Глава
3
ЗАРОЖДЕНИЕ
БУРЖУАЗНО-РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ.
НАЧАЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФАН
БОЙ ТЯУ И ФАН ТЮ ЧИНЯ
(1900—1908)
Два направления
в национально-освободительном движении во Вьетнаме
в период «пробуждения Азии»
С поражением движения «кан-выонг» в конце XIX в. фактически закончилась эпоха освободительной борьбы против французских захватчиков, возглавляемой феодальными националистами. Поражение движения «кан-выонг» убедительно продемонстрировало неспособность класса феодалов руководить освободительной борьбой. Более того, в ходе колониального захвата в эпоху империализма класс феодалов в основном перешел на сторону колонизаторов, превратившись в их опору. С этого времени национально-освободительное движение вьетнамского народа вступает в новый период — период зарождения и развития в стране буржуазно-демократического движения.
Рост капиталистического производства во Вьетнаме объективно способствовал пробуждению национального самосознания. Стремление к национальному освобождению, к завоеванию демократических свобод проявилось в этой стране в результате зарождения новых общественных классов — буржуазии и пролетариата, а также благодаря деятельности новой прогрессивной интеллигенции, воспринявшей буржуазную идеологию. Именно последняя стала носителем идей национального возрождения. Ее представители воспитывались на произведениях китайских и японских реформаторов, на трудах французских просветителей. Из Японии во Вьетнам стали проникать идеи революции Мэйдзи, положившей начало капиталистическому пути развития в этой стране. Япония в то время представлялась для части вьетнамских просвещенных лиц совершенной формой независимого государства на Востоке, за установление которого они собирались бороться у себя на родине. Из Китая во Вьетнам, в свою очередь, проникали реформаторские теории Кан Ювэя и Лян Цичао, сыгравшие немаловажную роль в формировании идеологических концепций вьетнамских ши-фу и интеллигенции в целом. «В своей практической деятельности,— пишет С. Л. Тихвинский в своей монографии "Движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ю-вэй",— реформаторы боролись за ликвидацию архаичной системы государственных экзаменов, за учреждение современных школ, демократизацию системы образования, ликвидацию неграмотности, широкую подготовку кадров технической интеллигенции и т. д. Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Май Мын-хуа и другие реформаторы сыграли в Китае роль энциклопедистов, пропагандируя буржуазные идеи в науке. Участники движения за реформы выступали горячими поборниками демократических свобод — свободы слова, союзов, печати и собраний, борцами за раскрепощение женщины»[1]. Произведения китайских реформаторов пользовались широкой известностью во Вьетнаме. «Книги Лян Ци-чао,— писал Чан Хюи Лиеу,— взволновали умы его вьетнамских современников»[2]. Под влиянием китайских реформаторов, а также великого китайского революционного демократа Сунь Ятсена во взглядах вьетнамской национальной интеллигенции происходила заметная эволюция.
Немаловажную роль в формировании прогрессивных взглядов вьетнамских ши-фу и передовых лиц сыграли идеи французских просветителей XVIII в. (Вольтера, Монтескье, Руссо и др.), а также Великой французской революции. Эти прогрессивные идеи быстро завоевывали симпатии вьетнамцев, являя собой разительный контраст колониальной политике французских властен. Таким образом, если раньше вьетнамские ши-фу воспитывались исключительно на канонах конфуцианского учения, являвшегося господствующей идеологией вьетнамского феодализма, то после проникновения во Вьетнам буржуазно-демократических идей Запада и Востока идеологические воззрения передовых вьетнамцев претерпевают существенные изменения. Передовые, патриотически настроенные представители вьетнамского общества стали все чаще задумываться над путями дальнейшего развития своей родины, пытаясь отыскать в прогрессивных демократических идеях Запада и Востока ответ на волновавшие их вопросы, и прежде всего на вопросы о том, как добиться национальной независимости и прогресса. Значительное влияние на формирование национального самосознания передовых, патриотически настроенных кругов вьетнамского общества оказали события русско-японской войны и первой русской революции 1905—1907 гг. Они хронологически совпали с эпохой «пробуждения Азии», наиболее характерной чертой которой явилось втягивание в процесс освободительного движения многомиллионных масс колониальных и полуколониальных стран Востока. Определяя этот процесс как непосредственный результат развития капитализма и влияния русской революции, В. И. Ленин писал: «Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию»[3].
Итак, с конца XIX и в начале XX в. в связи с серьезными изменениями в социально-экономическом строе Вьетнама, с развитием в нем капиталистических отношений, а также под влиянием русской буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. и общим процессом пробуждения народов Азии во Вьетнаме постепенно зарождается и развивается национальное движение, носящее буржуазно-демократический характер.
По мере развития движения в результате острых, горячих споров и дискуссий среди ши-фу по вопросу о выборе пути освобождения страны от колониального ига в их рядах происходит идейное размежевание. Из среды ши-фу выделяется передовая, прогрессивная часть, развернувшая пропаганду буржуазного пути развития страны. Движение, выступавшее под этим лозунгом, получило широкую известность в истории Вьетнама как движение «Зуи Тан». Оно и ознаменовало собой начало пробуждения национального самосознания вьетнамского народа, зарождение национально-освободительного движения, а также буржуазного национализма.
В период «пробуждения Азии» в национально-освободительном движении Вьетнама начала XX в. четко определились два направления — антиимпериалистическое и антифеодальное. Сторонники первого направления стояли на позициях вооруженной антиимпериалистической борьбы, выступая под лозунгом «Кровь за кровь». Это направление имело ярко выраженный антиколониальный, антифранцузский, патриотический характер.
Сторонники второго направления преследовали цель вести антифеодальную, демократическую борьбу за расширение народного просвещения и программу широких социальных реформ, способствующих развитию в стране капитализма.
Идеологом первого направления, его виднейшим представителем стал Фан Бой Тяу (1867—1940), сын сельского учителя уезда Намдан провинции Нгеан. С ранних лет Фан Бой Тяу стал заниматься литературной деятельностью[4], принимая активное участие в освободительном движении. 17-летним юношей он написал острый сатирический памфлет «Изгнать французов — вернуть Вьетнаму независимость», в котором заклеймил захватническую политику колонизаторов во Вьетнаме. После взятия французскими войсками столицы вьетнамского государства Хюэ Фан Бой Тяу создал из числа патриотически настроенных ши-фу партизанский отряд и примкнул к вьетнамской армии, действовавшей в Центральном Вьетнаме (Аннам) под командованием Фан Динь Фунга. В этот период своей деятельности Фан Бой Тяу полностью солидаризировался с участниками «кан-выонга», о чем он писал в работе «Шонг туат лук». Позднее он подверг свои взгляды и деятельность этого периода критике, назвав их «наивным патриотизмом»[5].
