Глава
10
МАЛАЙЗИЯ
1963—1978
гг.
История
Малайзии и Сингапура последних лет
делится на два периода: 1963—1965 гг. и
после 1965 г. В течение первого
периода существовало одно
государство Федерация Малайзии;
выход из нее в августе 1965 г.
Сингапура положил начало
раздельному существованию двух
независимых государств.
Экономическая
структура Малайзии. Экономическая
структура Малайзии не претерпела
существенных изменений по,
сравнению с предшествующими годами,
когда ее части существовали как
отдельные политические единицы.
Западная
Малайзия (Малайя и Сингапур)
относилась к наиболее развитым
районам Юго-Восточной Азии,
Восточная (Саравак и Сабах) — к
наименее развитым. Эта неодинаковость
в уровне развития между различными
частями Малайзии являлась (и
является) одной из основных
характеристик се экономического
положения.
Следующей
характерной чертой малайзийской
экономики стала ее огромная
зависимость от состояния мировой
торговли, от колебаний цен на
мировом рынке. Экономика Малайзии,
носившая ярко выраженную
экспортную направленность,
базировалась на «трех китах» —
сельском хозяйстве, горной
промышленности и торговле. Главным
экспортным продуктом Малайзии был
каучук. Малайя, на долю которой
приходилась основная масса
производимого каучука, давала в 1961
г. 737 тыс. т натурального каучука (в 1953
г.—573 тыс. т), т. е. треть его мирового
производства. Каучук был также
главной экспортной культурой
Саравака (около 47 тыс. т в 1961 г.) и
занимал важное место в вывозе
Сабаха. Всего в 1963 г. Малайзия
производила 840 тыс. т каучука —
более трети мирового производства.
Другие экспортируемые продукты
сельского и лесного хозяйства —
копра, пальмовое масло, ананасы (Малайя),
перец (Саравак), лес (Сабах) — имели
несравненно меньшее значение и
существенно не изменяли
монокультурную природу
экспортного сельского хозяйства
Малайзии.
На
втором месте по значимости в
экономике Малайзии стояло
производство олова, добывавшегося
в Малайе. В 1964 г. здесь было добыто
почти 59 тыс. т олова, что составляло
более трети его производства в
капиталистическом мире. Из других
полезных ископаемых определенное
значение в экономике страны имела
добыча железной руды в Малайе и
Сараваке (около 6317 тыс. т в 1964 г.).
Торговый
сектор малайзийской экономики был
представлен главным образом
торговлей Сингапура и в меньшей степени
— Пинанга. В 1961 г. через Сингапур
прошло 18,3 млн. т груза общей
стоимостью 2,5 млрд. долл., а
товарооборот всей внешней торговли
Сингапура и Малайи в том же году
составил 3 млрд. долл.
Такая
структура делала малайзийскую
экономику чрезвычайно уязвимой и
ставила ее в безусловную
зависимость от колебаний цен на
каучук и олово на мировом рынке и
общей торговой ситуации в Юго-Восточной
Азии.
Обрабатывающая
промышленность была развита слабо.
В 1963 г. она давала лишь 7,5%
национального валового продукта,
причем если в Сингапуре эта доля
составляла 14%, то в Сабахе — лишь 2%.
Таким
образом, структура экономики
Малайзии отражала последствия
колониальной эпохи, дававшей себя
знать и в той роли, которую
продолжал играть иностранный, в
первую очередь английский,
капитал в хозяйственной жизни
страны. 60% площади каучуковых
плантаций в Малайе, на долю которых
приходилось 0,76 млн. га из 1,6 млн. га,
занятых под каучук, владели
европейские, в основном английские,
компании или плантаторы. На долю
иностранных монополий в 1961 г.
приходилось 2/3
оловодобычи. Европейские фирмы
контролировали более 50% всех
экспортно-импортных операций
Сингапура и Пинанга.
«Узким»
местом экономики страны являлась
деревня, в которой продолжали
сохраняться феодальные и
дофеодальные формы эксплуатации
крестьянства. Малоземелье,
задолженность крестьян помещикам,
кулакам, ростовщикам, издольная
аренда — таковы были основные беды
малайского крестьянства.
Феодальные отношения особенно
заметно давали себя знать в
рисоводческих районах Северной и
Восточной Малайи. На Северном
Калимантане земельная проблема не
стояла так остро, поскольку
население там не было таким
значительным, как в Малайе, и широко
сохранялось общинно-родовое пользование
землей.
Экономическая
политика правительства и
экономическое развитие Малайзии в
1963—1965 гг. Правительство
Малайзии взяло курс на создание
благоприятных условий для развития
местной буржуазии с одновременным
активным привлечением
иностранного капитала. В деревне
оно пыталось смягчить остроту
аграрных отношений, приступив к
выполнению программы
сельскохозяйственного развития.
Одновременно в первые годы
существования Малайзии
предпринимались усилия по более
интенсивному развитию Восточной
Малайзии. Иными словами, правящие
круги Малайзии, как раньше и
правительство Малайи, продолжали
политику поощрения капиталистического
предпринимательства, стремясь в
определенной мере уменьшить
зависимость страны от колебаний
цен на мировом рынке и справиться с
растущей проблемой занятости, и проведения
таких мер в деревне, которые
помешали бы нарастанию массового
недовольства малайского
крестьянства.
В
первые годы существования Малайзии
действовали экономические планы
развития входивших в нее частей. В
Малайе это был второй план развития
(1961 —1965 гг.), в Сараваке — план,
охватывающий 1961—1965 гг., в
Сингапуре — план развития 1961—1964
гг., в Сабахе — план 1959—1964 гг.
Стержнем плана в Малайе являлась
программа сельскохозяйственного
развития, которая предусматривала
рост производства каучука на 10% в
результате подсадки новых деревьев
и улучшения их обработки,
увеличение посевной площади под
рисом, освоение новых земель, рост
дренажных и ирригационных сооружений,
поощрение сельских промыслов,
строительство школ, больниц, дорог,
мостов в сельских районах. Эту
программу осуществляло созданное в
Малайе еще в 1959 г. министерство
сельского развития во главе с
заместителем премьера Абдул
Разаком. Основная масса государственных
ассигнований по плану 1961—11965 гг.
предназначалась именно для этой
программы. Напротив, промышленное
развитие финансировалось местным
частным и иностранным капиталом,
которому предоставлялись
различные льготы. Главным
побудителем продолжал оставаться
принятый еще в 1958 г. Закон о новых
предприятиях, согласно которому
предприятия, получившие статус
новых (в основном это были
предприятия, производившие товары,
которые раньше ввозились в страну),
освобождались от налогов на срок от
двух до пяти лет. Правительство
поощряло создание смешанных
предприятий (с участием местного и
иностранного капитала),
предоставляло льготы иностранным
компаниям в отношении перевода
прибылей, давало гарантии от
национализации и т. п. В результате
приток иностранного капитала в
Малайзию в 1963—1965 гг. увеличился.
Монополии Англии, США, Японии, ФРГ,
Австралии основали в 1963— 1965
гг. ряд новых предприятий в
Малайзии.
За
эти годы усилились позиции местной
буржуазии, Этот процесс
характеризовался тремя важнейшими
особенностями. Во-первых,
происходило создание смешанных
компаний, куда устремился в
основном китайский капитал. Во-вторых,
наблюдалось перекачивание
местного капитала из традиционных
отраслей хозяйства—плантации,
оловодобыча, торговля — в обрабатывающую
промышленность, чему в немалой
степени способствовал Закон о
новых предприятиях. И в-третьих,
наблюдался рост малайской и
калимантанской буржуазии, хотя и
далеко еще уступавшей китайской, но
которая благодаря
покровительственной экономической
политике правительства (резервация
определенной доли акций во всех
новых предприятиях, создание
компаний и банков, акционерами
которых были исключительно малайцы
и коренные жители Саравака и Сабаха
и т. д.) и тесным связям малайских
дельцов с бюрократическим,
малайским по преимуществу,
аппаратом довольно быстро
набирала силы.
За
первые два года своего
существования Малайзия добилась
определенных экономических
успехов. Так, уже в 1964 г. валовой
продукт увеличился на 7% по
сравнению с 1963 г. В середине 1965 г. в
стране действовало более 250 новых
предприятий. Возросло
производство каучука, олова и риса.
В Сингапуре в 1961—1965 гг. вступило в
строй 95 новых предприятий, включая
сталеплавильный завод,
металлообрабатывающие,
нефтеочистительные, химические,
цементные предприятия,
автосборочный завод,
судостроительные и судоремонтные
верфи. За пятилетие численность
рабочих и служащих новых
предприятий увеличилась в 43 раза, а
стоимость продукции — более чем в 8
раз. Тем не менее множество
коренных экономических проблем, в
первую очередь таких, как
диверсификация экономики,
растущая безработица, аграрный
вопрос, на путях привлечения
иностранного и местного частного
капитала без попыток серьезных
реформ в социальной сфере
оставались нерешенными, что
отрицательно влияло на
экономическое, социальное и
политическое развитие страны.
