ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый вниманию читателей коллективный труд советских историков-вьетнамистов «Новая история Вьетнама» представляет собой первую в советской исторической науке попытку дать в обобщенном виде научное изложение исторического развития вьетнамского народа с середины XVII в. до первой мировой войны и Октябрьской социалистической революции в России.
Как
известно, основным содержанием
новой истории человечества
является утверждение капитализма в
результате буржуазных революций. В
связи с этим хронологические рамки
новой истории историками-марксистами
условно определяются с английской
революции XVII в. и до октября
Во Вьетнаме, как и во многих других странах Азии, из-за ряда причин капиталистические отношения начали развиваться гораздо позднее, чем в европейских странах, а именно в XIX и особенно в начале XX в. По мере развития капитализма разница в Уровне развития между передовыми странами Европы и Азии становилась все более заметной, оказывая растущее влияние на страны Азии, в том числе и на Вьетнам. Несмотря на то что процесс становления капиталистических отношений во Вьетнаме протекал крайне медленно, тем не менее естественное развитие этой страны неуклонно вело к созданию и утверждению капиталистического уклада.
Перерастание
с конца XIX в. французского
промышленного капитализма в
империализм повлекло за собой
глубокие социальные изменения и в
колониях Франции, в том числе и во
Вьетнаме, где переход к
империалистическим методам
эксплуатации привел к серьезным
изменениям в феодальном обществе.
Эти изменения нашли свое выражение
прежде всего в становлении капиталистических
отношений, в зарождении и развитии
национально-освободительного
движения и в формировании его
руководящих сил: пролетариата и
буржуазии.
Центральными событиями новой истории Вьетнама были: пробуждение национального самосознания народа под влиянием идей революции 1905—1907 гг. в России, зарождение и развитие национально-освободительного движения в период «пробуждения Азии», Синьхайская революция и первая мировая война 1914— 1918 гг., создание первых буржуазно-революционных организаций, ставивших своей целью борьбу против империализма и феодализма, за установление буржуазно-демократической республики.
Основными
движущими силами антиколониального
движения во Вьетнаме в
рассматриваемый исторический
период были: крестьянство,
зарождающаяся и развивающаяся
буржуазия и пролетариат,
патриотически настроенные солдаты
колониальной армии. Руководителем
национально-освободительного
движения выступала прогрессивная
часть феодальной интеллигенции —
шифу,— постепенно переходившая на
позиции буржуазного национализма.
Методологическую и теоретическую основу «Новой истории Вьетнама» составили труды классиков марксизма-ленинизма. В классических произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса вскрыта сущность колониальных захватов и колониальной эксплуатации, показаны причины возникновения освободительного движения в колониях в эпоху промышленного капитализма. Труды К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство», «Манифест Коммунистической партии», «Нищета философии», «Капитал», «Положение рабочего класса в Англии» и многие другие помогли авторам данной книги разобраться в вопросах зарождения и развития пролетариата и буржуазии, в причинах возникновения рабочего и национально-освободительного движения.
В. И. Ленин, теоретически развивший марксизм в эпоху империализма и пролетарских революций, изложил учение об империализме и дал четкую теорию национально-освободительных революций как неотъемлемой составной части всемирной борьбы международного рабочего класса за социализм. В. И. Ленин показал, что развитие национально-освободительного движения в эпоху империализма было обусловлено постоянным расширением сферы колониального грабежа, усилением колониальной эксплуатации народов колониальных и зависимых стран.
В. И. Ленин пророчески предсказал историческую неизбежность крушения колониальной системы империализма, а также национального освобождения угнетенных народов. Союзником русской революции В. И. Ленин считал пролетариат Европы и США, а в Азии — народы колоний и полуколоний. «Вслед за русским движением 1905 года,— писал В. И. Ленин,— демократическая революция охватила всю Азию — Турцию, Персию, Китай. Растет брожение в английской Индии... Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию»[2].
