната приносила ему присягу в верности; подобная же присяга приносилась феодалами при назначении на должность или при утверждении в правах владения, а также через определенное время всеми феодалами княжества по очереди.
Реальная власть султана но мере усиления феодальной раздробленности, особенно после ослабления и распада Джохора, становилась все более призрачной. В большинстве малайских княжеств в начале XIX в. власть султанов распространялась лишь на домен. Центральный аппарат был слабым, так как реальная власть сосредоточивалась в руках крупных феодалов, владевших теми или иными областями государства. При султанах имелись советники, которых правитель старался подбирать из числа родственников или верных людей, чаще всего не владетельных феодалов.
Султанат делился на области (даэрах, джаджахан), которые являлись владениями того или иного феодального рода. Теоретически владение этими областями было обусловлено военной службой султану и выплатой ему определенной части доходов, но фактически, особенно в XVIII—XIX вв., крупные феодалы мало зависели от центральной власти.
Владетельные феодалы, носившие титулы раджа или тунку (если они происходили из правящей семьи), дато или ван (если они не принадлежали к султанскому роду), управляли областью, взимали налоги, вершили суд, собирали пошлины, сгоняли крестьян на принудительные работы и т. д. Вокруг каждого из владетельных феодалов образовывался круг из родственников и других аристократов, которые были его помощниками, военачальниками, секретарями, послами, управителями, советниками.
Обычным явлением были феодальные усобицы. Войны постоянно велись как между султанами, так и между владетельными феодалами. Феодалы жили в укрепленных резиденциях на берегах рек; резиденции обносились палисадом, рвом и земляной насыпью, по углам которой сооружались бастионы для пушек. Феодалы держали при себе наемную дружину.
Султан дарил феодалам земли, передавая им также права на эксплуатацию крестьян, сидевших на этой земле. Если во времена Малаккского султаната могущественный правитель действительно был властен отнимать у феодалов те или иные земли и дарить их, то в слабых, раздробленных государствах XVII—XIX вв. феодалы превратились в почти независимых правителей.
Феодалы в Пераке и Пахаяте по малайской традиции делились на несколько групп: «четыре», «восемь», «шестнадцать» и «тридцать два». Наиболее влиятельной группой была первая, в нее входили: бендахара — первый министр и главнокомандующий, бендахари — секретарь и казначей султана, теменгунг — глава полиции, ведавший также военными укреплениями, и мантри — главный судья. В число «восемь» входили: ма-хараджа-лела — судья, лаксамана — адмирал, шахбандар — глава таможенного управления, главный кади — судья по религиозным делам и еще четыре феодала — наместники областей. Высшие вельможи, входившие в «четверку» и «восьмерку», распространяли свою власть на целые районы султаната.
Часть доходов, и довольно значительную, феодалы получали в виде судебных штрафов с крестьян. Каждый феодал в своей округе вершил суд и собирал судебные штрафы. По закону доход от судебных штрафов должен был делиться в определенной пропорции между султаном и феодалами, но с ослаблением центральной власти феодалы стремились присвоить его целиком.
После крупных феодалов в Пераке и Паханге на иерархической лестнице стояли шестнадцать правителей различных областей, должности которых не были наследственными. Они назначались крупными феодалами и часто были их сыновьями. Кроме того, было тридцать два «территориальных вождя», которые в отличие от крупных владетелей не имели судебной власти; а были их помощниками или просто управителями небольших округ. Титулы, наименования должностей и традиционное деление господствующего класса — все это осталось в наследство от Малаккского султаната, но обязанности, реальное содержание той или иной должности или титула претерпели значительные изменения.
В Селангоре, где правили бугские раджи, при султане состояли четыре крупных феодала, между которыми была разделена страна: два из них управляли побережьем и дельтой реки, третий — областью Кланг, а четвертый — внутренней частью государства. Яркий пример феодальной раздробленности в конце XVIII в. представлял собой Джохор — жалкий обломок некогда могущественного султаната. Здесь можно было найти по меньшей мере семь владений, феодальные правители которых не хотели подчиняться ни султану, ни фактическому главе Джохора — теменгунгу.