Помимо общих причин в 1963—1965 гг.
действовали и другие факторы, осложнявшие
положение в Федерации, из которых
важнейшими были взаимоотношения с
Индонезией и малайско-сингапурские
противоречия.
Борьба
политических партий и малайские
выборы 1964 г. Создание
Малайзии способствовало
дальнейшей поляризации
политических сил в ее различных
частях. К старой борьбе партий в
каждой из составных частей нового
государства добавилось теперь
соперничество между крупнейшими
политическими силами Малайи и
Сингапура, которое выражало
различные тенденции
экономического и политического
развития Федерации.
В
сентябре 1963 г. в Сингапуре
состоялись выборы в местный
парламент — Законодательное
собрание. Борьба развернулась
между тремя политическими силами —
стоящей у власти Партией
народного действия,
Социалистическим фронтом и Союзной
партией[1]. Если соперничество
первых двух группировок имело
корни в «дофедеральной» истории
Сингапура, то выдвижение Союзной
партии как претендента на власть в
штате было связано не столько с
положением в самом Сингапуре,
сколько с попытками правящей
партии Малайзии добиться контроля
над той частью Федерации, где ее
позиции были наиболее слабы. Партия
народного действия победила на сингапурских
выборах. Она получила 47% голосов и 37
мест в парламенте.
Социалистический фронт получил 35%
голосов и 13 мест. Союзная же партия,
собрав 8% голосов, не получила в
Законодательном собрании ни одного
места. Надежды Абдул Рахмана и
других лидеров Союзной партии
укрепить свои позиции в Сингапуре
рухнули.
После
выборов, показавших, что население
Сингапура отвергает контроль
Союзной партии, на политической
арене Сингапура остались две
основные силы — Партия народного
действия и Социалистический фронт,
борьба между которыми стала
основным содержанием
внутриполитической жизни города с
сентября 1963 до лета 1964 г.
Социалистический
фронт после неудачных для него выборов
стал ориентироваться на левацкий,
авантюристический курс
руководства КПК. Усилению левацких
настроений в рядах Фронта
содействовала и «политика
противостояния», проводимая
Индонезией в отношении Малайзии. 8
октября 1963 г. шедшее за Фронтам
Объединение сингапурских
профсоюзов объявило всеобщую
забастовку, стремясь свалить
правительство Ли Куанъю. Но уже на
следующий день забастовка провалилась
— большинство сингапурских
рабочих, входивших в Национальный
профсоюзный конгресс, не
поддержали призыва к забастовке. В
день начала забастовки
сингапурские власти арестовали
целый ряд видных деятелей Фронта, в
том числе нескольких депутатов
парламента и Объединения сингапурских
профсоюзов, включая его президента
С. Т. Бани. В середине ноября, уже
после провала забастовки,
правительство отказало в
регистрации Объединению
сингапурских профсоюзов, тем
самым запретив его. В декабре 1963 г.
Ли Куанъю выдвинул пятилетнюю
программу, предусматривавшую
индустриализацию, увеличение
жилищного строительства, развитие
образования, улучшение социальных
условий.
С
1964 г. влияние Социалистического
фронта начало падать. Это было
связано как с выдвижением Партией
народного действия позитивной
программы, которой Фронт, по существу,
противопоставить ничего не смог,
так и с разочарованием масс, в
первую очередь профсоюзов,
левацкой позицией руководства
Фронта. Лидеры Фронта заняли под
влиянием руководства КПК позицию
поддержки Индонезии в индонезийско-мллайском
конфликте, что предоставило
возможность правительству
обрушить репрессии на Фронт под
предлогом нарушении Закона о
сохранении общественной
безопасности.
Для
политической жизни Саравака и
Сабаха в первые месяцы
существования Малайзии характерно
стремление консервативных сил
консолидироваться, опираясь на
поддержку Объединенной малайской
национальной организации. В
Сараваке началась подготовка к
превращению малайских партий —
Партии родины и Фронта истинных
сынов Саравака — в местные
отделения ОМНО. Возник комитет по
подготовке превращения
Объединенной национальной
организации Сабаха в отделение
ОМНО. В Сараваке ОМНО стремилась
опереться на малайское население, а
в Сабахе, где малайцев было мало, на
мусульманскую часть местных
народностей. Вместе с тем, понимая,
что без опоры в более широких слоях
местного населения будет трудно
добиться серьезного влияния,
правящие круги Малайи стремились
заручиться поддержкой консервативных
партий, представлявших коренные
народности (например,
Консервативная партия в Сараваке
во главе с верховным вождем ибанов
Теменгунгом Джугой). Другим
заметным процессом в политической
жизни Саравака и Сабаха было
усиление противоречий между
политическими организациями,
представлявшими интересы
китайской и мусульманской буржуазии
и малайских феодалов. Крупнейшие
партии местных народностей —
Национальная партия Саравака во
главе со Стефен Калонг Нингканом и
Объединенная национальная организация
кадазан, лидером которой был
Дональд Стефенс, стремились к
большей автономии
северокалнмантанских штатов.
Позиции
левых сил в Сараваке после
неудачного восстания в Брунее и
начала политики «противостояния»
Малайзии, проводимой Индонезией,
ослабли. Нелегальная Коммунистическая
организация Саравака и
находившееся под ее влиянием
левое крыло Объединенной народной
партии подвергались постоянным
преследованиям. Поддержка «политики
конфронтации» не принесла левым
силам Саравака успеха, к тому же
подавляющее большинство членов ОНП
и Коммунистической организации
состояло из китайцев, что ослабляло
влияние этих партий среди других
народностей Саравака. Создание в
апреле 1964 г. еще одной левой партии,
получившей название Мачинда (от
первых букв названий основных
национальностей Саравака —
малайцев, китайцев, индийцев и
даяков), не повлияло существенно на
расстановку политических сил в
Сараваке.
Центральным
событием внутриполитической жизни
Малайзии в 1964 г. стали
парламентские выборы в самой
крупной части Федерации — Малайе.
Вся политическая жизнь в Малайе с
конца 1963 по апрель 1964 г. проходила
под знаком предстоящих выборов.
Внутри Малайи оппозиция правящей
Союзной партии была, как и до
создания Федерации, представлена
двумя основными политическими
силами — Народным социалистическим
фронтом и Панмалайской исламской
партией. Обе партии выступили на
выборах с программой ликвидации
Малайзии, хотя с разных позиций: Фронт
делал упор на недемократичности
принципов создания Малайзии, а
ПМИП заявляла об ущемлении прав
малайцев в Федерации и на слишком
большой роли в ней китайцев. Обе
партии объединяло также
отрицательное отношение к внешней
политике Малайзии и
проиндонезийокие симпатии, хотя и
здесь существовал разный подход к
проблеме: в рядах НСФ (особенно в
Рабочей партии) существовали
сильные пропекинские симпатии и
приверженность к лозунгам КПК, в то
время как ПМИП выступала с «великомалайских»
позиций, ратуя за объединение трех
родственных малайских стран —
Малайзии, Индонезии и Филиппин.
Правящая
Союзная партия укрепила перед
выборами свое влияние. Проводимая
ею программа, развития сельских
районов способствовала
привлечению симпатий малайского
крестьянства, особенно зажиточной
его части. Успешное создание
Малайзии также усилило авторитет
правящей партии. Важным
элементом предвыборной программы служила
ее национальная политика, основанная
на поддержании равновесия всех
национальных общин при сохранении
преимущества за малайцами. Успеху
Союзной партии во многом
способствовало отсутствие
единства в рядах оппозиции. В
марте провалились попытки создать
Объединенный фронт различных
оппозиционных партий, и в
результате только три из них — Рабочая,
Народная и Партия национального
согласия[2], составлявшие НСФ,
выступали совместно.
В
ходе предвыборной кампании
произошло событие, имевшее далеко
идущие последствия для будущего
Федерации. В марте 1964 г.
сингапурская ПНД заявила о своем
намерении принять участие в
выборах в Малайе. Это решение вызвало
бурю протеста в ОМНО, особенно в его
правом крыле, которое обвинило Ли
Куанъю в стремлении установить господство
китайцев в Малайзии. ПНД, заявляя о
своей поддержке ОМНО, сосредоточила
огонь критики на Китайской ассоциации
Малайи, стремясь подорвать ее
позиции как представителя
китайского населения. В то же время
ПНД вела борьбу и против НСФ под
флагом защиты национальных
интересов страны против агентуры
соседней державы, т. е. Индонезии.
Едва ли лидеры ПНД рассчитывали
на большое количество голосов в
Малайе, но, выступая на выборах, они
стремились подчеркнуть
всемалайзийский характер своей
партии и нейтрализовать попытки
Союзной партии выставлять своих
кандидатов в Сингапуре.