Учение В. И. Ленина содержит подлинно научный анализ движущих сил национально-освободительных революций. «Большинство народов Востока, — говорил В. И. Ленин, — являются типичными представителями трудовой массы — не рабочими, прошедшими школу капиталистических фабрик и заводов, а типичными представителями трудящейся, эксплуатируемой массы крестьян, которые страдают от средневекового гнета»[3]. В то же время В. И. Ленину принадлежит идея о прогрессивной роли национальной буржуазии в антиимпериалистической борьбе в странах Востока. В ленинской теории национально-освободительной революции большое значение придается роли рабочего класса колониальных стран. Рабочий класс и его передовой коммунистический авангард играют исключительную роль в деле освобождения народов колоний и полуколоний как от местных, так и от иностранных эксплуататоров. В ленинском учении не только придается большое значение созданию единого революционного фронта пролетариата Запада и национально-освободительного движения народов Востока, но и содержится призыв к сплочению трудящихся колоний и полуколоний в борьбе за свое освобождение. Учение В. И. Ленина о национально-освободительных революциях составило необходимую теоретическую базу для написания V раздела — «Вьетнам в эпоху империализма и „пробуждения Азии"».
«Новая
история Вьетнама» в значительной
части написана на основе ранее не
публиковавшихся документов и
материалов. В работе широко
использованы вьетнамские хроники,
а также вьетнамские, и французские
архивы. Так, в разделах I, II и III
данного труда впервые в
отечественном вьетнамоведении
широко привлечены хроники «Вьет шы
тхонг зям кыонг мук» и «Дайнам тхык
люк», переведенные с
древнекитайского языка на современный
вьетнамский язык. Хроника «Вьет шы
тхонг зям кыонг мук» охватывает
период вьетнамской истории с
Другим
важным источником для написания
«Новой истории Вьетнама»
послужили документы и материалы
архивов СРВ и Франции, а именно
Центральный архив Индокитая (бывший
архив Французского генерал-губернатора).
Основные материалы фондов этого
архива, освещающие
империалистическую колониальную
политику, были вывезены во Францию.
Сохранились фонд верховного
резидента Тонкина, включающий
политические отчеты резидента о
положении в Тонкине с 1889 по
Для написания «Новой истории Вьетнама» были также использованы материалы колониальной полиции Индокитая под названием «Антифранцузские выступления в аннамитских странах в 1905—1918 гг.» (в двух томах)[4].
Многочисленные досье фонда верховного резидента Тонкина рассказывают о карательных операциях французских колонизаторов против крестьянских выступлений, в том числе против выступления под руководством Де Тхама, а также против забастовочного движения рабочих.
Фонды
архива Музея революции в Ханое
характеризуют революционную
борьбу трудящихся против
колониального порабощения.
Особенно подробно были
использованы документы фонда № 1 (1858—1929
гг.), и в частности досье с
материалами о крестьянском
движении в провинциях Чунгки (Центрального
Вьетнама) в
Для раздела V истории Вьетнама в эпоху империализма и «пробуждения Азии» были широко использованы документы и материалы французского национального архива в Париже[5]. Фактически эти материалы представляют собой документы бывшего министерства колоний Франции. В указанном архиве хранится вся переписка между министерством колоний Франции и французскими генерал-губернаторами Индокитая, а также многочисленные годовые политические, экономические и финансовые отчеты генерал-губернатора Индокитая министру колоний с конца XIX в. и до первой мировой войны, распоряжения и указания министра колоний, информационные материалы об Индокитае, многочисленные досье, относящиеся к внутреннему положению в стране и ее внешним сношениям.
Важное место в работе заняли материалы, хранящиеся в архиве генерал-губернатора Индокитая, который был вывезен из Вьетнама и ныне находится в г. Экс-ан-Прованс (Франция)[6]. В этом архиве хранятся фактически все материалы, относящиеся к Индокитаю (Вьетнам, Лаос и Камбоджа) с момента установления колониального господства и до поражения колонизаторов в этих странах. Из фондов этого архива были использованы досье № 8739, 8741, 8555, 23755, 2765, 21174, 36247, в которых рассказывается о революционном движении во Вьетнаме.
Документы и материалы перечисленных архивов явились ценными первоисточниками и были введены в научный оборот во вьетнамоведческой литературе благодаря содействию государственных организаций СРВ и Франции.