Султаны и крупные феодалы раздавали земли и деревни более мелким феодалам на условиях вассальной зависимости. В Малаккском султанате такие пожалования совершались султаном или с его ведома, но в Малайе XVII—XVIII вв. крупные феодалы совершали эти акты уже по своему усмотрению. Создавалась более или менее развитая иерархическая структура феодального общества, в основе которой лежало феодальное землевладение. Каждая область находилась под контролем того или иного крупного феодала, который превратил свой удел в наследственный, а ниже шли ненаследственные феодалы, зависящие не от центральной власти, а от вышестоящих феодалов. Низший слой феодалов не всегда принадлежал к сословию раджей; такими феодалами в ряде случаев могли становиться деревенские старосты. Так, в Линги, на западном побережье Малайи, в конце XVIII в. было основано поселение, и один из поселенцев стал старостой. Затем он разбогател на торговле оловом настолько, что подчинил своему влиянию всю деревню. Его зять уже распространил свою власть на всю округу и чувствовал себя настолько независимым, что оспаривал получение пошлин на олово у правителей малайских княжеств.
Власть султанов и возможности получения ими доходов были чрезвычайно ограниченны. Так, султан в Пераке мог беспрепятственно распоряжаться лишь в тех районах, на которые не распространялось влияние крупных феодалов или каких-либо могущественных семей. Последние, с одной стороны, стремились освободиться от контроля центральной власти, а с другой — были заинтересованы в сохранении ее как средства, с помощью которого удерживалось в повиновении крестьянство, а государство охранялось от внешних врагов. Кроме того, феодалы получали от государства должности, дававшие им право на получение феодальной ренты.
В условиях Малайи значительные государственные доходы поступали от пошлин на торговлю и оловодобычу. Получение их было связано с той или иной должностью, занимаемой феодалом. Если в Малаккском султанате почти все сборы от торговли шли султану, то в султанатах конца XVIII — начала XIX в. султаны делились доходами с феодалами. Так, в Пераке султан получал доходы от пошлин на олово, табак, опиум, индийский тростник, масло и соленую рыбу, которые перевозили по р. Перак; наследник султана получал оборы с игорных домов, оошумокурилен и винных лавок; бендахара взимал в свою пользу пошлины с товаров, идущих по р. Кинта; теменгунг обладал монополией на торговлю солью и пользовался частью пошлин; один из феодалов получал пошлины с вывоза олова и гуттаперчи в своей округе; наместник района Кинта взимал в свою пользу десятипроцентную пошлину на олово.
Источником обогащения феодалов служила также торговля. Огромные доходы некоторые из них получали от добычи и продажи олова — основного богатства Малайи. Все это способствовало концентрации больших богатств в руках отдельных феодалов и открывало им путь к политическому возвышению.
Малайское общество резко делилось на два класса: феодалов и крестьян (раятов). Человек от рождения принадлежал к одному из этих классов, и попасть в высший класс человеку из простонародья было практически невозможно.
Основная масса крестьян имела участки земли, передававшиеся по наследству. Эту землю можно было продавать, покупать, закладывать.
Феодальная государственная собственность на землю в малайских государствах выражалась в том, что султан имел право собирать налоги и распоряжаться запущенными и выморочными землями;
Раздавая земли феодалам, султан передавал им, не право собственности на землю, а право на получение налога с нее и право передачи крестьянам заброшенных и пустующих земель. Крестьянин имел право на владение любым участком земли, который он или его предки отвоевали у джунглей. Права на землю сохранялись в течение всего времени, пока продолжалась обработка земли или пока сохранялись межевые знаки, указывавшие на право владения землей. Существовало также положение, что крестьянин владеет своей землей до тех. пор, пока часть зерна идет правителю. Одна из статей малаккского кодекса XVI в., сохранившая свое значение вплоть до XIX в., гласила; «Лица, которые сидят на землях или участках других (имеются в виду крестьяне, сидящие на землях, пожалованных султаном тому или иному феодалу. — В. Т.), должны повиноваться приказам владельца [земли], и если они противодействуют ему, то должны быть оштрафованы... Обязанность всех, живущих на [его] земле, помогать владельцу».
