РАЗДЕЛ V

ВЬЕТНАМ В ЭПОХУ ИМПЕРИАЛИЗМА

И «ПРОБУЖДЕНИЯ АЗИИ»

(1898—1918)

 

Глава 1

ОБРАЗОВАНИЕ ИНДОКИТАЙСКОГО СОЮЗА.

РЕФОРМЫ П. ДУМЕРА И А. САРРО

 

Создание Индокитайского союза, сложной и по-своему совер­шенной системы французского колониального управления, было длительным и часто мучительным для народов Индокитая процес­сом, растянувшимся почти на 50 лет.

До образования Индокитайского союза индокитайские владе­ния Франции находились: Аннам и Тонкин — в ведении министер­ства иностранных дел, Кохинхина и Камбоджа — в ведении мини­стерства торговли и колоний[1]. Декретом от 17 октября 1887 г.[2] с таким положением дел было покончено[3].

По этому декрету все французские владения в Индокитае об­разовали единое колониальное владение Франции в Индокитае — Индокитайский союз,— которое переходило в ведение министер­ства колоний. Во главе Индокитайского союза был поставлен генерал-губернатор[4]. В этот период генерал-губернатор был лишь чиновником, всецело зависящим от своего министерства, мало са­мостоятельным в своих действиях.

Декретами 1891 и 1911 гг., принятыми парламентом Франции, Индокитайскому союзу и его генерал-губернатору была предостав­лена большая самостоятельность.

Генерал-губернатор являлся единственным представителем президента Французской Республики, обладал правом издавать за­коны и постановления, имеющие силу закона (режим декретиро­вания). Законы, принятые французским парламентом относитель­но Индокитая, получали силу в Индокитае лишь после их опубли­кования в официальном печатном органе Индокитайского союза — «Журналь офисьель». В подчинении генерал-губернатора находи­лась вся гражданская администрация. В плане дипломатическом генерал-губернатор был представителем Французской Республики в странах Дальнего Востока.

Генерал-губернатор являлся верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами Союза, но непосредственное руко­водство этими вооруженными силами принадлежало соответству­ющим представителям военных властей.

В ведении генерал-губернатора находился и бюджет Союза. Только один генерал-губернатор имел право официальной пере­писки с правительством метрополии.

Заместителем генерал-губернатора и лицом, непосредственно возглавлявшим административный аппарат Союза, являлся гене­ральный секретарь[5]. Он ведал составлением генерального бюд­жета Союза; в его непосредственном подчинении находилась по­лиция.

Следующим по значению органом центрального аппарата яв­лялось управление финансового контроля. Начальник этого управ­ления имел право непосредственно сноситься с министрами финан­сов и колоний, которым был обязан регулярно докладывать о по­ложении дел в Союзе с точки зрения состояния финансов и дея­тельности финансовых органов. Вместе со своим заместителем он непосредственно контролировал деятельность Индокитайского банка[6].

Управление финансов было создано по декрету от 8 декабря 1906 г.[7]. Начальник этого управления непосредственно занимался составлением и исполнением генерального бюджета, а также кон­тролировал расходы служб центрального аппарата.

При генерал-губернаторе имелась юридическая служба Индо­китая, возглавляемая генеральным прокурором[8]. Эта служба за­нималась административным аппаратом всех судебных органов Индокитая, их бюджетом, распорядком работы, передавала рас­поряжения генерал-губернатора и т. д.

В области судопроизводства французские власти вначале вве­ли особое судопроизводство — по французским законам — для ев­ропейцев, французов и ассимилированных лиц. Затем постепенно, вначале в Кохинхине, а позднее и в остальных частях Союза; были введены для местного населения кодексы уголовного и граж­данского права, составленные на основе французского законода­тельства, но с учетом местных правовых норм.

Важную роль в деятельности центрального аппарата играло управление таможен и государственных монополий. Это управле­ние являлось главным источником ресурсов, питавших генераль­ный бюджет, и было наиболее разветвленной службой Индокитай­ского союза[9].

Большое значение имело созданное в 1898 г. управление об­щественных работ[10]. Начальник этого управления являлся орга­низатором работ по строительству дорожной сети; в частности, именно по этому управлению велось руководство программой же­лезнодорожного строительства, наблюдение за строительством, ра­ботами в шахтах, за мелиоративными работами и т. д.

Центральным учреждением Союза являлось также и управле­ние сельского хозяйства и торговли, созданное в 1898 г.[11]. В его задачу входили помощь французским колонистам в устройстве на землях в Индокитае, изучение особенностей экономики в новых французских колониях и наилучших условий для внедрения туда французских дельцов и торговцев. В сферу деятельности этого управления входили контроль за деятельностью органов по взи­манию налогов и рекомендации генерал-губернатору в проведе­нии политики в области сельского хозяйства. Управление занима­лось исследованиями в области сельского хозяйства, чтобы иметь возможность рекомендовать лучшие сорта риса и наиболее благо­приятные условия для его обработки, лучшие породы сельскохо­зяйственных животных, изучало возможности для садоводства и т. д.

В непосредственном подчинении генерал-губернатора находи­лось и управление почт и телеграфа[12].