Написанию
«Новой истории Вьетнама» во многом
способствовало появление в
советской и зарубежной
марксистской литературе и прежде
всего в литературе СРВ,
коллективных и индивидуальных
монографических исследований,
содержащих богатый
фактологический материал. Нельзя
забывать и того, что новый этап в
освещении истории Вьетнама начался
с победой Августовской революции
В
ноябре
Вьетнамские
коллеги проделали большую работу
по изучению истории восстания
Тэйшонов (1771—1802). Среди изданных на
эту тему работ наиболее
значительной является монография
Ван Тана «Тэйшонская революция» («Кать
манг Тэйшон»), вышедшая в свет в
В изучении истории захвата Вьетнама Францией (1858—1898) важное место занимает трехтомный труд Чан Ван Зяу[8], в котором исследуются захват Южного (Намки), Центрального (Чунг-ки) и Северного (Бакки) Вьетнама, а также патриотическое движение «кан-выонг».
В исследованиях ученых СРВ истории своей страны с середины XIX до начала XX в. важное место занимает изучение развития капиталистических отношений, становления и развития антиимпериалистических сил (буржуазии и пролетариата), национального пробуждения. Значительную ценность в деле изучения проблем социально-экономического положения страны представляют такие работы, как «Методы эксплуатации Вьетнама французским капиталом» Нгуен Кхак Дама, «Краткая история развития ремесленного производства во Вьетнаме» Фан За Бена, «Вьетнамская буржуазия в период французского колониального господства» Нгуен Конг Биня и др. В упомянутых исследованиях показаны конкретные формы и методы эксплуатации народных масс французскими монополиями, что выгодно отличает их от трудов французских буржуазных экономистов.
По истории освободительной борьбы во Вьетнаме наиболее ценными являются труды тех вьетнамских авторов, которые непосредственно участвовали в революционном движении. В связи с этим указанные работы могут в известной степени рассматриваться как первоисточники. К таким работам мы относим «Самокритику» Фан Бой Тяу, «Историю 80-летней борьбы против французских колонизаторов» Чан Хюи Лиеу, «Историческую роль Фан Бой Тяу в революционной борьбе вьетнамского народа против французских колонизаторов» Тон Куанг Фиета, «Рабочий класс Вьетнама» Чан Ван Зяу, «Историю вьетнамской революции» Дао Зуи Аня и др.
В 1955—1957 гг. вьетнамский институт истории издал многотомные сборники документов под названием «Современная вьетнамская революция»[9], содержащие ценный материал по новой и новейшей истории страны.
Исследование
различных периодов и проблем
позволило нашим вьетнамским
коллегам опубликовать обобщающие
работы по истории своей страны. Так,
в 1960—1963 гг. Ханойский университет
издал трехтомный коллективный труд
под названием «История
вьетнамского феодализма»[10]. В 1960—1961 гг.
тот же университет выпустил
трехтомный труд, озаглавленный «Новая
история Вьетнама»[11]. В
Эти произведения внесли много нового в изучение истории Вьетнама, с марксистских позиций разоблачая колониалистские концепции буржуазных историков.
До
Изучение
Вьетнама в Советском Союзе
практически началось, после
установления дипломатических
отношений между нашими странами в
За четверть века в нашей стране был опубликован ряд работ по новой истории Вьетнама, среди которых важное место заняло изучение социально-экономического строя вьетнамского феодального государства в XVIII—XIX вв., его политической, административной и военной систем[14].
Исследовано крупнейшее крестьянское восстание Тэйшонов в XVIII в., продемонстрировавшее кризис феодального строя Вьетнама[15]. Была изучена также проблема вьетнамо-китайских отношений в XVII—XIX вв.[16]; начато изучение истории вьетнамской сельской общины в X—XX вв.[17]; значительное внимание уделено изучению проблем национально-освободительного движения[18].
После установления дипломатических отношений между Вьетнамом и СССР советские ученые-вьетнамисты получили широкую возможность непосредственно в стране ознакомиться с источниками, оригинальной литературой и архивными материалами, установить контакты с вьетнамскими учеными-историками и участниками революционного движения, что способствовало более углубленному изучению различных периодов истории этой страны.