Масса малайского крестьянства представляла собой постоянных наследственных владельцев, несущих повинности и плативших ренту-налог в пользу феодалов. Основной формой феодальной ренты в малайских княжествах была продуктовая. Малайское крестьянство (в рисопроизводящих районах) уплачивало верховному собственнику земли — султану, а фактически — отдельным феодалам, ренту-налог, который носил название десятины. Размеры десятины не были зафиксированы и различались ее только от княжества к княжеству, но даже в районах одного и того же княжества. В некоторых районах Малайи натуральная рента-налог взималась с крестьян не рисом, а другими продуктами — кокосовыми орехами, фруктами, породами ценных деревьев и т. д. В Пераке, например, крестьяне одной округи поставляли строительный лес, который не только использовался султаном для строительства, но и шел на внешний рынок, а другая округа поставляла индийский тростник.
Значительное развитие в Малайе получила отработочная рента, существовавшая наряду с продуктовой. Как правило, собственного хозяйства феодалы не вели, но у некоторых из них были участки земли, которые обрабатывались принудительным трудом крестьян. Крестьяне строили мосты, дороги, рыли каналы и выполняли другие общественные работы, были гребцами на лодках феодалов, смотрели за слонами султана и т. д. Отработочная рента в ряде районов была настолько велика, что крестьяне даже освобождались от продуктовой ренты. Английский офицер Лоу, служивший в 20-х годах прошлого века в Малайе, писал: «Его (крестьянина.— В. Т.) дети силой отбирались от него: девушки — во дворец, а юноши — на общественные работы или на войну, где они не получали никакой платы, а лишь немного еды».
В XVIII—XIX вв. в малайских княжествах некоторое развитие получила денежная рента. Так, в Кедахе при сиамском господстве можно было заменять подушевой сбор риса натурой уплатой денег. Помимо этого крестьяне Кедаха, владевшие орошаемыми землями, платили денежный поземельный налог. Известно, что обитатели прибрежных районов Перака платили подушевой налог деньгами. Увеличение доли денежной ренты в Малайе было связано с развитием оловодобычи и появлением китайских рабочих, покупавших у малайских крестьян продукты питания, а также с установлением над северными княжествами господства Сиама, который облагал своих новых подданных денежным налогом-рентой.
Кроме того, существовали нефиксированные подношения крестьян феодалам. Источники свидетельствуют, что раджи в любое время могли взять «подарки» у крестьян — от дочери до фруктов. Подати и налоги в пользу государства занимали значительное место лишь в государствах, находившихся под сиамским контролем, да и то и течение сравнительно небольшого времени. Во всех малайских государствах большая часть феодальной ренты взималась отдельными феодалами, без вмешательства государства.
Централизованного налогового аппарата в малайских княжествах не было, налоги собирались старостой деревни и передавались феодалу, который по своему усмотрению распоряжался ими.
На протяжении XVI—XVIII вв. происходило непрерывное освоение новых территорий. Если до возникновения Малаккского султаната во внутренних районах жили лишь аборигены (сенои, семанги, джакуны), то начиная с XVI в. малайцы и минангкабау, постепенно продвигаясь по рекам в глубь страны, основывали новые поселения.
Основными занятиями малайского крестьянства были возделывание риса и рыболовство. Население жило в деревнях, расположенных вдоль морского побережья и рек. Значительное место в Малайе занимала подсечно-огневая система земледелия и выращивание суходольного риса. Многие статьи в кодексах малайских государств касаются выращивания суходольного риса и овощей на очищенной от леса земле (ладанг).