Идейным
вдохновителем второго направления
в национальном движении выступал
Фан Тю Чинь (1872—1926) —видный просветитель
и общественно-политический деятель,
сторонник буржуазного пути
развития[6]. Фан Тю Чинь происходил
из мелкопоместных куанов, отец его
был офицером вьетнамской
правительственной армии. В
провинции Куангнам, где он родился
и вырос, движение «кан-выонг» было
значительно слабее, чем в
провинциях Нгеан и Хатинь, откуда
вышел Фан Бой Тяу. Отец Фан Тю Чиня
был убит сторонниками «кан-выонга»
за измену. Классовые и духовные
факторы оказали определенное
воздействие на развитие
идеологических воззрений Фан Тю
Чиня. В Национальном архиве Франции,
в фонде министерства колоний,
имеется докладная записка генерал-губернатора
Индокитая о Фан Тю Чине, датированная
13 марта
Отказавшись служить при императорском дворе, Фан Тю Чинь занялся изучением общественных наук. Он много путешествовал по стране, знакомясь с жизнью различных слоев вьетнамского общества и встречаясь с выдающимися патриотами своего времени Фан Бой Тяу, Де Тхамом и др. Размышляя о будущем своей родины, Фан Тю Чинь неизменно связывал его с культурным прогрессом, с капиталистическим путем развития по типу Японии. Фан Тю Чинь и его сторонники стояли на позициях антифеодальной, антимонархической борьбы, выступая за культурный прогресс нации, за установление в стране буржуазно-демократического строя путем реформ. «Суть реформаторских исканий Фан Тю Чиня, — отмечает вьетнамский историк То Минь Фунг,— это сознание первейшей необходимости проведения преобразований в старом чиновничьем аппарате с помощью французских властей, с тем чтобы в будущем иметь возможность завоевать национальную независимость. Это реформаторство совпало с чаяниями только что появившейся буржуазии»[8].
Фан Бой Тяу в начале своей политической деятельности стремился использовать феодалов в борьбе с колонизаторами и поэтому не выступал против них, тогда как Фан Тю Чинь, наоборот, больше всего был связан с буржуазией, активно выступая против феодалов и пытаясь использовать французов в этой борьбе. В отличие от Фан Бой Тяу идеологическим концепциям Фан Тю Чиня в вопросах антифранцузской борьбы были совершенно чужды всякие расовые, националистические пережитки. Ему были близки традиции французской буржуазной республики, на помощь которой в деле возрождения Вьетнама он возлагал большие надежды. Мы склонны полагать, что Фан Тю Чинь поддерживал контакты с левыми силами Франции[9].
Весьма противоречивый и непоследовательный характер идеологических воззрений Фан Бой Тяу и Фан Тю Чиня можно объяснить исторической обстановкой, а также воззрениями той среды, где каждый из них жил и действовал. Большую часть своей жизни Фан Бой Тяу (выходец из среды ши-фу) призывал к вооруженной борьбе против колонизаторов, принимая личное участие в вооруженных выступлениях в провинциях Нгеан и Ха-тинь в период «кан-выонга». Фан Тю Чинь жил :реди торговцев и предпринимателей в провинциях Куангнам и Куанг-нгай, где широкое развитие получило движение за социальные реформы[10].
Источником появления реформаторского направления в национально-освободительном движении Вьетнама служат прежде всего социальные причины, и в первую очередь рождение новых слоев во вьетнамском обществе — торговцев, промышленников, компрадоров, на укрепление и защиту интересов которых и было направлено реформаторское движение.
Сторонники вооруженной борьбы опирались на определенные патриотические круги среди феодалов, ши-фу, которые к этому времени уже утратили свое господствующее положение во Вьетнаме, в связи с чем они призывали к борьбе за возвращение своих утраченных позиций. Кроме того, в указанное движение включились многие патриоты из числа разночинцев, боровшихся за независимость своей родины. Однако на первых порах эта борьба была во многом сходна с движением «кан-выонг».
Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь не смогли до конца разобраться в обстановке, сложившейся в мире и во Вьетнаме в начале XX в.
То было время, когда отсталые страны Востока, в том числе и Вьетнам, еще не достигли уровня буржуазной революции, в связи с чем революционеры Востока, среди которых были и вьетнамские, стояли на перепутье. Именно в это время ворвались во Вьетнам «ветры Азии и ливни Европы». Русская революция 1905— 1907 гг. и пробуждение Азии ясно указали вьетнамским революционерам, по какому пути им идти и каким путем добиться национальной независимости. Это была эпоха, когда национально-освободительная борьба народов колоний и полуколоний уже вышла за национальные рамки, когда происходило сплачивание революционных сил в борьбе за свое национальное освобождение, когда сочетались национальные и демократические задачи национально-освободительной революции. Наряду с ее национальным содержанием, основной целью которого было изгнание колонизаторов, эта революция включала в себя демократические задачи, сводившиеся к ликвидации феодализма. Именно этого так и не поняли ни Фан Бой Тяу, ни Фан Тю Чинь. Основная ошибка их идеологических концепций состояла в том, что ни тот, ни другой не рассматривал в тесном единстве антиколониальную и антифеодальную борьбу. Нельзя добиться независимости колонии, если только вести борьбу против феодалов и одновременно не бороться против колонизаторов. Национально-освободительная революция направлена как против империализма, так и против феодализма.
В силу узости своих классовых воззрений Фан Тю Чинь так и не смог понять, что основным врагом его родины были прежде всего колонизаторы, тогда как местные феодалы были лишь марионетками в их руках. Фан Бой Тяу, наоборот, хорошо это понимал, но вместе с тем он так и не смог понять в начале своей деятельности, что класс феодалов и император Вьетнама уже перешли на сторону колонизаторов, превратясь в их опору в борьбе против прогрессивных сил страны.