Были исследованы проблемы развития капиталистических отношений во Вьетнаме, формирования национального пролетариата и буржуазии, пробуждения национального самосознания вьетнамского народа, зарождения и развития национально-освободительной борьбы и основные идеологические течения в национально-освободительном движении[19].
В своих трудах советские ученые исследуют богатую историю и самобытную, с многовековыми традициями вьетнамскую культуру, ее взаимодействие и контакты с мировой культурой. В исследованиях советских вьетнамистов разоблачаются измышления буржуазных фальсификаторов, искажающих подлинную историю этой страны.
Труды советских ученых пронизаны чувством глубокого интернационализма, стремлением исследовать процессы исторического, социально-экономического и культурного развития вьетнамского народа с научных и партийных позиций.
Иными по своей методологии и освещению истории Вьетнама являются работы большинства буржуазных, и в первую очередь французских и американских, авторов. Большая часть этих работ имеет преимущественно мемуарный характер. Это воспоминания военнослужащих, принимавших непосредственное участие в колониальном захвате, должностных лиц колониальной администрации, путешественников и миссионеров. Среди них заслуживают упоминания книги Ш. Госслена, Ж. Альберти, А. Томази, П. Думера, И. Л. Ланессана, Ж. Галамбера, П. Паскье, А. Варенна и др.
Труды указанных авторов, как правило, характеризуются крайним субъективизмом в оценке исторических фактов, резкой, непримиримой враждебностью к антиколониальным выступлениям местного населения. Они описывают антиколониальные выступления народных масс тенденциозно, с позиций апологетов колониализма, а их участников — как бунтарей, посмевших подняться против «незыблемости» политического строя колонизаторов. В указанных работах восхваляется «цивилизаторская» миссия империализма в колониях, замалчивается варварская эксплуатация людских и природных ресурсов покоренной страны.
Среди буржуазных историков и экономистов были и такие, как Ж. Масперо, А. Мэйбон, Е. Шасиньо, Е. Тестон, П. Першерон, А Дюмаре, П. Бернар, Ш. Робэкэн, П. Гуру, Ж. Анри и др., труды которых отличаются объективностью и достоверностью изложенных фактов, широтой охваченного материала и его систематизацией. Однако в этих книгах почти не рассматривались проблемы политической истории или национально-освободительного движения.
Научным центром колониального Вьетнама, так же как Лаоса и Камбоджи, была Французская школа по изучению Дальнего Востока (Л'Эколь франсэз д'Экстрем ориент), основанная в начале XX в., в стенах которой работала большая часть французских буржуазных ученых. Особенно известны имена таких крупнейших ученых, как Ж. Масперо, А. Масперо, Кордье, П. Гуру, Ж. Анри и др. Эти исследователи в своей работе уделяли основное внимание древней и средневековой истории, вопросам археологии, этнографии, географии, литературы и языка.
Проблемы национально-освободительного движения не нашли правдивого освещения и во вьетнамских работах, изданных в период колониального господства. Так, Чан Чонг Ким[20], Хоанг Као Кхай и другие вьетнамские авторы излагают историю Вьетнама с позиций французской буржуазной исторической школы. Это главным образом описание правления императорских династий.
Новая
история Вьетнама делится на
следующие пять периодов: 1)
середина XVII —середина XVIII в.; 2) 1771—1802
гг.; 3) 1802—1858 гг.; 4) 1858—1898 гг.; 5) конец XIX
в.—
В разделе I «Феодальный Вьетнам в середине XVII — середине XVIII в.» — рассматривается социально-экономическое развитие Вьетнама, показываются основные тенденции развития в сельском хозяйстве, аграрных отношениях, ремесле, городской жизни и культуре. Важное место уделяется показу особенностей социально-экономического развития Северного и Южного Вьетнама, где правили феодальные дома Чиней и Нгуенов при номинальном правлении династии Ле. В разделе говорится и о междоусобных воинах между Севером (Дангнгоай) и Югом (Дангчаунг), внутри- и внешнеполитической истории Вьетнама и крестьянских восстаниях в конце XVII—XVIII в.