Поливной рис сажался в устьях рек, вдоль заливаемых речных пойм, а также вдоль узких речных долин. В прибрежных районах рис культивировался на участках, образованных морскими отложениями. Посевы поливного риса требовали ирригационной сети, которая в Малайе была весьма разнообразна — от очень примитивных приспособлений для задерживания и ограничения стока дождевой воды до искусных сооружений по регулированию речного стока.
Тягловой силой для вспашки рисовых полей были буйволы и сиамские волы, запрягаемые в тяжелый плуг. Остальные сельскохозяйственные работы производились крестьянином вручную при помощи очень примитивных орудий. Вручную производилась и расчистка леса под посевы суходольного риса и овощей.
Еще со времен Малаккского султаната ряд китайских источников отмечал, что в Малайе выращивали сахарный тростник, фруктовые деревья, лук, имбирь, горчицу, тыквы и дыни.
Было развито и рыболовство, которое часто сочеталось с земледелием.
В некоторых статьях кодексов малайских государств упоминается расчистка леса. Члены деревни-общины обязаны были совместно расчищать лес по склонам холмов для посевов суходольного риса и овощей. Доля каждого общинника при расчистке точно определялась, и в случае поджога сваленных деревьев раньше времени кем-либо из членов общины последний нес за это ответственность и возмещал остальным убытки. Если кто-либо не огородил свой участок, а поля остальных вследствие этого были потравлены окотом, то он также возмещал убытки. Эти статьи, как и многие другие (об обязанностях охранять свои участки, об ответственности за потраву, о запрещении владельцу земли, расположенной вверх по течению ручья, перекрывать воду), свидетельствуют об обязанностях членов общины по отношению друг к другу.
Условия хозяйствования в Малайе определялись наличием большого фонда свободных пустующих земель. Редкое население (200 тыс. человек в начале XIX в.) не занимало все пригодные для обработки земли.
Высшим лицом малайской деревни был староста (пенгулу). Он определял размеры платежей, следуемых с каждого двора, назначал людей на принудительные работы, регулировал ритм полевых работ. Должность пенгулу была обычно наследственной. К верхушке деревни относились также помощники старосты (мата-мата), имам — священнослужитель деревенской мечети. Иногда старосты превращались во владетельных феодалов. Обычно это происходило при заселении ранее безлюдной части того или иного феодального владения.
Помимо крестьян-общинников в малайских княжествах были другие разряды эксплуатируемых — долговые зависимые (оранг берхутанг, каван) и рабы (абди), иногда объединяемые общим термином «хамба».
Долговыми зависимыми становились люди, заложившие свою землю, или те, кто по каким-либо причинам остались без земли, оторвались от своей деревни и были вынуждены отдаться под покровительство феодала. Такие люди иногда жили в доме феодала, обрабатывали его поля, расчищали новые участки из-под леса. Долговая зависимость не прекращалась со смертью должника: семья наследовала все обязательства умершего. Одним из дополнений к обычному малайскому праву, которое гласило, что вдова и дети умершего должника несут ответственность лишь за 1/3 долга, в XIX в. служил закон, согласно которому семья отвечала за долги полностью. Этот закон, а также другое новое правило — выплата выкупа за дочь должника ее женихом кредитору — были нововведениями, свидетельствующими об усилении феодальной эксплуатации. Долговые зависимые были самой бесправной частью малайского крестьянства.