Выборы
25 апреля 1964 г. принесли успех партии
Абдул Рахмана. Союзная партия
получила 89 из 104 мест, предназначенных
для Малайи в федеральном
парламенте (57% голосов). Она также
получила большинство в
законодательных собраниях 10 штатов
из 11. Союзная партия не только сохранила
свои позиции, но и улучшила их: на
выборах 1959 г. она получила 74 места в
парламенте Малайи и имела большинство
в законодательных собраниях 9
штатов; даже в Келантане, где
традиционно господствовала ПМИП и
где Союзная партия в 1959 г.
завоевала лишь одно место в
Законодательном собрании, на
выборах 1964 г. она получила 9 мест.
На
втором месте шла Панмалайская
исламская партия, которая провела
9 депутатов в парламент Малайзии (7%
голосов) и сохранила большинство в
законодательном собрании штата
Келантан. Социалистический фронт
потерпел на выборах поражение,
получив лишь 2 места в парламенте и 8
.в законодательных собраниях
штатов. Полная неудача постигла
Партию народного действия: из 9
выставленных ею кандидатов в
парламент прошел 1.
Апрельские
выборы 1964 г. укрепили положение
Союзной партии и свидетельствовали
об ослаблении левых сил в Малайе,
немалую роль в котором сыграла
поддержка многими из их лидеров
индонезийской «политики
конфронтации».
Конфликт
с Индонезией и его влияние на
внутреннюю и внешнюю политику.
«Противостояние» Индонезии
Малайзии, которое после
образования Федерации привело к
разрыву индонезийско-малайзийских
отношений, в 1963—1965 гг. было одним из
основных факторов, влиявших на
экономическое развитие страны,
взаимоотношения политических сил,
внутреннюю и внешнюю политику
правительства.
Конфронтация
нанесла серьезный ущерб экономике
страны, особенно Сингапуру и
Пинангу, поскольку эти торты импортировали
из Индонезии каучук, олово, нефть,
копру и другое сырье и
реэкспортировали его в другие
страны. Вместе с тем значительная
часть индонезийского импорта также
шла через Сингапур и в меньшей
степени через Пинанг (текстиль, рис
и т. д.). Прекращение торговли с
Индонезией стоило Сингапуру почти
9% его национального дохода. За
первые три месяца, прошедшие после
разрыва связей, объем внешней торговли
Сингапура и Малайи сократился на 3%.
Возросла безработица, особенно в
Сингапуре. От прекращения торговли
с Индонезией пострадали главным
образом местные — китайские,
индийские и малайские —
предприниматели, поскольку в их
руках сосредоточивались основные
операции по индонезийскому
экспорту и импорту. Правительства
Сингапура и Малайи предприняли ряд
мер, чтобы поддержать местную
буржуазию, пострадавшую в
результате «политики
противостояния», и уменьшить
недовольство рабочего класса. Палата
экономического развития Сингапура
предоставила пострадавшим предпринимателям
возможность участия в эксплуатации
предприятий, создаваемых в
Сингапуре государством (сахарный
завод судоверфи и т. д.), а также
поощряла создание смешанных
предприятий, в которые в первую
очередь привлекался капитал из
отраслей, затронутых прекращением
торговли с Индонезией. Другой
мерой, направленной на ликвидацию
экономических последствий
конфронтации, было расширение
внутрималайзийской торговли, особенно
торговли Сингапура с Сараваком
и Сабахом.
Политика
«противостояния», проводимая
Индонезией в интересах
бюрократической буржуазии,
стремившейся использовать
антиимпериалистические лозунги
для замораживания решения
коренных проблем индонезийской
революции, содействовала
укреплению Федерации Малайзии,
усилила позиции буржуазно-помещичьего
правящего блока и серьезно
ослабила оппозиционные партии.
Союзная
партия боролась с конфронтацией
под лозунгом объединения всех
патриотических и национальных сил,
тогда как оппозиция, выступавшая
против Малайзии, была обвинена в
забвении, если не в предательстве,
национальных интересов и в
контактах с враждебной державой.
Правительство
Малайзии, победив на выборах 1964 г.,
взяло курс на укрепление армии и
увеличение военного бюджета,
заявляя о необходимости усиления обороноспособности
страны в обстановке угрозы со
стороны Индонезии. В августе 1964
г. индонезийский отряд высадился в
Джохоре на южной оконечности Малаккского
полуострова. 2 сентября близ
Лабиса, в Джохоре, был сброшен небольшой
десант индонезийских парашютистов.
Не собираясь вести всерьез
войну с Малайзией, правительство
Сукарно рассчитывало использовать
индонезийские отряды в Малайе и на
Северном Калимантане как основу,
вокруг которой будет создаваться
партизанское движение в Малайзии.
Надежды эти оказались
несостоятельными. Индонезийские
десанты были быстро уничтожены, и 3
сентября 1964 г. верховный правитель
(король) Малайзии объявил
чрезвычайное положение во всей
стране.
С
лета 1964 г. усилились репрессии
против оппозиционных партий,
рабочего и профсоюзного движения. В
январе 1965 г. полиция, действуя на
основании Закона о внутренней
безопасности, арестовала
председателя ПМИП Бурхануддина, председателя
Партии национального согласия
Абдул Азис бин Исхака, бывшего
председателя Народного социалистического
фронта и Рабочей партии Исхака
бин Хаджи Мохаммада, казначея
Народного социалистического
фронта Кампо Роджо и других
деятелей оппозиции, обвинив их в
подготовке вооруженного восстания
и попытках сформировать правительства
Малайзии за границей.
В
феврале 1965 г. правительство
разогнало демонстрации,
проходившие под руководством НСФ в
Куала-Лумпуре в знак протеста
против январских арестов, и
обрушило новые репрессии на
оппозицию. В мае 1965 г. малайзийское
правительство запретило все
забастовки в государственных
учреждениях и серьезно ограничило
их в частном секторе.
В
этой обстановке усилились
разногласия в НСФ — как между
составлявшими его партиями, так и
внутри последних. Пришедшее к
руководству в Рабочей партии
Малайзии экстремистское крыло,
находившееся под влиянием
маоистских идей, толкало НСФ к
прямым выступлениям против правительства.
В этих условиях Народная партия
Малайзии, в которой после ареста А.
Бустамана в 1963 г. по обвинению в деятельности
в пользу Индонезии к руководству
пришла группировка Касим Ахмада,
не согласная с идеями мархаэнизма,
в декабре 1966 г. вышла из НСФ.
Некоторые члены Рабочей партии
покинули ее ряды, заявив о
несогласии с экстремистской
политикой руководства.
И
в других частях Малайзии левая
оппозиция в результате поддержки
ее руководством индонезийской
политики «противостояния»
оказалась ослабленной. В Сингапуре
резко уменьшилось влияние
Социалистического фронта, что
сопровождалось обострением
разногласий в его руководстве.
Попытки Социалистического фронта
подорвать позиции Ли Куанъю в Национальном
профсоюзном конгрессе Сингапура (октябрь
1964 г.) кончились неудачей. В июне 1964
г. полиция арестовала большую
группу студентов Наньянского
университета, созданного в
Сингапуре в 1956 г., где преподавание
велось на китайском языке. В
августе 1964 г. власти Сингапура
распустили Демократический союз
студентов, находившийся под
влиянием Социалистического фронта,
а в сентябре произвели аресты среди
членов Фронта и шедших за ним
профсоюзных и студенческих
организаций. В конце апреля 1965 г.
были арестованы руководители
девяти профсоюзов, связанных с Фронтом.
Показателем падения влияния Фронта
стали дополнительные выборы в
сингапурский парламент летом 1965 г.,
на которых кандидат Фронта,
поддержанный Союзной партией
Сингапура, потерпел поражение от
кандидата ПНД.
Воспользовавшись
напряженной обстановкой на
Сараваке, где существовало
партизанское движение,
возглавляемое Коммунистической
организацией Саравака, и
происходила инфильтрация
индонезийских войск, правительство
Малайзии усилило репрессии против
членов оппозиционной Объединенной
народной партии. В этих условиях в
партии, как и в Социалистическом
фронте Сингапура, наметился раскол:
умеренное крыло, возглавляемое
председателем партии Он Кеху и
генеральным секретарем Стефеном
Еоном, склонялось к признанию
существования Малайзии, в то время
как экстремистское крыло,
связанное с Социалистическим
фронтом Сингапура, продолжало
выступать против Малайзии.
Конфликт
с Индонезией оказал серьезное
влияние не только на
внутриполитическое положение
Малайзии, но и на ее внешнюю
политику.
Империалистические
державы стремились использовать
этот конфликт для сохранения и
укрепления своих позиций в Малайзии.
Наибольшую активность проявляла
Англия, с которой Малайзия была
связана договором о совместной
обороне и которая имела военные
базы на территории Федерации.