Все перечисленные выше управления имели отделения на ме­стах, которые помимо подчинения центральным учреждениям бы­ли связаны и с местным административным аппаратом. Кроме этого существовал многочисленный аппарат чиновников местных административных органов Индокитайского союза (далее — Индо­китая). Громадный бюрократический аппарат был важным сред­ством подавления выступлений местного населения. Число чинов­ников, находившихся на административной службе в Индокитае, было очень велико. Так, в 20-е годы в Индокитае на 25 млн. населения приходилось 4700 французских чиновников, почти столь­ко же, сколько в Индии с ее 350-миллионным населением[13].

Однако уже с 1898 г. французская администрация вынуждена была  привлекать  местное  население,  преимущественно  вьетнам­цев, для несения вспомогательной административной службы. Это особенно важно было в управлении таможен и монополий, при сборе и определении налогов и т. д.,  где особенно необходимо было знание местных условий; кроме того, вьетнамцы привлека­лись в качестве среднего технического персонала. В дальнейшем это вынудило колониальные власти открыть доступ части местной верхушки к европейскому среднему и даже высшему образованию, что было закреплено в циркуляре, принятом 20 марта 1918 г.[14]. Французский   чиновничий   аппарат поглощал львиную долю бюджета Индокитайского союза. Содержание французского чинов­ника в Индокитае обходилось в 3 раза дороже, чем в Европе, и, разумеется, ему платили намного больше, чем местным жителям. Так,  чиновники  низших  ступеней  администрации,  куда  и  допу­скались    представители    вьетнамской    элиты,    получали  3700— 4000 фр. в год, тогда как инспектора, набиравшиеся исключитель­но из дипломированных французов,— от 18 тыс. до 20 тыс. фр.[15]. Важными средствами подавления местного населения были ар­мия, полиция, служба безопасности, суды и тюрьмы.

В период, когда были заложены основы современной организа­ции Индокитайского союза,— речь идет о периоде 1897—1902 гг., когда во главе Индокитайского союза стоял Поль Думер,— глав­ной силой в деле подавления местного населения была армия, только недавно закончившая в основном «умиротворение». Она выполняла часто функции полиции, службы безопасности, даже таможенной и пограничной службы. Во главе французских окку­пационных сил и военно-морского флота стояли соответствующие военные чины. Общее количество французских вооруженных сил в Индокитае равнялось двум дивизиям, одной отдельной бригаде и артиллерийскому дивизиону.

Главные силы сухопутных войск сосредоточивались на севере французских колониальных владений. Они включали не только французские войска, но и части, составленные из местного насе­ления: вьетнамцев, камбоджийцев и национальных меньшинств. Их насчитывалось около 20 тыс. человек[16].

Штаб военно-морских сил располагался в Сайгоне. Кроме того, для поддержания порядка в армии имелся в Индокитае и корпус жандармов, разделенный на два независимых подразделения: подразделение Аннама-Тонкина и подразделение Кохинхины-Кам­боджи.

В соответствии с декретом генерал-губернатора от 5 мая 1901 г. служащим жандармерии поручался и ряд административных функций: начальника тюрьмы, гражданской полиции и т. д.[17].

Кроме того, имелась также «местная стража», выполнявшая функции военизированной полиции. Она была создана с первых же дней оккупации Вьетнама и оказывала помощь французским вой­скам по «умиротворению» страны. Ее статус определялся декре­том от 30 июня 1915 г.[18].

Репрессивными органами, созданными французскими колониза­торами в Индокитае, были также служба безопасности, полиция» тюрьма.

Служба безопасности до 1917 г. существовала в рамках фран­цузских вооруженных сил, занимаясь специально полицейскими задачами наряду с выполнением функций военной разведки, по­скольку армия в основном выполняла задачи подавления парти­занского движения в стране.

Полиция существовала во всех частях Индокитайского союза и находилась в подчинении местной администрации. В 1917 г.[19] французский персонал полиции был объединен в масштабе всего Союза в единый личный состав полиции Индокитая, и в этом же году была образована Центральная служба безопасности и осве­домления.

Все перечисленные выше административные службы состояли непосредственно при генерал-губернаторе. Кроме того, при гене­рал-губернаторе имелся ряд совещательных органов, как опреде­ленных общим французским законодательством по вопросам ко­лониального управления, так и возникших применительно к нуж­дам управления Индокитайским союзом.

Главным из них был Высший совет Индокитая, созданный в 1887 г. По декрету от 3 июля 1897 г. в него были допущены два представителя местного населения[20]. По указу от 8 августа 1898 г. из состава Высшего совета была выделена постоянная комиссия, которая заседала регулярно один раз в две недели. В ее состав входили высшие чиновники колонии. По постановле­нию от 20 октября 1911 г. Высший совет был переименован в Совет правительства Индокитайского союза[21].

Высший совет Индокитая являлся совещательным органом, со­биравшимся обычно один раз в год, в октябре[22], хотя возможны были и чрезвычайные заседания. Несмотря на то что это был лишь совещательный орган, его авторитет был достаточно высок, чтобы генерал-губернатор не мог не считаться с его мнением. Председательствовал на Высшем совете генерал-губернатор или в случае его отсутствия генеральный секретарь.