Собственно рабов в Малайе было сравнительно немного. К ним относились военнопленные, захваченные аборигены, которые сопротивлялись обращению в ислам, лица, совершившие преступления и отдавшиеся под покровительство султана или владетельного феодала, дети рабынь, которые не признавались хозяином за собственных. Кроме того, имелось небольшое число рабов-африканцев, привозимых паломниками из Мекки. Большая часть рабов жила в домах феодалов и не участвовала в производительном труде. Основную массу таких рабов составляли женщины. Раб считался вещью, имуществом, которое можно было продавать, дарить, завещать и т. п. Многие статьи в кодексах были посвящены вопросам займа рабов и возмещения убытков за увечье или смерть раба. Свободный за убийство раба уплачивал его стоимость, а раб за оскорбление свободного мог быть убит. За поимку беглых рабов выплачивалось вознаграждение, укрывательство их жестоко наказывалось. За кражу раба, принадлежавшего простолюдину, вор возмещал стоимость раба в двойном размере, за кражу раба феодала—в пятикратном, раба султана — в четырнадцатикратном. Если вор не мог возместить стоимость, то предавался смертной казни.
О развитии малайского ремесла известно очень мало. Основную массу ремесленных изделий крестьяне изготовляли в своих хозяйствах. Одной из самых значительных отраслей домашней промышленности было производство плетеных изделий. Из пальм и бамбука крестьяне изготовляли сельскохозяйственный инвентарь и снасти для рыбной ловли, домашнюю утварь, разнообразные сосуды, обувь и головные уборы.
Китайские хроники отмечают, что в Джохоре в XVI—XVII вв. делались прекрасные циновки. Глиняная посуда также изготовлялась крестьянами. Известным центром гончарного производства в Пераке был Куала-Тембелинг, где производили особый вид сосудов. Перак был известен также своими вышитыми изделиями. Существовало ручное ткачество.
Значительная часть ремесленников жила также при дворах феодалов, которые снабжали их пищей, материалами и инструментами. Эти ремесленники в малайских государствах, по существу, были крепостными феодалов, обслуживавшими потребности своих господ. Ремесленное производство служило одним из источников доходов феодалов, продававших часть продукции «своих» ремесленников.
Далеко за пределами Малайи славились малайские золотых дел мастера и оружейники. Продукция ювелиров Паханга, Тренгану была известна на Суматре и Яве. Рембау, Перак и Тренгану славились производством копий и кинжалов-крисов, а Перак и Кедах — ножей. В Пераке и Паханге изготовляли также богато орнаментированную посуду. В Келантане и Тренгану производились шелковые ткани, в других местах — златотканые изделия, в Паханге и Селангоре — одежды. Некоторые необходимые для ремесленников материалы привозились из других стран, например шелковые ткани из Индии и Китая. Говорить об интенсивном обмене между ремесленниками и крестьянами не приходится, ибо продукция этих ремесленников принадлежала феодалам и ремесленники обслуживали либо личные потребности феодалов, либо производили товары на внешний рынок, куда их сбывали те же феодалы.
Определяющей тенденцией социально-экономического развития Малайи в XVI—XVIII вв. было дальнейшее развитие феодальных отношений. Это выразилось в усилении власти владетельных феодалов, увеличении эксплуатации крестьянства, возрастании числа долговых зависимых. После падения Малакки правящий класс потерял значительную часть доходов от внешней торговли и стремился возместить ущерб за счет эксплуатации крестьянства. Появление европейцев на побережье заставило малайских феодалов двигаться вслед за волной поселенцев во внутренние районы страны. Результатом этого было распространение феодальных отношений «вширь». Одновременно усиливалась феодальная раздробленность. Это выразилось прежде всего в укреплении власти владетельных феодалов во всех малайских султанатах. Процессу феодальной раздробленности способствовала также политика европейских колонизаторов.
Особенности общественного устройства Негри-Сембилана. Минангкабау Негри-Сембилана отличались по общественному устройству от малайцев. Они сохранили пережитки родо-племенных отношений, у них господствовало материнское право, существовала юридическая неоформленность сословных различий.
Минангкабау, переселившись в Малайю, принесли с собой форму своей родо-племевной организации — суку. Минангкабау на Суматре принадлежали к одному из четырех суку — разросшемуся первоначальному роду, и пришельцы в Малайе сохраняли принадлежность к своему суку. Постепенно в Негри-Сембилане образовалась несколько десятков суку, поскольку минангкабау, расселяясь в Малайе, теряли связь между собой и в Непри-Сембилан приходили новые переселенцы, которые не принадлежали к минангкабау. Суку из некогда родо-племенных организаций, которые распространяли свою юрисдикцию на всех своих членов вне зависимости от местожительства, превратились в территориальные объединения, в которых сохранялась старая модель родового устройства минангкабау.