Английские войска боролись с
партизанами на Северном Калимантане,
где в июне 1964 г. уже находилось
свыше 10 тыс. английских и
малайзийских солдат. В тесном
сотрудничестве с Англией
действовали Австралия и Новая
Зеландия, чьи вооруженные силы
также принимали участие в военных
действиях на территории Саравака
и Сабаха.
США
предприняли ряд шагов,
направленных на усиление своих
позиций в Малайзии в связи с ее
отношениями с Индонезией. В 1963—1965
гг. в Малайзии побывало несколько
американских миссий, изучавших
экономическое и политическое
положение в стране, активно
действовал в Малайзии американский
«корпус мира». Федерация приняла
небольшой американский заем на
покупку военного снаряжения.
Империалистические
государства, играя на малайзийско-индонезийских
противоречиях и используя антикоммунистические
настроения лидеров нового
государства, пытались превратить
Малайзию в своего надежного
союзника в Юго-Восточной Азии.
Тем не менее уже в этот период во
внешней политике Малайзии начали обнаруживаться
новые тенденции. Так, на
переговорах с Англией о распространении
англо-малайского договора о совместной
обороне на Малайзию Абдул Рахман
заявил, что английские базы на
территории Федерации не могут
быть использованы Англией для
выполнения своих обязательств
перед СЕАТО без предварительного
согласия Малайзии. Федерация заявила
о приверженности политике нейтрализма
и отказалась вступить в СЕАТО.
В 1963—1965 гг. Малайзия проявляла
значительный интерес к укреплению
отношений с афро-азиатскими, особенно
мусульманскими, странами: в
начале 1964 г. премьер-министр
Сингапура Ли Куанъю посетил ОАР,
Марокко, Алжир, Мали, Гвинею, Гану,
Кению, Берег Слоновой Кости и Индию,
в ноябре того же года малайзийская
делегация во главе с заместителем
премьера Абдул Разаком побывала в
ОАР, Алжире, Марокко, Тунисе, а весной
1965 г. Абдул Разак посетил Пакистан,
Ливан, Судан, Эфиопию, Кению, Сомали,
Уганду, Танганьику, ОАР, Цейлон.
Малайзия солидаризировалась с
другими афро-азиатскими странами в
отношении Южно-Африканской
Республики, прекратив весной 1965 г.
торговлю с этим государством. В
июне 1965 г. малайзийское
правительство закрыло
португальское консульство в
Сингапуре в знак протеста против
колониальной политики Португалии в
Африке.
Обострение
малайско-сингапурских
противоречий и выход Сингапура из
Федерации. В 1965 г. резко
обострились отношения между
правящими кругами Малайи,
игравшими руководящую роль в
Малайзии, и Сингапуром. Причины,
которые привели к этому обострению,
были многообразны и существовали
фактически с момента создания
Федерации, охватывая сложный
комплекс экономических,
национальных и политических
проблем.
Экономические
противоречия между малайской и
сингапурской буржуазией
обнаружились едва ли не с первых
дней существования Федерации.
Главными спорными вопросами стали
географическое размещение
промышленности, проблема общего
рынка, распределение доходов
Сингапура.
Правительство
Сингапура обвиняло центральное
правительство в
дискриминационных мерах по
отношению к строительству в
Сингапуре новых предприятий.
Малайская бюрократия и буржуазия
использовали право центрального
правительства на выдачу лицензий
на открытие новых предприятий,
имеющих статус первооткрывателя,
чтобы более значительная часть таких
предприятий строилась в Малайе, а
не в Сингапуре. Естественно, что
сингапурское правительство,
постоянно сталкивавшееся с острой
для города проблемой безработицы,
выказывало недовольство
политикой Куала-Лумпура в этом
отношении. Сингапур проявлял
большое недовольство затягиванием
создания общего малайзийского
рынка. Сингапурская буржуазия была
заинтересована в общем рынке, тогда
как буржуазия Малайи и Северного
Калимантана боялась, что в случае
отмены пошлин на ввоз товаров из
одной части Малайзии в другую она
не сможет соперничать с
экономически более сильной
сингапурской буржуазией. В
результате к лету 1965 г. общий рынок
так и не был создан. Очень острым
являлся вопрос о распределении
доходов Сингапура. Когда
вырабатывались условия вхождения
Сингапура в Малайзию, было
определено, что 60% доходов будут
оставаться в распоряжении
Сингапура, а 40% — поступать
центральному правительству. Почти
с самого начала существования
Федерации центральное правительство
пыталось пересмотреть условия
соглашения и получить не 40%, а 60%
доходов Сингапура. Малайско-сингапурские
экономические противоречия
коснулись и Северного Калимантана.
Сингапур отказывался внести свою
часть займа на развитие Саравака и
Сабаха, ссылаясь на то, что в
Восточной Малайзии не
используются сингапурские рабочие,
как это было предусмотрено
соглашением о займе.
Еще
более острыми стали политические
противоречия, к которым
присоединялась национальная
проблема. Партия народного
Действия, опиравшаяся на
мелкобуржуазные слои и профсоюзы
Сингапура, выдвинувшая программу «демократического
социализма» и «малайзийской
Малайзии», стала естественным
соперником консервативной Союзной
партии, выражавшей интересы
крупной буржуазии, бюрократии и
помещиков и не заинтересованной в
изменении существующей политической
структуры в стране.
Уже
в сентябре 1963 г., т. е. сразу после
создания Малайзии, Союзная партия
выдвинула своих кандидатов на
выборах в Законодательное собрание
Сингапура. В апрельских выборах
1964 г. в Малайе приняли участие
кандидаты ПНД. Хотя ни позиции
Союзной партии в Малайе, ни
положение ПНД в Сингапуре не были
ослаблены в результате этих
попыток, они знаменовали собой стремление
каждой из партий подорвать
позиции соперника в оплоте его
влияния. Особое недовольство
правящих кругов Малайзии вызвало
участие ПНД в апрельских выборах 1964
г., когда лидеры Союзной партии
обвинили ПНД в стремлении нарушить
существовавшее равновесие между
национальными группами страны.
Лидеры правого крыла ОМНО во главе
с ее генеральным секретарем Саид
Джафар Албаром даже обвиняли Ли
Куанъю в стремлении установить
китайское господство в Малайзии.
Следующая
фаза обострения малайско-сингапурских
противоречий началась летом 1964
г., когда под влиянием право-националистичесжой
пропаганды, настаивавшей на предоставлении
малайцам в Сингапуре особых прав и
преимуществ по образцу существовавших
в Малайе, на острове произошли
кровавые малайско-китайские
столкновения. 21—25 июля 1964 г. в
Сингапуре был убит 21 человек и
около 500 человек были ранены.
Кровавым столкновениям в Сингапуре
предшествовал съезд 150 малайских
организаций города, созванный
12 июля. Перед собравшимися
выступили Саид Джафар Албар, генеральный
секретарь ОМНО, и его заместитель
Али бин Ахмад, призывавшие
покончить с «плохим обращением»
сингапурского правительства с
малайцами. В сентябре в связи с
новой вспышкой столкновений в
Сингапуре было введено осадочное положение.
Союзная партия обвинила в этих
событиях Партию народного
действия. Хотя в сентябре, после
встречи Абдул Рахмана и Ли Куанъю
прямые нападки соперничающих
партий друг на друга прекратились,
напряженность в их отношениях
сохранилась.
В
ноябре 1964 г. на юбилейном съезде,
посвященном десятилетию
существования ПНД, ее лидер Ли
Куанъю выдвинул программу,
вызвавшую резкую критику в
правящих кругах Малайи. Программа
предусматривала усиление движения
«демократического социализма» и
объединение его приверженцев во
всей Малайзии, а также создание
единой малайзийской нации, в
которой бы все граждане
пользовались равными правами и
привилегиями.
С
весны 1965 г. малайско-сингапурские
противоречия вступили в решающую
стадию.
В
апреле 1965 г. усилились нападки
правого крыла ОМНО на Партию
народного действия, которая начала
создавать коалицию оппозиционных
партий. В мае в Сингапуре
состоялось совещание этих партий,
образовавшее Объединение малайзийской
солидарности, куда вошли
сингапурская ПНД, малайские
Объединенная демократическая
партия и Народная прогрессивная
партия, саравакские Объединенная
народная партия и Мачинда.
Объединение поставило целью
создание «демократической
малайзижжой Малайзии». ОМНО
болезненно реагировала на действия
ПНД, рассматривая требование «малайзийской
Малайзии» как противопоставление
идее «малайской Малайзии».
Правонационалистические деятели
ОМНО даже требовали ареста Ли
Куанъю и других руководителей ПНД.
В свою очередь, ПНД все резче
нападала на правое крыло ОМНО,
обвиняя его в малайском
национализме, и перешла к критике
правительства Федерации, требуя
демократизации политической жизни
страны.