Раздел II —1771 —1802 гг. — посвящен истории самого крупного крестьянского движения во Вьетнаме — восстания Тэйшонов. В разделе исследуются проблемы развития социально-экономических отношений в этот период, отмечается, что тяжелое положение крестьян приводило к возникновению крупных крестьянских восстании, самым значительным из которых было антифеодальное восстание Тзишонов, свидетельствовавшее о кризисе вьетнамского Феодального общества. В разделе показаны ход восстания Тэйшонов, создание государства Тэйшонов, исследованы социально-экономические реформы в тэйшонском государстве и его внешняя политика. Раздел завершается рассмотрением междоусобной борьбы, приведшей к падению государства Тэйшонов.
Раздел III посвящен периоду 1802—1858 гг., когда после подавления восстания Тэйшонов к власти пришла династия Нгуенов. В нем исследуются: дальнейший процесс социально-экономического развития страны, формы феодального землевладения, становление товарно-денежных отношений в стране, хозяйственных связей между различными частями страны, развитие горнорудных промыслов, ремесла, торговли, городов и т. д. В области внутренней политики Вьетнама уделяется особое внимание процессу образования централизованного государства с элементами абсолютной монархии — становления во Вьетнаме династии Нгуенов.
В разделе исследуются причины и анализируются развитие антифеодальных крестьянских движений, классовый состав повстанческих отрядов, роль выходцев из различных прослоек феодального класса в руководстве движением, причины их участия в нем и т. д. Большое внимание в разделе уделяется развитию общественно-политической мысли Вьетнама — социально-экономическим причинам реформаторских течений, участию в них прогрессивных слоев феодального чиновничества и интеллигенции. В разделе раскрываются отношения Вьетнама с Францией и Китаем в XIX в., а также с сопредельными странами Индокитая — Сиамом и Камбоджей.
Раздел
IV начинается с истории
вооруженного захвата Вьетнама
французскими колонизаторами и
охватывает период с 1858 по
В разделе дается характеристика массового народного сопротивления, анализируется классовый состав этого движения, показаны особенности патриотической борьбы на разных этапах ее развития. Специальное внимание в разделе уделено исследованию патриотического движения «кан-выонг» и освободительной борьбы вьетнамского народа в 80—90-е годы. Особенно подчеркивается связь этого движения с освободительной борьбой патриотов Камбоджи. В разделе значительное место уделено развитию общественной мысли во Вьетнаме в этот период.
Раздел V посвящен Вьетнаму в эпоху империализма и «пробуждения Азии» (1898—1918). Этот период истории имеет важное значение для понимания последующего исторического развития Вьетнама.
Раздел открывается главой о социально-экономическом развитии Вьетнама с конца XIX в. до начала первой мировой войны. Здесь рассматривается переход Франции к новому этапу в развитии колониальной эксплуатации Вьетнама — к внедрению во Вьетнаме французского торгового и промышленного капитала, исследуются общие вопросы развития капитализма во Вьетнаме в своеобразных условиях полуфеодальной и колониальной страны. В главе анализируется вопрос о зарождении и развитии вьетнамкой национальной буржуазии и появлении первых отрядов вьетнамского промышленного пролетариата.
Большое внимание уделяется анализу французской системы колониального управления, специфике французского административного аппарата, его связи с местными административными службами его роли в практическом осуществлении французской колониальной политики во Вьетнаме.
В специальной главе раздела рассматривается развитие национально-освободительного движения во Вьетнаме до первой мировой войны, обращено особое внимание на влияние русской революции 1905—1907 гг. на национально-освободительную борьбу во Вьетнаме. Подробно характеризуется деятельность Фан Бой Тяу — идеолога антифранцузской вооруженной борьбы и первой политической организации Вьетнама — «Вьетнам зуи тан», раскрывается социальное содержание движения за социальные реформы и показана деятельность «Донг кинь нгиа тхук». Здесь разбираются взгляды и деятельность Фан Тю Чиня — лидера антифеодального реформаторского крыла национально-освободительного движения. В главе отмечается различие во взглядах и методах борьбы между Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинем. В заключение подчеркивается влияние освободительных и просветительных идей «Вьетнам зуи тан» и «Донг кинь нгиа тхук» на широкие народные массы, пробудившиеся к вооруженной борьбе с угнетателями.