Выдающиеся первые революционеры Вьетнама (Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь и др.) не могли дать правильного анализа как международного, так и внутреннего положения своей страны, как и не могли определить цель, требования и задачи революции. Они не видели объекта революции, ее движущих сил, класса, который мог бы руководить такой революцией. Чыонг Тинь справедливо отмечал, что «в отношении внешних врагов, захвативших нашу страну, они (Фан Бой Тяу, Фан Тю Чинь и др.— Авт.) считали, что, ввиду того что Вьетнам захвачен французами, вьетнамский народ подвергается угнетению со стороны Франции, революция должна быть направлена против „французов", при этом они не различали французских колонизаторов и французский рабочий класс, французских трудящихся, у которых общий враг с вьетнамским народом — французский империализм»[11].
Главный принципиальный вопрос, в котором расходились представители двух направлений в национально-освободительном движении Вьетнама, был вопрос о государственном строе во Вьетнаме после завоевания национальной независимости, за которую они боролись. Одни из них, в том числе Фан Тю Чинь, высказывались за установление буржуазной республики, управляемой парламентом; другие, возглавляемые Фан Бой Тяу, выступали за конституционную монархию. Для завоевания независимости одни предлагали вооруженную борьбу с помощью иностранной державы, в частности Японии (Фан Бой Тяу); другие отдавали предпочтение постепенной эволюции посредством духовного воспитания широких народных масс и при помощи реформ в экономической и социальной жизни народа. Если общими положительными качествами освободительного движения на этом этапе были пламенный патриотизм и ненависть к колонизаторам, то основными его недостатками являлись сравнительно низкий уровень политической зрелости его руководителей и отсутствие тесного контакта у руководства с широкими народными массами, и в первую очередь с крестьянством, составляющим большинство вьетнамского населения.
Хо Ши Мин, говоря о различных течениях в национально-освободительном движении Вьетнама, отмечал, что «одни группы стояли на той точке зрения, что должен пройти большой период времени, необходимый „для поднятия культурного уровня народа", и только тогда можно будет изгнать ненавистных захватчиков. Другие группы высказывали мнение, что только с помощью японцев, таких же „желтокожих, как мы", можно-де освободиться от ига „белокожих" колонизаторов. Однако ни одно из этих политических течений не имело успеха»[12]. Это высказывание Хо Ши Мина может быть с полным основанием отнесено к Фан Тю Чиню и Фан Бой Тяу и их единомышленникам.
Оба упомянутых направления в национально-освободительном движении особенно ярко проявились в Японии в среде вьетнамских революционеров-эмигрантов, о чем имеется упоминание в архивных материалах министерства колоний Франции. «Во время пребывания Фан Тю Чиня в Японии он еще ближе познакомился с вьетнамскими революционерами-эмигрантами, в том числе и с Фан Бой Тяу. Во время встреч и бесед с Фан Бой Тяу и другими эмигрантами выявились их разногласия по вопросу об освобождении Вьетнама. Это привело к образованию двух групп. Одна часть вьетнамских эмигрантов, во главе с Фан Бой Тяу, создала группу, которая вела пропаганду вооруженной борьбы против колонизаторов за национальное освобождение, главным образом в Северном Аннаме. Другая часть, во главе с Фан Тю Чинем, стоявшая на позициях реформаторских идей»[13], в основном действовала в центральной и южной частях Аннама. Сторонники Фан Тю Чиня в отличие от сторонников Фан Бой Тяу не рассчитывали на помощь извне, считая освобождение своей родины делом самих, вьетнамцев. Члены обеих групп проникали в деревни под видом коммерсантов и просветителей, ведя среди крестьян агитационно-пропагандистскую работу как против колонизаторов, так и против феодалов. «В действительности обе эти группы,— отмечается в цитированном архивном документе,— едины в своей конечной цели и объединены общей к нам ненавистью»[14].
В условиях колониализма антиимпериалистическое направление в национально-освободительном движении Вьетнама было значительно сильнее антифеодального. Поэтому не удивительно, что призывы Фан Бой Тяу к антифранцузской вооруженной борьбе находили широкий отклик в народных массах.
Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь были истинными патриотами, пожертвовавшими счастьем своей семьи и собственным благополучием во имя спасения родины, ради которой на протяжении всей своей жизни они искали пути освобождения и прогресса Вьетнама. Несмотря на то что идеи Фан Бой Тяу и Фан Тю Чиня так и не смогли стать теорией революционной борьбы масс и были в определенном смысле компромиссом по отношению к феодальной идеологии, в целом они сыграли прогрессивную роль, поскольку были подчинены задачам национально-освободительной борьбы своего народа. Эпоха, в которую они оба жили и действовали, была переходным этапом от феодальной идеологии — конфуцианства — к буржуазной идеологии, знаменуя собой исторический поворот в развитии идеологической борьбы в этой стране.
Фан Бой Тяу и «Вьетнам Зуи Тан Фук Хой»
Вместе
со своими единомышленниками Фан
Бой Тяу еще в
1. Объединить остатки участников движения «кан-выонг» и разрозненные действующие партизанские отряды для ведения борьбы против колонизаторов.
2. Поставить во главе антифранцузского движения одного из членов императорской семьи, установив для этого контакты с наиболее авторитетными ее членами. Объединить под их руководством патриотов всей страны.
3. Направить своих представителей за границу в случае, если понадобится помощь революционному движению во Вьетнаме[15].
Конечной целью Фан Бой Тяу являлось завоевание национальной независимости.
Для
выполнения первого пункта своей
программы Фан Бой Тяу вступил в
переговоры с руководителями
уцелевших отрядов армии Фан Динь
Фунга — Нгуеном Хамом и Нгуеном
Куинем. После окончания
переговоров Нгуен Хам и Нгуен Куинь
выехали в районы провинций Нгеан и
Хатинь, с тем чтобы поднять местное
население на борьбу против
французских колонизаторов. В
Для
выполнения второго пункта
программы Фан Бой Тяу и его
соратники установили контакт с
известным своими антифранцузскими
настроениями наследным принцем
Кыонг Де[16], младшим братом
сосланного в
Единственным средством завоевания независимости своей родины Фан Бой Тяу считал вооруженную борьбу. Зачастую такая борьба носила чисто авантюристический характер (что проявилось, в частности, в тактике террора) и, естественно, приносила больше вреда, нежели пользы. Фан Бой Тяу рассчитывал главным образом на тех феодалов-патриотов, которые отказались сотрудничать с захватчиками, на ши-фу, чиновников, на вьетнамских солдат, служивших во французской армии.
Для
создания первой политической
организации во Вьетнаме в мае
В организационном отношении Общество делилось на две секции — военную и гражданскую. Военная секция должна была координировать деятельность партизанских отрядов, обеспечивать Общество денежно-материальными средствами, закупать оружие и готовить военные кадры[20].