В
этих условиях Абдул Рахман и его
правительство пошли на крайние
меры. 7 августа руководители
Малайзии и Сингапура подписали
соглашение о выходе Сингапура из
Федерации. Инициатива принадлежала
центральному правительству. Соглашение
предусматривало заключение
малайзийско-сингапурского
договора об обороне и взаимной
помощи, сохранение малайзийских
военных баз в Сингапуре и
обязательство обоих правительств
не заключать соглашений и
договоров с иностранными
державами, могущих нанести ущерб
независимости или обороне Малайзии
и Сингапура. 9 августа состоялось
формальное отделение Сингапура от
Малайзии.
Экономическое
развитие Малайзии после 1965 г. Основой
развития страны за десятилетие
после выхода Сингапура из
федерации стали первый (1966—1970 гг.) и
второй (1971—1975 гг.) планы развития.
Они характеризовались стремлением
диверсифицировать и
модернизировать хозяйство,
улучшить инфраструктуру, поднять
экономику Восточной Малайзии, притупить
остроту социальных и национальных
противоречий путем более
равномерного распределения
национального дохода и занятости.
Оба
плана предусматривали широкое
участие частного капитала. Так, во
втором плане развития говорилось,
что «политика правительства
поощряет развитие частного сектора
с помощью ряда стимулирующих мер».
Частные капиталовложения
составили около 58% всех
капиталовложений по первому плану.
Основное участие государства
сводилось к совершенствованию
экономической инфраструктуры и в
меньшей степени к развитию
сельского хозяйства и сельских
районов. Роль государства в
развитии обрабатывающей и
добывающей промышленности
оставалась незначительной.
В
1969 г. правительство Малайзии
провозгласило «новую
экономическую политику», которая
должна привести к существенному
расширению государственно-капиталистического
сектора. Такая политика, как
подчеркивалось во втором плане
развития, должна способствовать «сокращению
и в конечном счете искоренению
бедности путем подъема жизненного
уровня и увеличения занятости для
всех малайзийцев независимо от
этнической принадлежности» и «ускорению
процесса перестройки
малайзийского общества в целях
исправления нарушенного
экономического равновесия, с тем
чтобы сократить и постепенно
устранить отождествление
этнических признаков с
экономическими функциями».
Второй
малайзийский план развития
свидетельствовал о некоторых новых
тенденциях в экономической
политике правительства,
выразившихся прежде всего в
развитии госкапиталистического
сектора в обрабатывающей
промышленности. Тем не менее
частный капитал по-прежнему играет
ведущую роль в экономическом
развитии, поскольку
госкапиталистический сектор в
промышленности действует как
дополнение к
частнокапиталистическому.
Оба
плана свидетельствовали о
стремлении правящих слоев
Малайзии решить проблемы, стоящие
перед страной, на пути развития
капитализма. Естественно, что,
несмотря на все усилия,
правительству не удалось таким
способом разрешить вставшие перед
молодым независимым государством
экономические проблемы.
В
1967 г. было создано Федеральное
управление промышленного
развития (ФУПР), задачей которого
явилась координация деятельности
организаций, связанных с промышленным
развитием. В 1969 г. в связи с
расширением масштабов
индустриализации был создан
Комитет по инвестированию капитала,
сосредоточивший внимание на
сведении программ промышленного
развития федерального
правительства и правительств
штатов в единую, установление
приоритетов в развитии различных
отраслей производства, определении
характера льгот для поощрения
развития промышленности. Одной из
важнейших задач Комитета стала
индустриализация сельских районов
и небольших городов, населенных
малайцами, что должно было решить в
определенной мере проблему безработицы
и соответственно смягчить
национальные противоречия.
Продолжался
рост предприятий со статусом
первооснователя: в 1967 г. такой
статус в Западной Малайзии
получили 120 компаний с капиталом 406,9
млн. мал. долл., а в 1971 г. их
насчитывалось 185 с капиталом 722,8 млн.
мал. долл. Несмотря на появление
новых отраслей производства,
основная масса промышленности
состоит из предприятий, связанных с
производством пищевкусовых и
потребительских товаров и первичной
обработкой сельскохозяйственного
сырья.
Если
в Западной Малайзии начался
процесс индустриализации (пусть в
его начальной стадии), то Восточная
Малайзия все еще находится на
предындустриальном этапе развития.
Ассигнования на промышленное
развитие по первому пятилетнему
плану составили в Сараваке и Сабахе
всего 4,3 млн. мал. долл. (против 137 млн.
мал. долл. в Западной Малайзии).
По-прежнему
одной из самых острых и насущных
проблем Малайзии оставались
развитие, модернизация и
диверсификация
сельскохозяйственного
производства.
В
центре внимания правительственной
экономической политики оказались
крестьянские хозяйства, поскольку
от повышения их товарности
зависит ускорение темпов
экономического развития страны.
Внимание к этому сектору хозяйства
объясняется и политическими
причинами, поскольку основную
массу крестьян составляют малайцы.
Правительство
выработало комплексную программу
по подъему производительных сил
деревни, развитию инфраструктуры,
улучшению состояния
здравоохранения и образования.
Центральное место в «ней заняло
освоение целинных земель и
создание на них новых поселений,
что позволит, по мысли правительства,
увеличить число экономически
крепких хозяйств, в которых могут
применяться современные методы
производства. К началу 70-х годов
Федеральное управление земельного
развития в Западной Малайзии
осуществило 90 проектов и освоило
более 122 тыс. га, на которых
разместилось 20,7 тыс. крестьянских
семей. По второму пятилетнему плану
было освоено еще 72 тыс. га земли. В
Восточной Малайзии с этой же целью
были созданы Советы по земельному
развитию Сабаха (1969 г.) и Саравака (1972
г.).
Темпы
освоения целинных земель в
Малайзии не поспевают за ростом
спроса безземельных и
малоземельных крестьян на землю.
Поэтому все большее значение
приобретает интенсификация
сельскохозяйственного
производства. Решению этой
проблемы препятствует сохранение
полуфеодальных форм эксплуатации,
ростовщической кабалы,
существующей системы арендных
отношений. Бичом малайской деревни
вплоть до сегодняшнего дня
является ростовщичество, поскольку
большая часть крестьян вынуждена
постоянно прибегать к краткосрочному
кредиту, предоставляемому под
высокий процент. Чтобы уменьшить
зависимость крестьян от торгово-ростовщического
кредита, государство способствует
развитию кооперативного движения.
Появилась сеть кредитно-сберегательных
обществ, реорганизован
Кооперативный
сельскохозяйственный банк, созданы
Сельскохозяйственный банк
Малайзии (1969 г.), Федеральное
управление торговли
сельскохозяйственной продукцией (1965
г.) и Национальное управление по
рису и пади (1971 г.).
Государство
приступило также к выработке мер по
оказанию помощи крестьянским
хозяйствам, занятым выращиванием
каучуконосов. В настоящее время
крестьянские хозяйства дают уже
половину производства каучука в
Западной Малайзии, и поэтому
правительство оказалось
заинтересованным в поощрении
реплантации высокоурожайных
сортов гевеи в крестьянских
хозяйствах и совершенствовании
агротехнических приемов.
Реплантация в 1966—1970 гг. была
проведена в Западной Малайзии на
площади 121,6 тыс. га, а в Восточной —
на 4,8 тыс. га, что привело к
повышению средней урожайности
каучука в крестьянских хозяйствах.
Эти меры привели к увеличению
производства каучука в Малайзии в
1963— 1971 гг. на 492 тыс. т. Для
помощи крестьянам, производящим
каучук, в 1973 г. было создано
Управление по развитию
производства каучука мелкими
землевладельцами.
Одной
из важнейших задач диверсификации
сельского хозяйства в Малайзии
является увеличение производства
продовольственных культур, в
первую очередь риса. Посевная площадь
под рисом была расширена и
составила к 1970 г. в Западной
Малайзии более 500 тыс. га против 355
тыс. га в 1966 г., а в Восточной — свыше
166 тыс. га. Увеличилась и орошаемая
площадь. В результате выполнения
второго малайзийекого плана
развития Западная Малайзия
практически прекратила ввоз риса,
а Восточная сократила его импорт.
Большое значение придается
расширению культуры масличной пальмы,
спрос на продукцию которой
существенно вырос после второй
мировой войны. Уже в 1972 г. Малайзия
давала 50% пальмового масла на
мировом рынке. Из других культур
правительство в ходе выполнения
обоих планов развития уделяло
внимание расширению посадок
кокосовой пальмы, перца, какао,
сахарного тростника и ананасов,
особенно в крестьянских
хозяйствах,
Несмотря
на определенные успехи,
достигнутые в развитии сельского
хозяйства за годы независимости,
решение проблем его перестройки,
повышения эффективности и т. п.
упирается в существующую систему
социально-экономических отношений
в малайзийской деревне, а в
конечном счете в невозможность
удовлетворительного их разрешения
на путях развития капитализма.