В разделе анализируются вооруженные выступления во Вьетнаме против колониально-феодального режима в 1908—1913 гг. Большое значение для понимания развития Вьетнама имеет заключительная глава раздела, посвященная освободительному движению во Вьетнаме в годы первой мировой войны. В ней подчеркивается усиление эксплуатации природных и людских ресурсов Индокитая в годы первой мировой войны: систематическое выкачивание стратегического сырья, сельскохозяйственных продуктов и товаров первой необходимости для нужд метрополии. 100 тыс. человек из Индокитая, главным образом вьетнамцев, было мобилизовано во французскую армию, использовалось для работы на военных заводах и строительстве военных объектов. Резкое сокращение экспорта французских товаров в Индокитай, рост экономических трудностей и противоречий между вьетнамским капиталистическим предпринимательством и французским империализмом содействовали созданию благоприятных условий для развития вьетнамской национальной промышленности, развития капитализма, накоплению капитала и ускорению процесса формирования пролетариата и буржуазии.
Это
послужило основой дальнейшего
подъема национально-освободительного
движения, создания «Вьетнам куанг
фук хой», программа и установки
которого подробно анализируются в
работе.
Особое внимание уделяется зарождению и развитию рабочего движения во Вьетнаме, подчеркивается экономический характер выступлений пролетариата, отсутствие политических требований. В то же время отмечается, что выступления рабочих показали, что во вьетнамском национально-освободительном движении появилась новая активная сила в лице наиболее передового в политическом отношении класса вьетнамского общества; подчеркивается, что в ходе развития национально-освободительного движения во Вьетнаме в 1900—1917 гг. создались необходимые предпосылки для появления нового, еще более мощного революционного движения против империализма и феодализма, развернувшегося уже после победы в России Великой Октябрьской социалистической революции.
Раздел VI «Новой истории Вьетнама» посвящен культуре Вьетнама. В разделе имеются главы о науке, идеологии, просвещении, литературе, театре, архитектуре, изобразительном искусстве.
Читатель встретит на страницах книги короткие биографические сведения о руководителях освободительного и буржуазно-демократического движения — Фан Динь Фунге, Фан Бой Тяу Фан Тю Чине, Де Тхаме — и их соратниках. В работе также рассматриваются участие народных меньшинств Вьетнама в национально-освободительном движении и деятельность тайных религиозных обществ. Главное внимание авторов данной работы обращено на изучение внутренних процессов развития вьетнамского феодального, а позднее колониального и полуфеодального общества.
Авторы отдают себе отчет в том, что данной работой невозможно исчерпать сложную и богатую событиями историю этой страны, тем более что некоторые важные проблемы новой истории Вьетнама (формирование вьетнамской нации, сельская община и др.) до сих пор остаются еще недостаточно исследованными.
Авторский
коллектив:
Введение
— С. А. Мхитарян.
Раздел I:
Глава
1—Д. В. Деопик.
Глава 2— Д. В. Деопик (раздел «Крестьянские восстания» — И. А. Огнетов).
Раздел II:
Глава
1 — И. А. Огнетов.
Глава
2 — И. А. Огнетов.
Глава 3 — И. А. Огнетов.
Раздел III:
Глава 1 — Социальное устройство вьетнамского общества — Д. В. Деопик; Государственное устройство — Г. Ф. Мурашева; Феодальное чиновничество, Внутриполитическое положение страны — А. Л. Рябинин; Крестьянские движения — И Д. Бакшт.
Глава
2 —Аграрные отношения. Общие черты
— И. Д. Бакшт; Основные категории
земель и государственная аграрная
политика — А. Л. Рябинин;
Горнорудные промыслы, Ремесло,
Торговля — С. А. Мхитарян (раздел «Внутренняя
торговля» — совместно с В. М.
Мазыриным.); Город — В. М. Мазырин.
Глава 3 — Г. Ф. Мурашева.
Раздел IV:
Глава
1 — Ю. П. Дементьев.
Глава
2 — И. Д. Бакшт.
Глава 3 — И. Д. Бакшт.
Раздел V:
Глава 1 — Ю. П. Дементьев, О. В. Новакова.
Глава 2 — С. А. Мхитарян.