На гражданскую секцию возлагалась обязанность создания просветительских учреждений и торгово-промышленных обществ, целью которых было изыскание материальных средств для деятельности общества «Зуи Тан». При создании упомянутого Общества его члены поставили своими первоочередными задачами следующие: расширение состава членов Общества и накопление денежных средств за счет сбора членских взносов; активизация подготовки к восстанию и всех дальнейших мероприятий после осуществления восстания; подготовка к выезду за границу за помощью, разработка способов выезда за границу[21].
На одном из заседаний Общества было принято решение послать в Японию специальную делегацию, членам которой было поручено попытаться заручиться поддержкой правящих кругов Японии, а также закупить оружие. Одновременно в целях военной подготовки было решено направить в Японию большую группу патриотически настроенной молодежи.
Ориентация вьетнамских патриотов на Японию объяснялась тем исключительным в их глазах положением, которое занимала в рассматриваемый период эта страна на Дальнем Востоке. По свидетельству Нгуен Хама, одного из наиболее активных деятелей общества «Зуи Тан», Япония была единственным действительно развитым государством среди стран, на помощь которой, по его мнению, можно было рассчитывать. «Японцы,— говорил Нгуен Хам,— если не войсками, то оружием помогут осуществлению наших планов».
Япония пользовалась у членов Общества огромным авторитетом. По словам Чан Хюи Лиеу, ее называли «старшим братом желтокожих», возлагая пылкие надежды на то, что она поможет своим младшим братьям вырваться из-под ига «белокожих притеснителей»[22].
При этом члены общества «Зуи Тан» придавали большое значение тому обстоятельству, что Япония была единственной независимой страной из всех азиатских стран, не подпавшей под колониальное иго империализма. В. И. Ленин, характеризуя тогдашнее независимое положение Японии, отмечал: «Своим колониальным грабежом азиатских стран европейцы сумели закалить одну из них, Японию, для великих военных побед, обеспечивших ей самостоятельное национальное развитие»[23].
Победа Японии над царской Россией вызвала сильный резонанс в странах Юго-Восточной Азии, и в частности во Вьетнаме, где вьетнамские патриоты восприняли это известие с большим воодушевлением. В материалах французской тайной полиции, касающихся деятельности вьетнамских патриотов на протяжении 1905—1918 гг., указывалось, что «националистические чувства, дремавшие в сердцах представителей наиболее образованных кругов местного общества, после победы Японии над Россией внезапно пробудились»[24]. «Пробуждение к политической жизни азиатских народов,— писал В. И. Ленин,— получило особенный толчок от русско-японской войны и от русской революции»[25].
Французские
власти не были заинтересованы в
популяризации среди вьетнамцев
военных успехов Японии, опасаясь
еще большего расширения масштабов
антифранцузской борьбы. К тому же
во Вьетнаме в указанное время
ходили упорные слухи, что после
победы над Россией Япония
освободит Вьетнам. Вот что, к примеру,
писал 28 сентября
Дабы
воспрепятствовать росту японского
влияния во Вьетнаме, колониальные
власти летом
Для
того чтобы заручиться военной
поддержкой японского
правительства и закупить оружие
для партизан, Фан Бой Тяу и Танг Бат
Хо, опытный конспиратор, в прошлом
участник движения «кан-выонг»,
выехали 20 января
Лян Цичао обещал Фан Бой Тяу всю возможную помощь, познакомил его с китайскими реформаторами, находившимися в японской эмиграции, для рекомендации в торговые отделения и фирмы, которыми руководил Кан Ювэй[28]. Однако он не одобрил решения Фан Бой Тяу обратиться за помощью к Японии. «Придя в вашу страну,— говорил Лян Цичао,— японцы уже не уйдут из нее. Обращаясь за помощью к Японии, вы не спасете родину, а только ускорите свою гибель».
Однако вьетнамские патриоты в то время еще не понимали, что японский империализм в сущности своей ничем не отличался от французского.
Несмотря на предупреждения Лян Цичао, Фан Бой Тяу решил осуществить свое намерение и все же встретился с японскими политическими деятелями и представителями деловых кругов. Эта встреча убедила его в том, что Япония не окажет военной помощи Вьетнаму. «Японцы,— писал Фан Бой Тяу,— считали, что оказание помощи Вьетнаму неизбежно привело бы к войне с Францией. А они не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы воевать против западноевропейского государства»[29].
Представители
японских правящих кругов
посоветовали Фан Бой Тяу регулярно
направлять вьетнамских юношей в
Японию для военной подготовки и
рекомендовали ему как можно
активнее разоблачать антинародную
деятельность французских властей в
Индокитае, будить в массах
ненависть к европейцам. То же самое
советовал Фан Бой Тяу и Лян Цичао.
Фан Бой Тяу принял эти рекомендации
и, возвратившись в июле
Типичным примером этого взаимосплетения политических целей и торгово-промышленных стремлений вьетнамской буржуазии являлся некий Чан Тянь Тиеу (Жильбер Тиеу), крупный сайгонский коммерсант, основавший тайное общество, примыкавшее к обществу «Зуи Тан», и одновременно возглавлявший чисто торговую группу «Минь ман конг нге са», которая контролировала мыловаренный завод в Телоне, отель в Митхо и гостиницу в Сайгоне. Среди лиц, окружавших Тиеу, имел хождение «Проект торгового и национального общества», привезенный Фан Бой Тяу из Токио, который предусматривал сбор капиталов по всей стране, предназначавшихся для реформы культуры и развития национального сознания, но которые одновременно давали бы вкладчикам выгодные прибыли.
В
декабре
Движение «Донг Зу» проходило под флагом борьбы с колониализмом. Его сторонники считали, что успешный исход борьбы с колонизаторами во многом зависел и от уровня культурного развития населения. Вера в силу научных знаний заставила приверженцев этого движения отказаться от старой, схоластической системы образования и подготовки кадров и выступить за светское образование.
Соответственно Общество приступило к созданию широкой сети своих первичных организаций. Во многих городах и сельских районах страны — в Ханое, Сайгоне, Митхо и др. — были учреждены пункты, занимавшиеся отправкой молодежи на учебу в Японию. Большинство направляемых в Японию юношей являлись детьми буржуа, ши-фу или землевладельцев.