Иностранный
капитал по-прежнему продолжал
занимать ламинирующее положение в
ключевых отраслях экономики страны:
в 1968 г. иностранным компаниям
принадлежало 50% основного капитала
в стране. Несмотря на некоторое ослабление
позиций иностранного капитала в
плантационном хозяйстве, он
продолжает контролировать 75%
частных инвестиции в производстве
каучука, ему принадлежит ведущая
роль в разведении масличной пальмы
и какао. Иностранный капитал
контролирует 60% производства олова,
100% нефти, железной руды, бокситов.
Заметно возрос поток прямых иностранных
инвестиций в обрабатывающую
промышленность, особенно в «пионерские»
отрасли, где государство
предоставляет налоговые льготы.
Большое распространение, особенно
в последние годы, получило
создание смешанных компаний.
Внутриполитическое
развитие Малайзии в 1965—1969 гг.
Кризис 1969 г. После выхода
Сингапура из Федерации те проблемы
внутриполитического развития,
которые стояли перед страной,
отнюдь не оказались решенными или
их острота — смягченной, как
надеялись малайзийские
руководители. Именно в эти годы
обострились этно-национальные
противоречия, что явилось
следствием дальнейшего углубления
классовых и социальных
противоречий в жизни страны.
Компромисс между малайским и
китайским населением, а точнее,
между китайской буржуазией и
малайской феодально-бюрократически-буржуазной
элитой, нашедший свое выражение в
конституции 1957 г. (и в повторившей
ее конституции 1963 г.), заключавшийся
в предоставлении китайцам
возможности беспрепятственного занятия
бизнесом в обмен на юридическое
закрепление особых прав малайцев в
землепользовании, государственной
службе и т. д., во второй половине 60-х
годов перестал удовлетворять обе
национальные общины.
Хотя
правительству Союзной партии
удалось достичь определенных
успехов в развитии экономики, общая
социально-экономическая структура
Малайзии не изменилась, равно как
сохранились острые проблемы
занятости населения, нехватки
земли, бедности крестьянских и
городских низов, диспаритета в
области экономики между
национальными общинами. Последняя
проблема, будучи наиболее видимым
на поверхности феноменом в
межэтническом антагонизме, имела и
имеет глубокие социально-экономические
корни, ибо в основе своей китайский
и малайский секторы экономики
представляют собой не что иное, как
современный и традиционный уклады.
Большинство малайского населения
— крестьяне, сохраняющие традиционный
патриархальный образ жизни, причем
крестьяне мелкие, связанные с
рисовым хозяйством, тогда как в
китайской общине представлены
более или менее равномерно все
классы современного
капиталистического общества
азиатской страны. Острой социально-экономической
и политической проблемой
оставался количественный и
качественный разрыв между
формирующейся малайской и
существующей китайской буржуазией.
Несмотря на протекционистскую
политику властей, создание
специальных организаций,
поощряющих развитие национального
малайского капитала (Совет по опеке
коренного населения, Федеральное
управление земельного развития,
Национальная инвестиционная
компания, Национальная торговая
корпорация, банк «Бумипутра»,
Малайская сберегательная
корпорация мусульман-паломников),
китайский капитал продолжал
играть доминирующую роль в
плантационном хозяйстве,
горнорудной и обрабатывающей
промышленности, торговле,
банковском деле.
Положение
осложнилось также в связи с
вступлением в жизнь в конце 60-х
годов молодого поколения обеих
общин, над которым «е довлел груз
предшествующих лет, отмеченных вооруженной
борьбой и выработкой компромисса,
долженствующего втиснуть
классовые и социальные
противоречия в рамки этно-национального
соглашения. Молодое поколение
китайцев, значительная часть
которого к тому же в массе имела
права гражданства, проявляло
недовольство препонами к получению
работы в государственном аппарате,
ограничениями в области
использования китайского языка и
получения образования на родном
языке. Это недовольство выразилось
не только в поддержке левой (и
левацкой) оппозиции, но главным
образом в резкой критике партии
крупной китайской буржуазии — КАМ,
входящей в правительственную
коалицию и претендующей на
выражение мнения всей китайской
общины. С другой стороны, молодое
малайское поколение остро
чувствовало трудности на пути
повышения своего жизненного уровня
в городе и в деревне, занятия
бизнесом и получения высшего
образования. Под влиянием
пропаганды ПМИП и лидеров националистического
крыла ОМНО эти чувства, в основе
которых лежали социально-экономические
причины, приобретали характер
националистический, особенно в
силу неразвитости политического
сознания населения.
Критике
подвергалась и внешняя политика
Малайзии, слишком, по мнению
оппозиции, ориентированная на
западные империалистические
державы, особенно на Англию. Оппозиция
требовала усиления
самостоятельных тенденций во внешней
политике, сближения с
неприсоединившимися государствами,
установления дипломатических
отношений с социалистическими
странами, отказа от односторонней
прозападной ориентации.
Первым
признаком обострения
внутриполитического положения в
стране стала начавшаяся в 1965 г.
дискуссия о национальном языке.
Согласно конституции 1957 г. по
истечении десяти лет, т. е. с 1
сентября 1967 г., малайский язык
должен стать единственным
официальным языком. Проблема немедленно
приобрела политическое звучание.
Националистическое крыло ОМНО во
главе с директором созданного в 1959
г. Совета по языку и литературе
Сайед Насир бин Исмаилом организовало
в начале 1965 г. Фронт борьбы за
национальный язык, который
выступил с требованием объявить
малайский язык единственным
официальным языком. В ответ осенью 1966
г. ряд отделений КАМ потребовал
расширения употребления
китайского языка. 3 марта 1967 г.
парламент принял компромиссный
Закон о языке, по которому
малайский язык с 1 сентября 1967 г.
объявлялся государственным, однако
верховный правитель наделялся
правом разрешать использование
английского языка для официальных
целей, а федеральное правительство
и правительства штатов имели право
использовать в официальных целях
язык любой другой общины Федерации.
Закон, против которого голосовали
депутаты от ПМИП, вызвал
недовольство националистического
крыла ОМНО, подвергшего резкой
критике премьера Абдул Рахмана за «уступки
китайцам».
В
обстановке обострения классово-социальных
и этнических противоречий в
Западной Малайзии возникли новые
оппозиционные партии. Одна из них
— Партия демократического действия
(ПДД) — возникла в марте 1966 г.,
выделившись из сингапурской
Партии народного действия. Лидером
партии стал бывший генеральный
секретарь Национального конгресса
профсоюзов Сингапура Деван Наир.
Идеологией ПДД стала теория «демократического
социализма», близкая теориям правой
социал-демократии Западной Европы.
ПДД выступала за Малайзию, «основанную
на равенстве национальностей и
базирующуюся на институтах
парламентской демократии». Она также
взяла на вооружение лозунг «малайзийской
Малайзии», выдвинутый еще Ли Куанъю
Партия демократического действия
получила поддержку среди части
пролетариата, мелкой буржуазии и
интеллигенции китайского
происхождения. Другая новая партия—Движение
народа Малайзии («Геракан ракьят
Малайсиа») — была создана в марте 1968
г. бывшими лидерами (умеренными)
Рабочей партии (Тан Чикун, В.
Вираппен), руководством
самораспустившейся Объединенной
демократической партии во главе с
Лим Чонъю и видными представителями
малайзийской интеллигенции (профессор
истории университета «Малайя» Вам
Гунгву, профессор малайской литературы
Сингапурского университета Сайд
Хуссейн Алатас, президент
медицинской ассоциации Малайзии
доктор Дж. Б. Э. Питер). Появление «Геракана»
объяснялось кризисом левой
оппозиции в Малайе. В Рабочей
партии перевес получили левацкие
элементы, отвергавшие
парламентские методы борьбы;
распался Социалистический фронт;
Объединенная демократическая
партия также подверглась нажиму со
стороны левых экстремистов. В этих
условиях и был создан «Геракан»,
получивший благодаря требованиям
демократизации и предоставления
равных прав всему населению и
отмежеванию от левацких элементов
в китайской общине, связанных с пекинским
руководством, поддержку
мелкобуржуазных слоев и
интеллигенции различных
национальностей, преимущественно
же китайского населения.
В
ходе предвыборной кампании 1969 г.
ОМНО сосредоточила огонь критики
не против левой оппозиции,
представлявшей в массе немалайское
население, а против ПМИП, в которой
она видела своего основного
конкурента в борьбе за влияние в
массе малайского крестьянства.
Союзная партия шла к выборам
уверенная в сокрушительной победе
над силами оппозиции. Тем сильнее
было разочарование и растерянность
правящей коалиции, когда были
подсчитаны результаты голосования
10 мая 1969 г. в федеральный парламент
и в парламенты штатов в Западной
Малайзии.
Хотя
Союзная партия получила 66 мест из 104
и сохранила большинство в
парламенте, за нее было подано
менее половины голосов (49,1%), и
число ее депутатов уменьшилось по
сравнению не только с 1964 г. (89), но
даже с 1959 г. (74). Особенно серьезный
удар был нанесен на федеральных
выборах по Китайской ассоциации
Малайзии — из 33 выдвинутых ее
кандидатов в парламент прошли лишь
13. Оппозиционные партии получили 38
мест в федеральном парламенте.