Суку делились на кланы (перут), состоявшие из нескольких семей. Во главе перут стоял старейшина (ибу-бапа), избиравшийся всем кланом. Перут были неравноправны; некоторые из них находились в подчиненном положении по отношению к перут, к которым принадлежала знать суку.
Во главе суку стоял лембага, который из родо-племенного вождя постепенно превращался в феодала. Суку занимали определенную территорию и объединялись в негри, во главе которых стояли унданги. По-видимому, большинство ундантов были потомками феодальных владетелей, существовавших на территории Негри-Сембилана до прихода минангкабау или появившихся здесь в XVI—XVIII вв. в качестве наместников Джохора. Унданги были не родо-племенными вождями, а владетелями определенных территорий, населенных членами различных суку. Процесс феодализации минангкабауското общества в конце XVIII — начале XIX в. завершался. Пережитки родовых отношений сохранялись и оказывали значительное влияние на быт, семью, законы и обычаи. Но характер минангкабауского общества определялся уже не ими, а теми феодальными отношениями, уровень развития которых был примерно одинаков для всей Малайи.
Малайская литература, исторические произведения и законодательство XVI—XVIII вв. Период от падения Малакки до распада султаната Джохор являлся временем дальнейшего развития малайского языка, который сохранил свое значение наиболее обиходного языка архипелага и полуострова.
В этот период, как и в эпоху Малаккского султаната, продолжался перевод на малайский язык произведений арабо-персидской и индийской литератур («Повесть о мудром попугае», «Тути-Наме», «Повесть о Калиле и Димне», «Повесть о Бахтиаре» и др.).
Значительные произведения были созданы в то время в области теологии, исторической прозы и юриспруденции. Центром малайского языка и литературы после падения Малакки стали княжества Северной Суматры — Пасей и Аче, хотя культурная традиция сохранялась также в Джохоре, Пераке и Кедахе.
В XVII в. на Северной Суматре, издавна бывшей центром распространения ислама в Юго-Восточной Азии, создается ряд философских теологических произведений на малайском языке. Наиболее интересны из них — сочинения мистиков, приверженцев суфизма, широко распространившегося на Северной Суматре в XVII в.
Самым крупным из авторов был Хамза Пансури, или Хамза из Баруса, живший во второй половине XVI — первой половине XVII в. По своим философским взглядам он был пантеистом и приверженцем еретического суфизма. Хамза оставил два богословских прозаических произведения, но более всего он известен своими религиозными поэмами («Шаир чужака», «Шаир о птице-душе», «Шаир о лодке»), которые оказали заметное влияние на дальнейшее развитие малайской поэзии.
Другим известным богословом-мистиком XVII в., писавшим на малайском языке, был Шамсуддин Пасейский, младший современник Хамзы. Полностью сохранилась только одна его книга — «Мират ал-мумин», остальные дошли в отрывках.
Противником пантеистов Хамзы и Шамсуддина был Наруд-дин бин Али ар-Ранири, гуджаратец по происхождению, вначале живший в Паханге, а затем перебравшийся в Аче. Из многочисленных трудов ар-Ранири самым значительным является «Бустан ас-Салатин» («Сад царей») — энциклопедическое сочинение, в котором помимо сведений по всемирной истории содержится также история мусульманских государей Малакки, Паханга и Аче. Ар-Ранири был яростным противником суфизма, в своих многочисленных трактатах он осуждал отождествление человека и вселенной с богом и сравнивал пантеизм Хамзы с теориями веданты и тибетской махаяны. Видимо, по его настоянию книги Хамзы и Шамсуддина после смерти покровительствовавшего им ачехского султана Искандера Муды были преданы сожжению.