В
политическом отчете верховного
резидента Тонкина за июль—сентябрь
В
январе
В связи с тем что упомянутое вьетнамское общество в Японии испытывало недостаток денежных средств, Фан Бой Тяу и Кыонг Де обратились к соотечественникам с просьбой о материальной помощи. Для этого при содействии Лян Цичао была выпущена специальная прокламация «Об оказании помощи движению „Донг Зу"»[33]. Призыв не остался без внимания: на него откликнулись отличавшиеся своими либерально-патриотическими убеждениями феодалы, буржуа, торговцы, ши-фу. В городах и сельских районах страны был организован сбор денежных средств в пользу участников движения «Донг Зу». Известную помощь в этом деле движению оказало также упомянутое выше торгово-промышленное общество «Минь тан конг нге са», во главе которого находился сайгонский коммерсант Жильбер Тиеу. Будучи французским подданным, Жильбер Тиеу тем не менее был враждебно настроен к французским властям и использовал в этом деле все свои привилегии, которые предоставляло его французское подданство[34].
Кампании,
проводившиеся обществом «Зуи Тан»,
пользовались поддержкой также
отдельных ведомств вьетнамского
императорского двора, некоторых
руководителей уездов и провинций,
отдельных чиновников французской
колониальной администрации, а также
служителей культа. Активное
участие в движении «Донг Зу»
принимал, в частности, служитель
католической церкви Май Лао Банг. С
вьетнамскими католиками,
оказавшими материальную помощь
обществу «Зуи Тан», был тесно
связан Кыонг Де. Де Тхам после
переговоров с Фан Бой Тяу,
состоявшихся в начале
Важное
место в деятельности общества «Зуи
Тан» занимала пропагандистско-агитационная
работа; члены Общества распространяли
политические книги, брошюры и
статьи Фан Бой Тяу и других
политических деятелей Вьетнама.
Немалая заслуга в этом
принадлежала газете «Лык тинь тан
ван» («Новая литература»)[36], на
страницах которой неоднократно
печатались статьи антифранцузского
содержания. Многие вьетнамские
публицисты развернули большую
разъяснительную работу по
разоблачению колониальной
политики Франции, призывая
население к борьбе с иностранными
захватчиками. Основная
политическая и патриотическая
литература в рассматриваемый
период издавалась в Японии, откуда
она переправлялась во Вьетнам.
Произведения вьетнамских публицистов,
и прежде всего статьи и книги
самого Фан Бой Тяу, были проникнуты
глубоким патриотизмом и заботами о
судьбах родины. Еще во время своей
первой поездки в Токио в
В
другом своем произведении — «История
порабощения Вьетнама» («Вьетнам
вонг куок шы») — Фан Бой Тяу изложил
историю колониального захвата
своей родины[37]. Это произведение написано
под непосредственным влиянием
китайских конституционных
монархистов и в известной мере
отражает их политические воззрения.
Оно свидетельствует о значительной
эволюции, которую претерпели
взгляды Фан Бой Тяу по вопросу о
форме политической власти во
Вьетнаме после завоевания
национальной независимости. Эти
изменения в его взглядах нашли свое
конкретное отражение в ряде его
произведений, и прежде всего в программе
общества «Зуи Тан», которая была
написана им в
Однако
начиная с
Из сказанного явствует, что по своим политическим убеждениям как он сам, так и его единомышленники были гораздо ближе к Лян Цичао, нежели к революционному лагерю китайской эмиграции, возглавлявшемуся Сунь Ятсеном. Тем не менее во время своего пребывания в Японии Фан Бой Тяу неоднократно встречался с Сунь Ятсеном и беседовал с ним. Содержание этих бесед свидетельствует о том, что политические воззрения Сунь Ятсена и Фан Бой Тяу были абсолютно различными. Сунь Ятсен, решительно выступавший за республиканский строй, не мог согласиться с программой «Зуи Тан», которое боролось за установление конституционной монархии[40].
Однако
под влиянием революционных событий
в России и во многих странах Азии, а
также благодаря непосредственному
общению с революционерами-эмигрантами
в Японии мировоззрение Фан Бой Тяу
постепенно эволюционизировало. Но
эта эволюция в его взглядах в
сторону демократизма произошла не
сразу, а постепенно и мучительно.
Уже в
Развитие
демократических тенденций в
идеологии Фан Бой Тяу нашло свое
отражение и в книге «Исследования
по истории Вьетнама» («Вьетнам куок
шы кхао», 1908), где дается оригинальная
трактовка понятий
государственности, национализма и
народовластия. Перевод этой книги с
китайского на вьетнамский язык
впервые опубликован в ДРВ в
Он, в частности, отмечал: «Согласно международному праву каждое государство обладает населением, территорией и пользуется суверенитетом. Без одного из трех этих составных компонентов понятия государства не может существовать. Среди трех указанных компонентов понятия „государство" и „народ" являются наиболее значительными... Если в стране уважаются народные права, то эта страна могущественна, и, напротив, если они не уважаются, то такая страна слабая»[45].
Важную роль в пробуждении национального самосознания вьетнамского народа сыграли и другие работы Фан Бой Тяу: «Песнь об антиколониальной борьбе», «Призыв к народу оказать помощь отъезжающим на учебу в Японию», «Воззвание к вьетнамской молодежи», «Воспоминания вьетнамцев, отдавших свою жизнь за отечество» и многие другие.
Возникает резонный вопрос: как же следует оценивать идеологические концепции Фан Бой Тяу в рассматриваемый период (1906 — 1908)? Ниже мы приводим одно его высказывание, которое проливает свет на поставленный нами вопрос: «Я имел неоднократную возможность беседовать с китайскими революционерами, и, хотя мне во многом мешали старые взгляды, от которых трудна было сразу отказаться, я всякий раз усваивал все новые и новые демократические идеи. В моем понимании уже наметился явный сдвиг в сторону демократизма»[46]. И все же, несмотря на такие совершенно очевидные перемены во взглядах Фан Бой Тяу, по нашему мнению, с полной уверенностью нельзя констатировать, переход его в лагерь антимонархизма, это подтверждается его последующей практической деятельностью.
Фан
Бой Тяу и другие вьетнамские
революционеры в Японии принимали
активное участие в работе по
сплачиванию революционных сил
народов Азии в борьбе против
колониального гнета
западноевропейского империализма.
В октябре
Активизация
антиимпериалистической
деятельности вьетнамских
революционеров в Японии и
организация сторонниками Фан Бой
Тяу террористических актов и
мятежей во Вьетнаме сильно
встревожили французские власти
Индокитая. Последние организовали
охоту за вьетнамскими
революционерами. В результате
многие из них были арестованы,
например такие активные члены
общества «Зуи Тан», как Тиеу Ла (Нгуен
Хам) и Нгы Хай (Данг Тхай Тхан).