Наибольший успех выпал на долю
Партии демократического действия,
которая провела в федеральный
парламент 13 депутатов. «Геракан»
оказался представлен 8 депутатами,
Народная прогрессивная партия,
действовавшая в Пераке,— 4,
Народная партия, некогда
входившая в Социалистический фронт,
не получила ни одного места в
парламенте. Панмалайская исламская
партия, выступавшая за малайское
исламское государство, за усиление
«особых прав» малайцев, провела 12
депутатов.
Еще
больший урон Союзная партия
понесла на выборах в парламенты
штатов, где она получила только 162
места из 282 (в 1959 и 1964 гг. —206 и 241
соответственно). ОМНО была
вынуждена уступить большинство
ПМИП в парламентах Тренгану и
Келантана; в Кедахе она завоевала
лишь 14 мест из 24 (на предыдущих
выборах — 24). Союзная партия, а точнее
КАМ, потеряла большинство в
парламентах Селангора, Перака и
Пинанга в пользу левых партий
оппозиции.
Выборы
продемонстрировали глубокое
недовольство, существовавшее в
стране. Несмотря на то что
оппозиционные партии не могли
предложить ясной программы
межнациональной консолидации и
разрешения экономических проблем,
их критика существующего
положения привлекла к ним массу
населения. Стала очевидна
неспособность партнеров ОМНО по коалиции,
особенно КАМ, сохранить прежнее
влияние над ра-дикализировавшейся
массой китайского и индийского
населения, которое пошло за левой
оппозицией. Тревожным симптомом
для ОМНО был успех ПМИП и
голосование довольно значительной
части малайских избирателей за «Геракан».
13
мая 1969 г. в Куала-Лумпуре начались
межнациональные столкновения,
поводом к началу которых была
организация сторонниками ПДД и «Геракана»
демонстрации по поводу одержанной
победы. Националистически
настроенная малайская молодежь
напала на демонстрантов, а затем
столкновения охватили весь город.
В течение считанных дней волна
кровавых стычек, насилий, поджогов,
убийств охватила всю Малайю.
Кровопролитные столкновения
продолжались до конца июля,
порядок в стране удалось
восстановить лишь после массового
использования полиции и воинских
частей. По заниженным данным, было
убито около 200 человек (видимо, 500—600),
ранено 440, арестовано более 9 тыс. и
отдано под суд около 5,5 тыс. человек.
Основную массу убитых и раненых
составили китайцы.
14
мая в Малайе было объявлено
чрезвычайное положение, 15 мая был
создан Национальный оперативный
совет (НОС) во главе с заместителем
премьера и министром обороны Абдул
Разаком. Парламент был распущен,
вся власть перешла к НОС, куда вошли
министр внутренних дел, министр
информации и радиовещания,
президенты Китайской ассоциации Малайзии
и Индийского конгресса Малайзии,
начальник штаба вооруженных сил,
генеральный инспектор полиции,
постоянный секретарь МИД и глава
гражданской службы. Деятельность
политических партий была запрещена,
выборы в Сараваке и Сабахе
отсрочены. Растерянность правящих
кругов была настолько велика, что
руководство Китайской ассоциации
Малайзии вначале даже отказалось
участвовать в правительстве. Один
из тогдашних представителей
националистического крыла в ОМНО,
Махатхир бин Мохаммед, начал
кампанию против Абдул Рахмана,
обвиняя его в уступках китайцам и
требуя закрепления
непарламентского режима в целях
обеспечения преимуществ
малайскому населению. Руководство
Малайзии, понимая, что необходим
пересмотр компромисса 1957 г., стремилось
сделать это, не меняя основных
принципов установившейся
политики, в частности сохраняя
режим буржуазной парламентарной
демократии. К августу 1969 г.
Национальный оперативный совет
справился с межнациональными
столкновениями, и ситуация в
стране стабилизировалась. Лидеры
КАМ согласились войти в
правительство, и таким образом
положение, существовавшее до
выборов, было восстановлено.
Малайзия
в 70-х годах. В начале 1970 г.
был создан Национальный
консультативный совет в составе 67
человек, представляющих
большинство партий и общественных
групп, который вместе с уже
существовавшим Национальным
советом доброй воли занялся
выработкой новых принципов
межнациональных отношений и
поисками путей стабилизации
существующей социально-экономической
и политической структуры. 31 августа
1970 г. верховный правитель, султан
Кедаха Абдул Халим Муазам-шах[3] в
традиционной речи по поводу Дня
независимости провозгласил
государственную доктрину «Рукунегара»
(Основы государства), ставшую
идеологической основой Федерации.
В основу «Рукунегара» были
положены пять принципов: 1) вера в
бога и веротерпимость (хотя ислам
признавался государственной
религией); 2) преданность монарху и
стране; 3) уважение конституции; 4)
соблюдение законов; 5) правильное
доведение и соблюдение моральных
норм. В «Рукунегара» говорилось,
что самая неотложная задача —
создание единой государственной
общности людей, живущих на земле
Малайзии, создание единой
малайзийской нации, которая
объединит всех жителей страны,
независимо от национальности и
вероисповедания. Документ призывал
к созданию «справедливого общества»,
обходя, однако, проблемы классового
характера. Характерно, что в нем
подчеркивалась необходимость
сохранения привилегий малайцев как
условия для интеграции этнических
групп. Провозглашалось равенство
граждан перед законом, запрещались
действия, задевающие чувства
граждан других национальных групп,
провозглашалась веротерпимость,
несмотря на признание ислама
государственной религией.
Летом
1970 г. состоялись отложенные выборы
в Сабахе и Сараваке. В Сабахе до 1967 г.
существовали три политические
партии: Объединенная сабахская
национальная организация (ОСНО),
Объединенная пасок-момогунская и
кадазанская организация (ОПКО),
представляющая интересы местного
населения, и Китайская ассоциация
Сабаха. Все они образовывали
Альянс Сабаха, решающая роль в
котором принадлежала ОСНО и ее
лидеру Тун Мустафе бин Дату Харуну,
опиравшимся главным образом на
мусульманское население Сабаха.
После выборов в парламент Сабаха в 1967
г. лидер ОПКО Дональд Стефенс
распустил партию и предложил ее
членам вступать в ОСНО. Выступая
накануне выборов в мае 1970 г., он
призвал кадазанцев чувствовать
себя малайзийцами и поддержать
Альянс. В результате Альянс получил
около 72% голосов избирателей и все 16
мест в федеральном парламенте от Сабаха.
Политическое
положение в Сараваке было более
сложным. В Альянс Саравака входили
три партии: «Песака», представлявшая
ибанов, «Бумипутра», опиравшаяся на
малайцев, и Китайская ассоциация
Саравака. Оппозиция была представлена
двумя партиями: Национальной
партией Саравака (НПС), большинство
которой составляли ибаны, и
Объединенной народной партией
Саравака (ОНПС), опиравшейся
преимущественно на китайское
население. Оппозиционные партии выступали
с лозунгом «Саравак для саравакцев»,
призывая к пересмотру статуса
штата с целью расширения его
автономии. На выборах в федеральный
парламент Альянс получил 9 мест,
тогда как оппозиция — 14.
После
выборов в Восточной Малайзии
правящие партии располагали 91
местом в парламенте из 144, таким
образом, им не хватало 5 голосов,
чтобы собрать 2/3,
необходимые для внесения поправок
к конституции. Эти голоса правящей
коалиции принесла ОНПС,
заключившая союз с Альянсом Саравака.
С переходом летом 1970 г. одного из
депутатов парламента от «Геракана»
на сторону Альянса правительство
получило твердое большинство,
необходимое для изменения конституции.
Летом 1970 г. в результате перехода
части депутатов от оппозиции в
государственных советах (парламентах)
Перака и Селангора Альянсу удалось
вернуть контроль над этими штатами.
В сентябре 1970 г. ушел в отставку
Абдул Рахман, премьер-министром
стал Абдул Разак, его соратник и
правая рука, считавшийся в
правительственных кругах человеком,
настроенным более «промалайски»,
чем старый лидер ОМНО. В такой
обстановке в феврале 1971 г.
прекратил свое существование
Национальный оперативный совет,
превращенный в Национальный совет
безопасности, а парламент и правительство
возобновили свою деятельность.
В
феврале парламент принял Закон 1971 г.
о поправках к конституции, согласно
которому изменилась ст. 10, гарантирующая
свободу слова, собраний и
объединений: запрещалось всем (включая
членов парламента и
законодательных советов штатов)
обсуждать вопросы, относящиеся к
гражданству и особым правам
малайцев и аборигенов Восточной
Малайзии, которые получали те же
права и привилегии, что и малайцы.
Другие положения закона также были
направлены на недопущение
изменения политического баланса в
пользу экономически более сильной
немалайской буржуазии.