Последним крупным богословом Северной Суматры в XVII в. был Абдуррауф из Синлкеля, до сих пор почитаемый в Аче как святой. Он оставил сочинения по мусульманскому мистицизму и шафиитокому праву.
После упадка Аче центр изучения мусульманской теологии переместился в другие места, в частности в Палембанг. Самыми крупными из богословов Палембанга, писавшими на малайском языке, были Абд ас-Самад, деятельность которого относится ко второй половине XVIII в., и Мухаммад ибн Ахмад Кемас (1719—1763 гг.). Другим центром был Риау, куда в эпоху правления бугских ям-туанов муда переместился политический и культурный центр малайского мира.
В
XVII — начале XIX в. появился целый ряд
малайских исторических сочинений.
В султанате Джохор в начале XVII в.
была завершена редакция версии «Седжарах
Мелаю». Истории самого султаната
были созданы в бугский период.
Анонимная «Хикаят негри Джохор» («Повесть
о земле Джохорской») описывает
историю Джохора и бугов на
полуострове между
Интересное историческое сочинение оставил отпрыск перакского правящего дома раджа Чулан, «искуснейший человек Перака по части прозы и стихов», который в своей хронике «Миса Мелаю» дал подробное изложение истории Перака в 1742— 1778 гг., причем сообщил много сведений о нравах двора, местных обычаях и т. п.
Хронику султаната Кедах «Кедахскую летопись», или «Хикаят Маронг Махавангса», трудно отнести к историческому труду, поскольку это скорее собрание легенд и фантастических историй, относящихся к Малайе, которое во многом напоминает малайский народный роман. Создано это произведение, видимо, в конце XVIII — начале XIX в.
XVI—XVIII века были временем интенсивного развития юриспруденции в малайских княжествах, что объяснялось необходимостью приспособить местное право к требованиям ислама, занявшего господствующее положение в сфере идеологии.
Основой всех позднейших малайских кодексов послужили своды законов Малаккского султаната второй половины XV — начала XVI в., «Малаккское уложение», составленное при Музаффар-шахе, и кодекс, посвященный морскому праву, появившийся при султане Махмуде.
На
базе «Малаккского уложения» возник
пахангский кодекс, составленный в
Много
кодексов появилось в Кедахе.
Старейший из них, датированный
В начале XVIII в. в Пераке был создан свод законов «Двенадцать законов», в которых сделана попытка приспособить законы минавгжабау к патрилинейной системе. «Девяносто девять законов» Перака, также оформленные в XVIII в., характеризуются явным преобладанием норм малайского обычного права над мусульманскими.
Существовал в XVIII в. отдельный кодекс и в Джохоре, основанный на законодательстве Малакки.
Таким образом, в XVI—XVIII вв. культура Малайи, подвергшаяся сильной исламизации, развивалась, главным образом в сфере литературы, в тесной связи с малайскоязычными районами на Суматре и Калимантане (Бруней).
[1] Первым бендахарой португальской Малакки был богатый индийский купец Ниначату, помогавший португальцам при осаде Малакки; он был обвинен в злоупотреблениях и покончил жизнь самоубийством. Его преемником стал султан Кампара (на Суматре) Абдуллах — зять султана Махмуда; позднее Абдуллах был казнен португальцами.
[2] Существует романтическая история о том, как раджа Кечиль, став султаном, предпочел младшую дочь Абдул-Джалила IV старшей, и обиженная девушка призвала в страну Даинг Парани, за которого вышла замуж.
[3] У Даинг Парани было четыре брата.
[4] Для характеристики малайских княжеств в XVI—XVIII вв. используется и материал ХIХ в., относящийся к периоду до английского завоевания, поскольку основные черты их общественного строи остались практически неизменными.
[5] Первоначально слово негри означало город, впоследствии — страну.
[6] Принятое сокращение: ям-туан.