Одновременно французское
правительство вступило в
переговоры с правительством Японии,
добиваясь от него высылки из
Японии всех вьетнамских учащихся. В
результате в сентябре
На
основании соглашения всем
вьетнамским эмигрантам было
предписано в кратчайший срок
выехать из Японии на родину, где их
ждали тюрьма, каторжные работы или
смертная казнь. Письмом от 8 февраля
Покинуть
Японию было предложено и Кыонг Де,
что он и сделал 30 октября того же
года. К концу
Реакционные действия японских властей разочаровали Фан Бой Тяу. «Я понял,— писал он впоследствии,— что нельзя более рассчитывать на помощь Японии. Надо переориентироваться на партию китайских революционеров и на страны, граничащие с нами»[50].
Для
укрепления связей с Китаем Фан Бой
Тяу вместе с патриотами южных
провинций Китая (Юннани и Гуанси)
создал союз Юннани — Гуанси —
Вьетнам (Хой Лиен Мин Диен Куе Вьет)[51].
Общество «Зуи Тан» в знак
солидарности с гоминьданом в
период наступления его войск на
Кантон в
Подводя итог деятельности общества «Зуи Тан» и движения «Донг Зу», нельзя еще раз не отметить огромную роль, которую они сыграли в развитии национально-освободительного движения во Вьетнаме, в подготовке национальных военных кадров для вооруженной борьбы против колонизаторв. Но самая главная заслуга патриотического общества «Зуи Тан» заключается в том, что оно явилось первой вьетнамской политической организацией, которая способствовала пробуждению национального самосознания.
Фан
Тю Чинь и движение за социальные
реформы. «Донг кинь нгиа тхук»
Почти
одновременно с движением «Донг Зу»
во Вьетнаме родилось
демократическое движение за
социальные реформы. Движение
возглавили прогрессивные ши-фу. Они
выступали как пропагандисты новой,
буржуазной идеологии, как патриоты
родины и борцы против суеверия и
предрассудков. Движение возникло
под влиянием буржуазной идеологии
Запада и Востока, находившей
благодатную почву в умах
вьетнамской национальной
интеллигенции, в особенности в
среде писателей и журналистов. В
рядах этой интеллигенции в
рассматриваемый период шла острая
борьба между носителями старой,
феодальной и новой, буржуазной
идеологии. Прогрессивные
интеллигенты были активными
поборниками европейской
цивилизации, технического
прогресса, а также социальных и
политических реформ. Это направление,
как уже отмечалось ранее,
возглавлял Фан Тю Чинь. Политическое
кредо Фан Тю Чиня изложено в его
письме генерал-губернатору
Индокитая Полю Бо от 15 августа
Во-первых, правительство Франции закрывает глаза на злоупотребления куанов. «Куаны,— пишет он,— не считаются с тяжелым положением населения, они готовы содрать кожу, сломать кости, высосать кровь у бедняков. А если кто и осмеливается сказать что-либо против них, то в таком случае они приписывают этим людям участие в антигосударственной деятельности, бросают их в тюрьмы при всемерном попустительстве со стороны французских властей, ибо сами куаны состоят на службе у французов»[54]. Коррупция, лицемерие куанов разлагающе действуют на народ.
Во-вторых, предвзятое отношение французского правительства к вьетнамцам, которых оно считает дикарями и отсталыми людьми. Представители французских колониальных властей издеваются над вьетнамцами, зачастую избивая их до смерти. Такая политика отдаляет вьетнамцев от французов, расширяет существующую между вьетнамцами и французами пропасть и может привести к тому, что оба народа уже никогда не поймут друг друга. Фан Тю Чинь отмечал также, что все расходы Франции, связанные со строительством различных промышленных объектов, покрывались налогами, взыскиваемыми с вьетнамского народа[55].
Однако главнейшую причину всех бед народа своей страны Фан Тю Чинь видел в куанах, наивно полагая, что если заменить продажных куанов честными, то положение резко изменится к лучшему.
Фан Тю Чинь показал себя последовательным сторонником социально-политических реформ, направленных на всемерную поддержку талантливых и способных людей, на смелое привлечение их к управлению государством, на предоставление широких возможностей неимущему населению во всех областях жизни. Он предлагал предоставить свободу слова представителям интеллигенции, ввести более справедливое законодательство, упразднить старую систему экзаменов (кхоа кы), открыть школы, библиотеки и различные курсы по торговому и профессиональному обучению, произвести изменения в системе трудовой повинности и налоговой политике.
Программа реформ Фан Тю Чиня отличалась определенным демократизмом. Однако она была по своей сущности утопической. Демократизм этой программы заключался в глубоком понимании Фан Тю Чинем необходимости предоставления больших политических свобод населению и повышения его жизненного и культурного уровня посредством социальных реформ, в проведении которых Вьетнаму, по мнению Фан Тю Чиня, должна была помочь республиканская Франция[56].
Утопичность и иллюзорность демократической программы реформ, предложенной Фан Тю Чинем, заключались в том, что он надеялся на ее реализацию во Вьетнаме в условиях французского колониального господства, не понимая, что представители колониальных кругов Франции отнюдь не придерживались тех же взглядов, что и прогрессивные французы.
И все же, несмотря на отмеченные недостатки, упомянутое письмо Фан Тю Чиня и вся его реформаторско-просветительская деятельность, бесспорно, сыграли положительную роль в пробуждении в среде национальной интеллигенции чувства озабоченности за судьбы своей родины, за ее будущее. Письмо Фан Тю Чиня стало первым официальным документом представителя передовой национальной интеллигенции, вскрывшим крайне бедственное положение народа и содержавшим конкретные предложения социальных реформ. Беспокойство Фан Тю Чиня за судьбы нации свидетельствует о том, что он сумел подняться выше устремлений буржуазных слоев и отражал уже интересы всей нации.
Смелые
выступления Фан Тю Чиня вызвали
серьезное беспокойство
колониальных властей, которые
вскоре попытались привлечь его на
свою сторону. В этой связи
характерна оценка Фан Тю Чиня,
данная ему в политическом отчете
французского верховного
резидента Тонкина за февраль
Однако, несмотря на все старания и ухищрения французских колониальных властей, Фан Тю Чинь до конца своей жизни остался пламенным патриотом, убежденным сторонником прогрессивных реформ (во многом рассчитывая на республиканскую Францию и будучи противником насилия). Вместе с тем он зарекомендовал себя восторженным поклонником японского пути развития, «совершенно враждебным даже мысли о японской экспансии в Индокитай»[58].