Стремясь
ослабить межнациональную и
внутриполитическую напряженность,
смягчить социальные противоречия и
успокоить оппозиционные
настроения, правительство Абдул
Разака (а после его смерти в январе 1976
г. — Датук Хуссейн Онна)
предприняло ряд мероприятий во
внутриполитической, экономической
и внешнеполитической областях.
Вскоре
после прихода к власти Абдул Разак
выдвинул идею сотрудничества всех
легальных политических партий
страны в рамках Национального
фронта. Прообразом такого сотрудничества
была коалиция Союзной партии
Саравака с Объединенной народной
партией Саравака, осуществленная
летом 1970 г. Большинство лидеров
оппозиционных партий, как вследствие
личных интересов, так и понимая
бесперспективность борьбы с
Альянсом без обострения
межнациональных противоречий,
одобрительно отнеслось к этой идее.
В 1972 г. были созданы коалиции
Союзной партии с «Геракан Ракьят» в
законодательном собрании Пинанга
и с Народной прогрессивной партией
в штате Перак. В декабре 1972 г.
Исламская партия (бывшая
Панмалайская исламская партия)
высказалась в пользу коалиции.
Лидер Исламской партии и премьер-министр
Келантана Дато Мохаммед Асри бин
Муда, сменивший умершего в 1969 г.
Бурхануддина ал-Хелми, стал
министром сельского хозяйства в
правительстве А. Разака. В июне 1974 г.
было объявлено об официальном
создании Национального фронта,
куда вошли в качестве
самостоятельных членов Объединенная
малайская национальная
организация, Китайская ассоциация
Малайзии, Индийский конгресс
Малайзии, Исламская партия,
Союзная партия Саравака, Союзная
партия Сабаха, Движение народа
Малайзии, Народная прогрессивная
партия, Объединенная народная
партия Саравака. Был создан Высший
совет — исполнительный орган
Национального фронта, куда были
включены по три представителя от
каждой партии. 2 августа 1974 г.
состоялись парламентские выборы,
на которых Национальный фронт
получил 136 мест из 154, в том числе все
16 мест от Сабаха и 15 из 24 от Саравака.
В Западной (Полуостровной)
Малайзии Национальный фронт
получил 61,7% голосов избирателей и 104
места в парламенте. Между его
участниками места распределялись
следующим образом: Союзная партия
— 89, Исламская партия—13, «Геракан»
— 5, НПП—1. Оппозиция не смогла
добиться успеха на выборах. Партия
демократического действия, получив
21,7% голосов в Западной Малайе,
провела 9 депутатов в парламент;
столько же мест завоевала
Национальная партия Саравака. Одно
место получила Партия социальной
справедливости (Пекемас),
отколовшаяся от «Геракана»[4].
Было
сформировано правительство, куда
вошли не только члены Союзной
партии, но и лидеры бывших
оппозиционных партий. Но создание
Национального фронта не могло
устранить внутриполитических
противоречий, и последующие события
подтвердили это. Объединенная
национальная организация Сабаха,
возглавляемая главным министром
штата Тун Мустафой, требуя большей
автономии для Сабаха в финансовых
и внешнеэкономических вопросах,
вступила в конфликт с центральным
правительством. В 1976 г. на местных
выборах в Сабахе победила новая
партия — «Берджайя», которая, сформировав
правительство штата, также
вступила в правящую коалицию. В
декабре 1977 г. Исламская партия была
исключена из Национального фронта
в результате конфликта, возникшего
в Келантане в связи с противоречием
между ее фракциями. В марте 1978 г. на
местных выборах в Келантане Исламская
партия потерпела поражение от
Национального фронта. В этих
условиях правительство решило
провести досрочные выборы в
парламент и законодательные советы
десяти (из 13) штатов. Национальный
фронт получил 131 место в парламенте
(из 154), причем ОМНО увеличила свое
представительство с 62 депутатов (в 1976
г.) до 70. Но его соперники сохранили
свои позиции. Значительный успех
выпал на долю ПДД, которая
получила 20% голосов избирателей и
провела в парламент 16 депутатов (больше,
чем какая-либо оппозиционная
партия в истории Малайзии).
Исламская партия, перешедшая
теперь в оппозицию, потеряла восемь
мест, проведя в парламент лишь
пять депутатов. Национальный фронт
победил и на местных выборах.
Вместе с тем следует отметить, что
на выборах в парламент за
Национальный фронт голосовало немногим
более 55% избирателей, а 38% голосов
собрала оппозиция.
Правящие
круги Малайзии понимали, что
политические мероприятия
необходимо дополнить социально-экономическими.
В основу этих мероприятий была
положена провозглашенная в июле 1969
г. Новая экономическая политика,
долженствующая, по мысли ее
авторов, достичь двух главных целей:
ликвидации бедности в стране и
устранения неравенства между
национальными общинами. Эта
программа была конкретизирована
во втором (1971—1975) и третьем (1976—1980)
планах развития Малайзии. Если во
втором плане ставилась задача
увеличения в первую очередь
доходов населения сельских районов
и усиления доли малайцев в
городском секторе (ставилась
задача достичь за 20 лет 30-процентного
уровня участия малайцев и других
коренных народностей в управлении
и владении национальными торговыми
и промышленными предприятиями), то
третий план развития делает упор на
борьбе с бедностью вообще без
специального упора на «малайизацию»
экономики. Вместе с тем и в третьем
плане речь идет о поощрении участия
малайцев и других коренных жителей
в современном секторе экономики, об
увеличении их занятости и развитии
среди них духа предпринимательства.
Итоги
второго плана свидетельствуют, что
задача «малайизации» экономики
оказалась невыполненной. Также
очевидно, что все отчетливее стала
проявляться тенденция образования
бюрократического капитала на базе
государственных корпораций. Что
касается планов «ликвидации
бедности», то их осуществление
наталкивается на препятствия,
органически проистекающие от
развития Малайзии по
капиталистическому пути.
Претерпела
определенные изменения и внешняя
политика Малайзии. Хотя страна
сохраняла тесные связи с Западом, в
ее внешней политике усилились
тенденции развития дружественных
отношений со всеми странами,
включая социалистические, и
поддержки процесса международной
разрядки. Это было связано как с
общим изменением международной
обстановки, так и с необходимостью
для правящих кругов считаться с
мнением прогрессивных сил внутри
страны после кризиса 1969 г. После
прихода к власти новый премьер,
Абдул Разак, Заявил, что Малайзия
будет проводить политику
неприсоединения и стремиться к
созданию нейтральной зоны в Юго-Восточной
Азии.
Хотя
в апреле 1971 г. Малайзия и Сингапур
заключили соглашение об обороне с
АНЗЮК (объединенное командование
Австралии, Новой Зеландии и
Великобритании), которое должно
было заменить англо-малайзийский
договор об обороне (его срок
истекал в 1971 г.), уже в марте 1973 г.
Малайзия вышла из этого блока.
Активно действует Малайзия в
региональной организации АСЕАН,
чему способствовало прекращение
малайзийско-индонезийского, а
затем и малайзийско-филиппинского
конфликтов. В апреле 1967 г. Малайзия
установила дипломатические
отношения с СССР, затем, в конце 60-х
и в 70-х годах они были установлены с
европейскими социалистическими
странами и Вьетнамом. В 1975 г.
Малайзия обменялась посольствами
с КНР.
Большое
значение для страны имело
установление дипломатических,
торговых и культурных отношений с
СССР. В 1970 г. было подписано
соглашение о воздушном сообщении
Москва — Куала-Лумпур. В сентябре —
октябре 1972 г. премьер-министр А.
Разак посетил СССР и были подписаны
соглашения об экономическом,
техническом, культурном и научном
сотрудничестве между двумя
странами. В марте 1975 г. с визитом в
Малайзии была делегация Верховного
Совета СССР, а в июле СССР посетил
министр иностранных дел Малайзии
Тенгку Ахмад Ритхауддин. Советский
Союз стал одним из главных
покупателей малайзийского каучука.
О характере советско-малайзийских
отношений, укрепление которых
служит делу мира и разрядки
международной напряженности, свидетельствует
совместное коммюнике, принятое во
время визита Абдул Разака в 1972 г. С 18
по 25 сентября 1979 г. Советский Союз
посетил премьер-министр Малайзии
Датук Хуссейн Онн. В подписанном в
Москве совместном советско-малайзийском
коммюнике стороны «подтвердили
намерение и дальше идти по пути
укрепления добрых отношений и
расширения взаимовыгодного
сотрудничества в экономической,
научно-технической и других
областях на благо народов обеих
стран».
За
первые пятнадцать лет своего
существования Малайзия
столкнулась с серьезными
экономическими и политическими
проблемами. И поныне перед
малайзийским государством остаются
многие нерешенные вопросы как
социально-экономического, так и
политического характера. От путей
их разрешения будет зависеть и
дальнейшее историческое развитие
этой молодой страны.
Сайт управляется системой
uCoz