Высший совет Индокитая состоял из главнокомандующих су­хопутными и военно-морскими силами Индокитая, высших чинов­ников Союза, наиболее влиятельных лиц, представлявших эконо­мические интересы Франции, а также французских колонистов в Индокитае — делегатов торговых палат Сайгона, Ханоя и Хай­фона, сельскохозяйственных палат Кохинхины и Тонкина, смешан­ных палат по делам торговли и сельского хозяйства Аннама и Камбоджи, а также из пяти представителей элиты — по одному от каждой страны Союза — Камбоджи, Кохинхины, Аннама, Тонки­на и Лаоса. Они назначались генерал-губернатором по представ­лению местной французской администрации.

По декрету от 20 октября 1911 г. были определены вопросы, по которым генерал-губернатор в обязательном порядке запра­шивал мнение совета. Этими вопросами были: бюджет, обществен­ные работы, налоги и пошлины, вопросы отношения с метрополи­ей, а также административные вопросы, связанные с общими проблемами Союза.

Кроме того, при генерал-губернаторе имелось значительное чи­сло технических советов, назначение которых состояло в том, что­бы обеспечивать в случае необходимости консультацию. Из них наиболее важными и ранее всего образованными были Совет обороны (31 октября 1902 г.), Комитет общественных работ (18 ян­варя 1905 г.), Совет по делам образования (21 декабря 1917 г.), а также созданные позже Высший совет по делам санитарии и гигиены, Высший совет по экономическим и финансовым вопро­сам, Совет по подготовке административных кадров. В эти советы входили высшие гражданские и военные чины французской адми­нистрации. Только в некоторых из них имелись отдельные пред­ставители местного населения.

Таким образом, структура административных органов Индо­китайского союза после его образования, равно как и направление политики колониальной администрации в Индокитае, складыва­лась по этапам. Следует выделить периоды: 1898—1902 гг.; 1902— 1908 гг.; 1911 —1918 гг. Первый период определен деятельностью П. Думера, второй является как бы промежуточным, поскольку в этот период закладывались основы новой ориентации в политике французской администрации в колониях, и, наконец, третий, свя­занный главным образом с деятельностью генерал-губернатора А. Сарро. Начало XX в. ознаменовалось во Вьетнаме усилением национально-освободительной борьбы, принявшей новые формы. Приближение мировой войны также усиливало страх француз­ских колонизаторов за свою богатую колонию. Новый период ко­лонизации Вьетнама — его мирное освоение — требовал новых ме­тодов правления. Все это и привело к пересмотру политики и провозглашению на третьем этапе нового, более либерального курса. Новая политика совместно с комплексом экономических и политических мероприятий более соответствовала, по мнению пра­вящих кругов метрополии, новым условиям, сложившимся во Вьет­наме в результате его колониальной эксплуатации.

Предполагая дальнейшую либерализацию колониального режи­ма, декреты 1911 г. содержали в себе проекты реформы по соз­данию представительного органа вьетнамского населения[23]. Эта идея получила свое воплощение только в 1928 г., с созданием Большого совета политических и экономических интересов Индо­китая. Это типичный пример проведения Францией либеральных реформ во Вьетнаме. Нежелание колониальных властей дать со­гласие на эти реформы, непомерное запаздывание в их проведе­нии, отставание от требований своего времени — все эти черты являются характерными для французской колониальной политики во Вьетнаме.

Применить впервые на практике положения, зафиксированные декретами, было поручено депутату-радикалу А. Сарро, назначен­ному генерал-губернатором Индокитая в 1911 г. Он провел ряд реформ, порой либеральных, но в то же время явно недостаточ­ных, чтобы удовлетворить требования даже имущих слоев.

В системе высших центральных органов колониальной админи­страции А. Сарро преобразовал Высший совет Индокитая, создан­ный П. Думером, в Правительственный совет Индокитая и уве­личил в нем число представителей местного населения до пяти человек вместо прежних двух[24]. Число французов — членов совета составляло 23 человека, в основном высшие чиновники колониаль­ной администрации. Наиболее важным вопросом в Правительст­венном совете было составление и обсуждение генерального бюд­жета Индокитая, займов и пр. Совет обсуждал также вопросы политики и администрации. Несмотря на проведенную реоргани­зацию, Правительственный совет оставался совещательным органом, в котором французы сохраняли за собой откровенное боль­шинство, и говорить о реальном участии вьетнамцев в управлении страной на высшем уровне не приходится.

Основной реформой, проведенной А. Сарро, было создание в 1913 г. в Тонкине консультативной палаты. Выборы в тонкинскую палату происходили на основе ограниченного избирательного пра­ва, состав избирателей-вьетнамцев (только мужское население) был тщательно подобран. Окончательные результаты выборов подлежали утверждению генерал-губернатором, его же решением палата могла быть распущена. Список вопросов, обсуждавшихся в палате, также утверждался колониальными властями, обсужде­ние всех политических вопросов было запрещено[25]. Все это гово­рит о том, что контроль, учрежденный французами над работой палаты, был очень жестким.

В Аннаме подобный выборный «представительный» орган был создан намного позже — в 1920 г. Это было не случайным явле­нием, а закономерностью. А. Сарро, так же как его предшествен­ники и последователи, соблюдал принцип разделения Вьетнама, осуществляя различную политику в трех его частях. Неравномер­ность их развития была следствием сознательно проводившегося политического курса, проявлявшегося во всех сферах — экономи­ческой, политической и социальной.

Хотя создание указанных выборных органов было довольно крупной реформой, осуществляемой накануне первой мировой вой­ны, но фактическое лишение этих органов элементарных полити­ческих прав, всевозможный контроль со стороны французской ад­министрации во многом снижали значение этой реформы.