Глава 3 — С. А. Мхитарян.
Глава 4 — С. А. Мхитарян.
Глава 5 — С. А. Мхитарян.
Раздел VI:
Глава
1 — П. В. Познер.
Глава
2 — П. В. Познер.
Глава
3 — Н. И. Никулин.
Глава
4 — В. И. Мещеряков.
Глава 5 — Г. В. Шмелева.
Научно-техническая подготовка рукописи осуществлена Г. В. Шмелевой. Указатель имен и географических названий составлен И. Д. Бакшт и Г. В. Шмелевой.
Коллектив авторов и ответственный редактор выражают свою искреннюю благодарность сотрудникам Отдела Кореи, Монголии и Вьетнама Института востоковедения АН СССР, а также коллегам из других учреждений, принявшим участие в обсуждении настоящей работы и содействовавшим своими советами и замечаниями ее улучшению.
Авторский
коллектив выражает надежду на то,
что предлагаемая читателю «Новая
история Вьетнама» будет
способствовать лучшему
взаимопониманию, укреплению дружбы
между народами Советского Союза и
Социалистической Республики
Вьетнам.
[1] В. И. Ленин. О борьбе внутри итальянской социалистической партии.— 41, с. 425 (Произведения В. И. Ленина даются по Полному собранию сочи-й.)
[2] В. И. Ленин. Пробуждение Азии.—Т. 23, с. 145—146.
[3]
В.И. Ленин. Доклад на II
Всероссийском съезде
коммунистических организаций
народов Востока 22 ноября
[4] L'agitation antifran^aise dans les pays
annamites de
[5] Les Archives Nationales de
[6]
Archives Nationales depot des archives d'outre-mer
[7]
Tran Hui Lieu. Ban du thao su cach mang can dal Viet-Nam (1885—1945).
Ban su dia, 1951.
[8]
Trаn Van Glаu. Ghоng xam laag (1858—1893). Hа-nоi, 1956—1957.
[9]
Tаi liеu tham khаo lich su each mwg can dai Viеt-Nam.
T. I—XII. Hа-nоi, 1955—1957.
[10] Lich su che
do phong kign Viet-Nam. T. I—III. Hа-nоi, 1960. 1962, 1963.
[11] Lich su can dai
Viet-Nam. T. I—III. Hа-nоi, 1960—1961.
[12] Lich su Viet-Nam.
1.
[13] Cм.: В. Я. Васильева. Индокитай. М., 1947; А. А. Губер. Вьетнам.— Новая история стран Зарубежного Востока. Т. II. М., 1952.
[14] См.: М. А. Чешков. Очерки истории феодального Вьетнама. М., 1967; Д. В. Деопик. Вьетнам в новое время (1660—1858 гг.); А. А. Губер. Вьетнам в новое время (1858—1917 гг.). — История стран Азии и Африки в новое время. М., 1971.
[15] См.: И. А. Огнетов. Восстание Тэйшонов во Вьетнаме (1771 — 1802) М., 1960.
[16] См.: Г. Ф. Мурашева. Вьетнамо-китайские отношения XVII—XIX вв. М., 1973.
[17] А. И. Мухлинов. Вьетнамская сельская община (X в.— первая половина XIX в.).— «Восточноазиатский этнографический сборник». М., 1961; он же. Вьетнамская сельская община (вторая половина XIX — первая половина XX в.). — Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1975.
[18] И. Я. Подкопаев. Очерки борьбы вьетнамского народа за независимость и единство своей страны. М., 1957; С. А. Мхитарян. Борьба вьетнамского народа за национальную независимость, демократию и мир. М., 1957; А. П. Шилтова и В. Ф. Мордвинов. Национально-освободительное движение во Вьетнаме. М., 1958, и др.
[19] М. А.
Чешков. Особенности формирования
вьетнамской буржуазии. М., 1968. С А.
Мхитарян. Рабочий класс и
национально-освободительное движение
во Вьетнаме (1885—1930). М., 1967; Вьетнам.
— Зарождение идеологии
национально-освободительного
движения (XIX — начало XX в.). М, 1973.
[20] Тran Trong Kim. Viet-Nam
su luoc.