Письмо Фан Тю Чиня вызвало недовольство Фан Бой Тяу и его сподвижников, и он направил Фан Тю Чиню специальное послание[59], в котором рекомендовал ему воздерживаться от нападок на феодально-монархический режим. Подобная инициатива Фан Бой Тяу объяснялась тем, что незадолго до этого Фан Бой Тяу вместе с Кыонг Де обратились к населению с призывом оказать помощь движению «Донг Зу». Выступления же Фан Тю Чиня против феодалов на данном этапе могли нанести известный ущерб «Донг Зу». В указанном послании Фан Бой Тяу писал: «Я не хочу, чтобы мой народ угнетали. Мы должны действовать. И если лет через 15 после завоевания свободы вы предложите конкретную программу демократических реформ, я первый буду вам аплодировать»[60].
Все историки СРВ единодушны в оценке буржуазного характера движения за социальные реформы, возглавлявшегося Фан Тю Чинем. Однако их мнения расходятся по ряду вопросов, и в частности по вопросу о том, интересы каких именно слоев буржуазии выражал Фан Тю Чинь[61]. Так, по мнению Тон Куанг Фиета, Фан Тю Чинь выражал интересы тех слоев национальной буржуазии, которые восприняли идеи «Зуи Тан»[62]. Чан Хюи Лиеу считал его выразителем взглядов тех слоев вьетнамской буржуазии, которые были тесно связаны с французскими империалистами и которые надеялись при помощи французов развить экономику страны, усматривая основное препятствие прогрессу в феодалах. По мнению Чан Хюи Лиеу, Фан Тю Чинь выражал интересы не только национальной, но и компрадорской буржуазии[63].
Наконец, Чан Ван Зяу полагает, что хотя Фан Тю Чинь и был представителем буржуазного направления, однако его политические взгляды отражают общенациональные устремления вьетнамского народа в рассматриваемый период[64]. Приводя различные точки зрения о Фан Тю Чине, мы считаем, что хотя Фан Тю Чинь и вышел из числа патриотически настроенных феодальных интеллигентов, однако он воспринял передовые буржуазные идеи Запада и Востока, став одним из идеологов буржуазно-демократического развития своей страны. Он вел мужественную борьбу за проведение буржуазно-демократических реформ. Идеологические взгляды Фан Тю Чиня сформировались под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. К внутренним факторам можно отнести развитие капиталистических отношений, эксплуатацию страны французским капиталом, начало формирования вьетнамской буржуазии и пролетариата. На взгляды Фан Тю Чиня оказало соответствующее воздействие реформаторское движение XIX в. во главе с Нгуен Чыонг То, Динь Ван Диеном, Нгуен Хюи Те, Ле Динем и другими сторонниками коренных реформ.
На Фан Тю Чиня оказали существенное влияние также и внешние факторы: идеи буржуазной революции во Франции, незавершенная буржуазная революция Мэйдзи в Японии, реформаторское движение в Китае в конце XIX в. во главе с Кан Ювэем, Лян Цичао и др. Естественно, что Фан Тю Чинь представляет собой сложную фигуру, его взгляды формировались под влиянием не только различных буржуазных, демократических идей Запада и Востока, но также под влиянием учения Конфуция.
Социальную базу, на которую опирался Фан Тю Чинь, составляли различные буржуазные слои (торговцы, подрядчики, промышленники, сельская буржуазия, буржуазная интеллигенция и др.), интересы которых он выражал и которые в основном появились в результате первого периода эксплуатации Вьетнама французскими монополиями. Из сказанного можно сделать вывод о том, что Фан Тю Чинь был выразителем интересов вьетнамской буржуазии и буржуазной интеллигенции в целом, тогда как Фан Бой Тяу в основном был связан с мелкой буржуазной интеллигенцией, с разночинцами. Фан Тю Чинь не только вел борьбу за капиталистический путь развития, но и был выразителем национальных буржуазно-демократических сил. Следует отметить, что в рассматриваемый период буржуазно-демократическое движение было еще слабо, находясь на начальном этапе своего развития.
Во взглядах Фан Тю Чиня содержится много противоречивых положений, обусловленных той переходной эпохой, в которую он жил, а также особенностями социального развития Вьетнама, в частности особенностями развития вьетнамской буржуазии. Более того, противоречивость идеологических воззрений Фан Тю Чиня объясняется еще и тем, что он воспринял противоречивые идеи Запада и Востока. С одной стороны, он выступал как демократ, подвергший уничтожающей критике феодальный строй в своей стране (режим куанов, императорский двор, отсталые, феодальные обычаи и др.) и страстно хотевший ее развития по новому, буржуазному пути, а с другой — не кто иной, как он сам, прославлял и превозносил учение Конфуция, проповедуя синтез западной буржуазной морали с моралью Востока, надеясь, что это окажет положительное воздействие на Вьетнам. С одной стороны, он проявлял страстную ненависть к феодалам и императорскому двору, считая их в первую очередь повинными в страшных бедствиях своего народа, а с другой — не кто иной, как он сам, проповедовал «несопротивление» (бат бао донг) французам и их местным прислужникам. Возникает вопрос: чем объяснить, что Фан Тю Чинь был убежденным сторонником «несопротивления» и не призывал к вооруженному восстанию? Основная причина заключалась в том, что он еще не видел тех сил, которые могли бы руководить и направить борьбу за национальную независимость, ибо в рассматриваемый период класс феодалов уже перешел на сторону колонизаторов, став их опорой, а буржуазия еще не сформировалась как класс.
Итак, Фан Тю Чинь не видел реальной силы, способной свергнуть колониализм и феодализм. Более того, сам Фан Тю Чинь был сторонником «несопротивления», убедившись в том, что все предыдущие восстания кончились поражением и жестокими репрессиями. Вместе с тем было бы несправедливым утверждать, что Фан Тю Чинь во всех случаях решительно выступал против вооруженной борьбы. Он считал, что вооруженное выступление возможно лишь в том случае, когда имеются все необходимые условия для победы. «В противном случае восстания приносят смерть»[65]. Свидетельством этого служит его беседа с Фан Бой Тяу в Японии, во время которой Фан Тю Чинь признался: «Я следую линии Мадзини, тогда как вы (Фан Бой Тяу.— Авт.) следуете линии Гарибальди. Мы идем к одной цели, но двумя различными путями»[66]. Фан Тю Чинь писал, что «тот народ, который остается невежественным, который сидит сложа руки и лишь полагается на волю неба, ожидая милостей от короля и его чиновников, а сам бездействует, — такой народ обречен на страдания и лишения»[67]. Обращаясь к соотечественникам и соотечественницам, он призывал: «Мы должны немедленно проявить озабоченность судьбами своего отечества, и только тогда можно будет надеяться, что настанет день, когда народ поднимет голову»[68].