Накануне войны была начата еще одна реформа, касавшаяся области права и организации юстиции во Вьетнаме. В 1913 г. началась разработка проекта нового законодательного кодекса, но только для Тонкина (Аннам включен не был). Этот кодекс был введен в действие сразу после войны[26]. По новому кодексу вьет­намский император был окончательно лишен власти над своими подданными — провинциальными куанами (чиновниками) Тонки­на. В Аннаме продолжал действовать старый кодекс 1812 г., составленный еще императором Зя Лонгом, и никаких значительных реформ в области юстиции французская администрация там не предпринимала.

Приближение войны и сама война должны были показать, оправдает ли себя новый, «либеральный» курс, провозглашенный вП911 г. Дело в том, что уже к этому времени во Вьетнаме на­зрели многие проблемы, требовавшие своего разрешения. Это были: избирательная система, проблема здравоохранения, орга­низация судопроизводства, проблема вьетнамских кадров и об­разования и т. д. Но в военные годы соответствующие требова­ния существовали еще подспудно и открыто выдвинуты не были.

Это объяснялось во многом тем, что в тот период имущие классы Вьетнама еще не утратили надежды на получение необходимых уступок из рук Франции. К тому же ряд реформ, начатых и ча­стично осуществленных перед первой мировой войной, подтверж­дал их надежды. Кроме того, обещания предоставления полити­ческих прав, на которые не скупился А. Сарро и которых так желали имущие классы Вьетнама, принципы, провозглашенные президентом США Вильсоном после окончания войны о праве на­родов на самоуправление, способствовали некоторому ослаблению напряженности.

Поэтому правомерно в какой-то степени говорить о том, что во время войны новая политика Франции во Вьетнаме принесла определенные результаты. Французским колониальным кругам удалось смягчить недовольство части имущих слоев и привлечь их на свою сторону, выдвинув лозунг «франко-вьетнамского со­трудничества». Тем самым они также несколько расширили свою социальную базу во Вьетнаме.

Но вместе с тем первая мировая война, во многом оторвав эко­номически Францию от Вьетнама на несколько лет, создала тем самым относительно благоприятные условия для развития вьет­намской национальной буржуазии. Появление этого класса, ново­го в социальной структуре вьетнамского общества, было одним из наиболее важных последствий мировой войны. Развиваясь чис­ленно и в экономическом отношении, вьетнамская буржуазия оста­валась лишенной политических прав, была отстранена от участия в управлении страной.

В целом обещанные реформы проведены не были, чему во мно­гом способствовало сравнительное экономическое благополучие по­слевоенных лет, превращение Вьетнама в прибыльную и «безопас­ную» для частного капитала колонию.

Но во Вьетнаме обещания А. Сарро не были забыты, и, чем дольше они не выполнялись, тем больше накалялась обстановка в стране. В конечном итоге это ускорило подъем национально-освободительного движения в новых условиях после Великой Ок­тябрьской революции.

 

Политика колониальной администрации

в различных частях Индокитайского союза

 

Анализ колониального административного аппарата Союза как аппарата, направленного на угнетение местного населения и соз­дание наиболее благоприятных условий для деятельности француз­ской буржуазии, был бы неполным без привлечения данных о местном административном аппарате. Применительно к органам центрального управления с 1891 г. начался процесс децентрализа­ции, т. е. процесс усиления власти генерал-губернатора. Вместе с генерал-губернатором руководители служб центрального аппа­рата стали приобретать большое значение по отношению к руко­водству местного административного аппарата.

Декреты 1911 г. знаменовали собой переход к новой политике. Было образовано правительство Индокитайского союза и в то же время положено начало расширению автономии стран — членов Союза по отношению к центральной администрации.

Во главе местной администрации стояли: в Кохинхине — губер­натор, в Аннаме, Тонкине, Камбодже и Лаосе — французские вер­ховные резиденты. Декретами от 13 февраля 1899 г. и 20 октября 1911 г. были определены их функции и отношения как с централь­ной администрацией Союза, так и с местным административным аппаратом. По сравнению с декретами более ранних лет декреты 1911 г. уточняли и расширяли их полномочия в соответствии с общей перестройкой административного аппарата Союза, пред­принятой в это время.

Кохинхина (Южный Вьетнам) была на положении колонии с 1862 г. Во главе ее стоял губернатор. Особую роль при губерна­торе играл в качестве совещательного органа Колониальный со­вет, образованный в 1880 г.[27], поскольку он представлял в какой-то мере местное население колонии. Он состоял из 10 членов, избранных французским населением колонии, и 6 членов, избран­ных местным населением[28]. Заседания его проходили раз в год под председательством губернатора.

Декретом от 3 ноября 1910 г. при губернаторе была создана постоянная комиссия, которая выполняла функции совета в пере­рыве между его заседаниями. Кроме того, в Кохинхине существо­вали торговая палата, созданная по постановлению губернатора от 30 сентября 1868 г., и палата сельского хозяйства, созданная по постановлению генерал-губернатора Индокитая от 30 апреля 1897 г. Эти палаты избирались представителями французских и вьетнамских промышленных торговых и сельскохозяйственных кругов. Они были консультативными органами при губернаторе, выносившими свое суждение по вопросам, имевшим отношение к промышленности, торговле и сельскому хозяйству колонии.

Во главе каждой провинции колонии стоял администратор по делам местного населения. Он являлся главой всех администра­тивных служб. Кроме того, в соответствии с декретом от 12 мая 1882 г.[29] администратор по делам местного населения был предсе­дателем совета провинции, избираемого местной верхушкой. Важ­ным обстоятельством, улучшавшим положение местного населения Кохинхины по отношению к другим частям Союза, был уменьшен­ный земельный налог. Так, в Тонкине налог на рисовое поле за 1 мау за год колебался от 0,8 до 1,5 пиастра, примерно такой же налог существовал и в Аннаме. В Кохинхине налог на землю был значительно ниже[30]. Население Кохинхины без выкупа осво­бождалось от обязательного выполнения общественных работ.

Введение в колонии французского законодательства, являвше­гося одним из завоеваний французской буржуазной революции, тоже стало весьма важным для развития Кохинхины актом. Все местные жители с точки зрения уголовного права были судимы в соответствии с французским законодательством, которое, как это было зафиксировано декретом от 16 марта 1889 г., учитывало и особенности местного, обычного и вьетнамского уголовного пра­ва[31]. С точки зрения гражданского права они были подсудны вьет­намскому законодательству, которое, однако, старалось учитывать и положение французского гражданского права[32]. Население Ко­хинхины отбывало службу в армии три года, тогда как население Северного Вьетнама — семь лет[33]. Все эти обстоятельства, безу­словно, ставили население Кохинхины в лучшее положение по сравнению с населением других частей Индокитайского союза, что находит свое объяснение в политике противопоставления частей Союза, проводившейся французской администрацией. Особенно ярко это видно на примере введения в Аннаме и Тонкине системы «эндижената» (кодекса для местных жителей), которая давала ряд дополнительных ограничений для населения этих частей Сою­за; запрещалось, например, вьетнамцу переезжать из Аннама в Кохинхину без специального удостоверения личности. Французское население могло это делать беспрепятственно[34].

Превращение Кохинхины в колонию, где колонизаторам была обеспечена полная свобода действий, а также стремление превра­тить эту колонию в «витрину процветания» были вызваны рядом причин. Французские колонизаторы с начала завоевания рассмат­ривали Кохинхину как важный опорный пункт для организации дальнейших захватов в Индокитае.

Большое значение имело стремление «умиротворить» местное население, чтобы, во-первых, покончить с выступлениями против французов и, во-вторых, создать спокойный тыл для центральных органов Индокитайского союза, сосредоточенных в Сайгоне. Нако­нец, это объяснялось тем, что французские колоны в первые годы не были особенно заинтересованы в создании рисоводческих план­таций в Кохинхине[35].

Политика французской администрации в отношении Тонкина была совершенно иной. Тонкин, с одной стороны, важная погра­ничная зона, которая прикрывала с севера территории Индокитай­ского союза, с другой — важный опорный пункт, могущий в случае необходимости обеспечить дальнейшую экспансию Франции в Китай. Именно поэтому здесь с самого начала основали четыре военных округа и стремились создать как можно больше земель­ных владений, принадлежащих французам. Не менее существен­ным была и громадная заинтересованность европейцев в эксплуа­тации естественных ресурсов горных районов Тонкина.

Завоевывая Аннам и Тонкин, французская дипломатия с само­го начала стремилась отделить Тонкин от Аннама, ослабляя по­следний как только было возможно. В 1885 г., чтобы окончательно изъять Тонкин из подчинения вьетнамскому императору, были приданы более широкие полномочия наместнику вьетнамского им­ператора Тонкина. Во французской официальной переписке его стали именовать вице-королем[36]. Указом от 26 июля 1897 г. долж­ность вице-короля в Тонкине была ликвидирована, а его функции переданы французскому верховному резиденту. Заметим, что до образования Индокитайского союза Аннам и Тонкин находились под управлением генерального резидента, которому были подчине­ны верховные резиденты Аннама и Тонкина. В то же время до 1886 г. генеральным резидентом Аннама — Тонкина был предста­витель военного министерства, который лишь по декрету от 27 ян­варя 1886 г. был сменен гражданским чиновником[37].

Таким образом, во главе администрации в Тонкине стоял чи­новник, именуемый верховным резидентом, функции которого бы­ли в общем аналогичны функциям губернатора Кохинхины. Они были определены декретами от 13 февраля 1899 г. и 20 октября 1911 г.[38]. Он являлся главой администрации из вьетнамских чи­новников и одновременно главой всего французского администра­тивного аппарата Тонкина. В качестве совещательного органа при верховном резиденте декретом от 8 августа 1898 г. был образован Совет протектората[39]. В этот совет входили все высшие чиновники протектората, начальник войск, размещенных на его территории, генеральный прокурор и т. д.— словом, все те же лица, что входи­ли и в совет при губернаторе. Функции этих двух советов были аналогичны.

Совещательным органом, в котором было представлено мест­ное население, являлась местная консультативная палата Тонкина, образованная постановлением генерал-губернатора от 19 марта 1913 г.[40]. Выборы в нее производились местным населением, до­стигшим 21 года. Члены палаты, состоявшие полностью из вьет­намцев, избирались многоступенчатыми выборами по квоте 1 де­путат от 40 тыс. избирателей, причем лиц, которые могли балло­тироваться, назначал специальный совет из представителей наи­более влиятельных слоев местного населения. Кроме того, в палату входили избранные представители местных торговых кругов в пропорции 1 депутат от 500 — 1 тыс. человек, 2 депутата от из­бирателей в числе от 1 тыс. до 2 тыс. человек и 3 депутата от избирателей, число которых превышает 2 тыс. человек в одном населенном пункте. В палату назначались по указанию резидента чиновники и местная элита, кандидатуры которых выдвигались соответствующей местной администрацией. Полномочия депутата длились четыре года. Результаты выборов утверждались генерал-губернатором. Консультативная палата, являясь совещательным органом, обсуждала вопросы местного бюджета, а также все те вопросы, которые администрация считала возможным вынести на ее обсуждение. Политические вопросы ее обсуждению не подле­жали. При верховном резиденте имелись две торговые палаты — в Ханое и Хайфоне, созданные по постановлению генерального резидента от 3 июня 1886 г. По положению состав этих палат не мог быть менее 11 и более 21 человека. Большинство палат (2/з) состояло из представителей французских торгово-промыш­ленных кругов.

Сельскохозяйственная палата в Тонкине была образована по­становлением генерал-губернатора от 30 апреля 1897 г. Местом ее пребывания был Ханой.

Тонкин вначале был разделен на 13 провинций, позднее — на 23 провинции. Во главе каждой был поставлен французский рези­дент-администратор, который, контролировал всю деятельность вьетнамских чиновников. Вьетнамская администрация провинций в отличие от Кохинхины сохранилась. Вьетнамские чиновники осу­ществляли непосредственное управление провинцией. В уездах то­же существовала вьетнамская администрация. Управление воло­стями, так же как в Кохинхине, было оставлено в руках вьетнам­цев, и осуществлялось оно в соответствии с вьетнамским тради­ционным правом.

В то же время таможенная служба, финансы, общественные работы находились под прямым контролем французских чиновни­ков, которым подчинялись также и соответствующие службы Аннама[41]. Города Ханой, Хайфон и Туран (Дананг) по декрету вьет­намского императора от 3 сентября 1888 г. были переданы в соб­ственность Франции и образовали самостоятельные администра­тивные единицы. Таким образом, Тонкин только по названию был протекторатом. Фактически же это была самая настоящая, как и Кохинхина, колония Франции. Протекторатами, где хотя бы фор­мально сохранилось местное правительство, в Индокитайском сою­зе были Аннам, Камбоджа и Лаос.

Во главе Аннама стоял император. Император получал еже­годное содержание от французского правительства и превратил­ся в покорного исполнителя воли колониальной администрации, поскольку его бюджет утверждался верховным резидентом. При нем имелся совет короны, а также тайный совет. Указом от 27 сентября 1897 г.[42] он был заменен Советом министров, который заседал под председательством французского верховного резиден­та. Тайный совет при императоре состоял из шести министров и нескольких высших чиновников. Кроме того, при императоре име­лись секретариат из четырех человек и специальная служба по составлению хроник. Для поддержания порядка при дворе име­лось около 300 солдат личной гвардии императора. Местное управление находилось в руках чиновников 1, 2 и 3-го класса по традиционной классификации.

Аннам был разделен на 12 провинций[43], число которых позднее было увеличено до 16[44]. Фактически главой Аннама был нахо­дившийся в Хюэ верховный резидент, подчинявшийся непосредст­венно генерал-губернатору Индокитайского союза. Он осуществ­лял внешние сношения (с иностранными консульскими службами, которые находились или могли быть на территории Аннама), имел право на личную аудиенцию у императора в любое время, являл­ся председателем Совета министров и контролировал всю дея­тельность администрации на территории Аннама, определял бюд­жет страны.

Управление провинциями также было поставлено под контроль французского резидента. Кроме того, финансы, таможенная служ­ба находились под прямым контролем французских чиновников.

При верховном резиденте в качестве совещательного органа имелся Совет протектората, созданный постановлением генерал-губернатора от 8 июня 1900 г.[45] и состоявший, подобно аналогич­ному органу в Тонкине, из представителей высшей администрации протектората.

Камбоджа была объявлена протекторатом в соответствии с до­говором от 17 июня 1884 г. Во главе страны стоял король, кото­рый издавал законы, но они приобретали силу только после утверждения их французским верховным резидентом.

В Камбодже и Лаосе была создана административная струк­тура, примерно аналогичная Аннаму.

Своеобразие режима, созданного в Лаосе французской адми­нистрацией, заключалось в том, что только в Луангпрабанге, да и то лишь номинально, сохранялась власть короля. В остальной части Лаоса, находившейся в отличие от королевства Луангпрабанг официально, а не только фактически под властью француз­ского верховного резидента, было сохранено среднее и низшее звено местной администрации, которая, однако, была поставлена под контроль французских чиновников.

В 1895 г. ввиду трудностей управления, подготавливая новую организацию Лаоса, в Луангпрабанг был направлен верховный резидент Аннама, чтобы создать в Лаосе французскую админи­страцию. Страна была разделена на два автономных района — Верхний и Нижний Лаос (со столицами в Луангпрабанге и Кхонге). Во главе каждого из них был поставлен верховный резидент. Такое деление просуществовало до 1899 г.

Но ввиду трудности административного управления по декрету от 10 апреля 1899 г. они были объединены под главенством фран­цузского верховного резидента Лаоса, которому были предостав­лены равные права с генеральными резидентами Аннама, Кам­боджи и Тонкина[46]. Местом пребывания верховного резидента становится Саваннакхет, а позднее — Вьентьян. Чиновники в Луангпрабанге и Кдонге были подчинены верховному резиденту[47]. После этого Лаос вошел в состав Индокитайского союза (1899 г.)[48].

В Лаосе при верховном резиденте имелся совещательный ор­ган — местная консультативная ассамблея, организованная по де­крету генерал-губернатора от 27 апреля 1923 г.[49]. Позднее страна была разделена на 10 провинций и одну военную территорию.

Таким образом, в составе Индокитайского союза были: одна колония — Кохинхина; одна страна, близкая по своему режиму к колонии, но формально не колония, поскольку во главе страны, хотя и номинально, стоял представитель местного королевского дома,— Лаос; два протектората — Камбоджа и Аннам; Тонкин — область, которую юридически, так же как и Лаос, нельзя был» считать колонией, поскольку она сохраняла местную администра­цию, но в то же время нельзя было считать и протекторатом, так как пост вице-короля Тонкина по решению французской админи­страции был упразднен. В состав Французского Индокитая входи­ла также китайская территория Гуанчжоувань, «уступленная» Ки­таем Франции по соглашению от 16 ноября 1898 г.[50] на 99 лет.

Политика «разделяй и властвуй», проводимая французскими колонизаторами в Индокитае, характеризовалась двумя момента­ми: стремлением, во-первых, максимально расчленить созданный Индокитайский союз в административном отношении и, во-вто­рых, так провести разграничение, чтобы создавать поводы для споров и взаимных претензий между членами этого Союза, что да­вало бы возможность играть на противоречиях между ними.

Следуя политике расчленения и сталкивания между собой чле­нов Индокитайского союза, французская администрация создала на территории Кохинхины колонию, чтобы иметь возможность про­тивопоставить ее Аннаму. Этим же целям служили администра­тивное дробление территории Лаоса, формирование в Тонкине особого административного подразделения, не зависящего, как раньше, от Аннама. Наконец, и повседневная политика француз­ских колонизаторов в Индокитайском союзе была подчинена тем же задачам.

Административный аппарат, а также армия, полиция, суд, соз­данные колонизаторами в Индокитайском союзе, и явились тем инструментом, при помощи которого народам Индокитая навязы­валась воля французского финансового капитала, эксплуатирова­лось население.

Характерной особенностью французской колониальной полити­ки было то, что во Франции государство с самого начала высту­пало ее инициатором и брало на себя основные расходы на ее проведение: именно оно из карманов французских налогоплатель­щиков оплачивало расходы на колониальные войны, проводило изыскательские и другие работы по «освоению» захваченных тер­риторий, предоставляло льготы частным французским компаниям, пожелавшим вложить капиталы в индокитайские колонии.

Такая особая роль государства в развитии французской коло­ниальной экспансии далеко не случайна. Это определялось тем, что развитие колониальной экспансии Франции в новое время почти совпало с наступлением эпохи империализма, приведшей к ожесточенной борьбе за рынки сбыта и источники сырья, когда речь шла именно о стремлении закрепить за собой «право» на монопольное владение ими. Это, наконец, определялось особен­ностями экономического развития Франции, когда государство вы­нуждено было вводить «охранительные» пошлины для защиты на­циональной промышленности от иностранной конкуренции.

В борьбе за превращение индокитайских колоний в монополь­ные рынки и источники сырья, в создании системы монопольного закабаления и систематической эксплуатации индокитайского на­селения, наконец, в деле создания наиболее благоприятных воз­можностей для экспорта французского капитала в индокитайские колонии колоссальную роль сыграло образование колониального аппарата, что, в свою очередь, было связано со спецификой раз­вития французского финансового капитала, стремившегося пере­ложить вначале на плечи населения Франции, затем в основном на плечи населения Индокитайского союза все тяготы, связанные с проведением колониальной политики.

Таможенные пошлины, прямые и косвенные налоги, буквально выколачиваемые из населения при помощи созданного, колони­заторами административного аппарата, давали основные средства, которыми оплачивались деятельность чиновников и различные расходы, связанные с «приспособлением» Индокитая к нуждам французского капитала.

Таким образом, колониальный административный аппарат Ин­докитайского союза являлся инструментом, при помощи которого французский финансовый капитал приспосабливал для своих нужд экономику захваченных стран, превращая их в аграрно-сырьевой придаток метрополии. В то же время слабость французской эко­номики в целом приводила к тому, что в индокитайских колониях Франция осуществляла управление, прибегая преимущественно к административно-бюрократическим методам. Экономика же коло­ний обрекалась на уродливое, однобокое развитие.


[1] Ранее это было министерство военно-морского флота. Захват Камбоджи был осуществлен из Кохинхины, находившейся в ведении этого министерства.

[2] J. Galembert. Les administration et les services publique indochinois. Наnoi, 1931, с. 42.

[3] В состав Индокитайского союза вошли Кохинхина, Аннам, Тонкин, Кам­боджа, Лаос (1890 г.), территория Гуанчжоувань (1900 г.) и города Ханой, Хайфон и Туран (Дананг), «уступленные» Аннамом Франции по указу импе­ратора от 3 октября 1888 г.

[4] Декретом от 9 мая 1889 г. была уничтожена должность генерального ре­зидента Аннама и Тонкина и обе эти части французских владений перешли в непосредственное подчинение генерал-губернатора. В Аннаме и Тонкине фран­цузскую администрацию возглавляли верховные резиденты.

[5] J. Galembert. Les administration... 85. Должность введена оконча­тельно декретом от 20 октября 1911 г. (ст. 8).

[6] L. Salaun. L`Indochine. Р., 1903, с. 56. Это управление было создано в 1894 г., затем реорганизовывалось в 1907, 1911 и 1913 гг.

[7] Реорганизовано 27 мая 1911 г. и 31 декабря 1917 г. (см.: J. Galembert. Les administration... с. 91).

[8] L. Salaun. L`Indochine, с. 57. Декретом от 19 мая 1919 г. она была заменена юридическим управлением при генерал-губернаторе (J. Galembert. Les administration..., с. 98).

[9] L. Salaun. L`Indochine, с. 58. По декрету от 10 июня 1905 г. это управ­ление было подчинено управлению финансов (J. Galembert. Les administration... с. 467).

[10] Декретом от 9 декабря 1919 г. оно было упразднено, а по декрету от 31 декабря 1911 г. при генерал-губернаторе была создана генеральная инспекция общественных работ (J. Galembert. Les administration... с. 96).

[11] L. Salaun. L`Indochine, с. 59. Позднее оно было преобразовано.

[12] Создано декретом генерал-губернатора от 14 ноября 1901 г. (см.: L. Salaun. L`Indochine... с. 502).

[13] Е. L'аgrilliere-Beauclerc. А travers l`Indochine. Р., 1900, с. 14; Le Than-Khoi. Lе Viet-Nam... с. 407.

[14] J. Galembert. Les administration... с. 701.

[15] L. Salaun. L`Indochine, с. 67.

[16] J. Galembert. Les administration... с. 324—325.

[17] J. Galembert. Les administration... с. 339—340. По данньим 1930 г., эти два подразделения насчитывали по 250 человек каждое (Duboc. L`Indochine соmptemporaine. Р., 1932, с. 168).

[18] J. Galembert. Les administration... с. 854. В начале 30-х годов ее численный состав распределялся следующим образом: в Тонкине — 5332 чело­века, в Аннаме — 3135 человек, в Камбодже — 2475, в Лаосе — 1705, в Гуанчжоуване — 360, всего — 13 007 человек.

[19] Декрет от 7 февраля 1917 г. и постановление от 28 июня 1917 г. (см.: J. Galembert. Les administration... с. 770).

[20] L. Salaun. L`Indochine, с. 73.

[21] J. Galembert. Les administration... с. 112.

[22] L. Salaun. L`Indochine, с. 74.

[23] М. L. Jean. Regime legislative, administrative et juridique de l`Indochine. Vinh, 1943, с. 446.

[24] Le Than-Khoi. Lе Viet-Nam... с. 402.

[25] J. Galembert. Les administration... с. 186.

[26] L. А. Нabert. Lе Тоnkin. La Justice en Indochine. Hanoi,  1931, с.  184.

[27] Декретом от 7 февраля 1880 г. (см.: J. Galembert. Les administration… с. 165).

[28] Р. Еnjoy. Lа соlonisation de Cochinchine, с. 235.

[29] А. Rambaud. Lа France coloniale. Р., 1886, с. 489; Галамбер дает другую, более позднюю дату учреждения этих советов — 5 марта 1889 г. (см.: J. Galembert. Les administration... с. 228).

[30] L. Salaun. L`Indochine, с. 127; Сh. Lemire. L`Indochine. Р., 1884, с. 25.

[31] Р. D'Еnjoi. Lа colonization de Cochinchine, с. 248.

[32] Р. D'Еnjoi. Lа colonization de Cochinchine, с. 248; А. Rambaud. La France coloniale, с. 491.

[33] А. И. Мухлинов. Вьетнамская сельская община... с.  186.

[34] Этим французская администрация, в частности, стремилась «закрепить» рабочую силу, в которой остро нуждалось европейское плантационное хозяйство.

[35] Сh. Lemire. L`Indochine, с. 116.

[36] Указ вьетнамского императора от 3 июня 1886 г.

[37] J. Galembert. Les administration... с. 34.

[38] Там же, с. 130.

[39] Декрет от 21  сентября  1894 г. учреждал аналогичный совет для Аннама и Тонкина вместе.

[40] J. Galembert. Les administration... с. 179.

[41] Е. Lagrilliere-Beauclerc. A travelrs l`Indochine, с. 199.

[42] J. Galembert. Les administration... с. 199.

[43] А. Rambaud. La France coloniale, с. 495.

[44] J. Galembert. Les administration... с. 50.

[45] Там же, с. 158.

[46] М. Dubois et A. Therrier. Les colonies francaises. Р.,  1902, с. 891.

[47] L. Нeudebert. L`Indochine francaise. Р., 1909, с. 282.

[48] L. Воulenger. Histoire du Laos francais. Р., 1930, с. 339.

[49] J. Galembert. Les administration... с. 185.

[50] В 1945 г. она была возвращена Китаю.

Сайт управляется системой uCoz