Политическое кредо Фан Тю Чиня состояло из двух основных пунктов: повышение культурного уровня народа и народная власть. Для осуществления первого пункта, по его мнению, необходимо было провести в стране социальные реформы. Для установления народовластия необходимо было сбросить реакционную монархию Нгуенов.
Некоторые вьетнамские историки полностью отрицают антиимпериалистическую деятельность Фан Тю Чиня (Дан Дык Лой, Ле Ши Тоан, Буй Суан Чунг и др.)[69], с чем нельзя согласиться. Действительно, Фан Тю Чинь прямо не призывал к вооруженной борьбе с французскими властями, как это делал Фан Бой Тяу.
Антиимпериалистическая платформа Фан Тю Чиня проявилась в том, что, поднимая голос против императора, феодалов и чиновников, ратуя за демократические реформы, он тем самым выступал против колониальных порядков. Фан Тю Чинь выступал за создание национальных торговых и промышленных обществ, за дорожное строительство, прокладывание телефонных и телеграфных линий. Он горячо приветствовал создание национальных промышленных предприятий, таких, как «Куанг нам хиеп тхыонг конг ти», «Чиеу зыонг тхыонг кук» в Нгеане и др.[70]. Концепция Фан Тю Чиня относительно экономических преобразований была призвана развивать национальную промышленность и торговлю, и тем самым он будил в народе стремление к национальной независимости. Вьетнамский историк Тон Куанг Фиет, высоко оценивая антиимпериалистическую платформу Фан Тю Чиня, писал: «Фан Тю Чинь был истинным патриотом, он хотел принести пользу родине, т. е. хотел изгнать захватчиков — французских колонизаторов»[71]. Хотя Фан Тю Чиню были присущи идеалистические философские воззрения, тем не менее он делал все для пропаганды патриотизма, пробуждения национального самосознания. Фан Тю Чинь страстно любил свою родину и желал увидеть ее свободной и независимой. Вся его деятельность объективно была направлена на усиление национально-освободительного движения. Антиимпериалистическую деятельность Фан Тю Чиня помимо Тон Куанг Фиета признают также многие вьетнамские историки (Хоа Банг, Минь Чунг, Дау Суан Май, Чыонг Хыу Ки и др.). Антиимпериалистические взгляды Фан Тю Чиня нашли наиболее яркое выражение в цитированном нами его открытом письме на имя генерал-губернатора Бо, в котором он подверг резкой критике французскую колониальную администрацию и ее политику в отношении вьетнамцев. Он осудил расстрел демонстрации в провинции Куангнгай, осудил смертный приговор Зыонг Тхаку и Чан Куй Капу.
В
основном борьба Фан Тю Чиня была
направлена против феодального
строя. Он резко критиковал систему
получения ученых степеней. В
Движущей силой реформаторства Фан Тю Чиня был революционный буржуазный патриотизм, его цель — превратить Вьетнам в процветающую страну с высокой культурой. Реформаторские предложения Фан Тю Чиня были направлены на создание благоприятных условий для завоевания национальной независимости.
Личность Фан Тю Чиня — очень сложная и противоречивая. С одной стороны, он выступал за демократические реформы в интересах народа и прогресса общества. Идеи Фан Тю Чиня настраивали народные массы на активную политическую борьбу, благодаря, им массы втягивались в революционное движение. С другой стороны, Фан Тю Чиню были присущи иллюзии, сводившиеся к тому, что при помощи французов (каких именно французов, он не указывал) возможна борьба против феодалов и осуществление демократических преобразований. Такая, ошибочная позиция Фан Тю Чиня, естественно, до некоторой степени сдерживала борьбу народных: масс против французских колониальных властей. Именно в этом действия Фан Тю Чиня сближались с реформистами Буй Куанг Тиеу, Фам Куинем, Нгуен Ван Винем. Однако эта сторона не являлась главной чертой его деятельности.
Реформаторские воззрения Фан Тю Чиня принесли определенную пользу народу, сыграв положительную роль, ибо они разоблачали феодальную клику Нгуенов, помогая народу понять реакционную сущность класса феодалов и выбрать путь буржуазной революции. Реформаторские идеи Фан Тю Чиня пробуждали национальное самосознание. Ошибка Фан Тю Чиня заключалась в том, что он еще не понимал, что главный враг вьетнамского народа — это прежде всего империалисты, а затем феодалы. Он не мог понять, что невозможно провести демократические реформы при господстве колонизаторов. Утопические взгляды Фан Тю Чиня играли на руку империалистам и феодалам, в том числе его идея о невежестве вьетнамского народа и необходимости в связи с этим насаждения западной цивилизации. Реформизм Фан Тю Чиня в известной степени замазывал и отодвигал на второй план противоречия между империалистами и вьетнамским народом.
Противоречивость реформаторских взглядов Фан Тю Чиня заключается в том, что, с одной стороны, они играли на руку колониальным властям, а с другой — имели положительное значение, ибо вносили известную лепту в пробуждение национального самосознания вьетнамского народа в начале XX в., тем самым объективно способствуя развитию революционной борьбы.
формирование
политических воззрений Фан Тю Чиня
можно разделить на два периода. В
первый период, который завершается
Второй
период приходится на 1911—1925 гг.,
когда после своего освобождения с о-ва
Пулокондор в
Несмотря на то что взглядам Фан Тю Чиня был присущ буржуазный характер, они тем не менее были не вскормлены экономической и социальной базой буржуазии, а порождены национальной почвой, столкнувшейся с распадом феодализма и вошедшей в соприкосновение с передовыми идеологическими течениями, привнесенными извне. Именно в силу этого Фан Тю Чинь отражал национальные интересы и являлся выразителем той части патриотически настроенных ши-фу, которые в рассматриваемый период искали путь к новой истине, путь к национальной независимости.
Противоречивый характер воззрений Фан Тю Чиня был обусловлен исторически и отражал противоречия эпохи, переходной от феодализма к капитализму, когда революционное движение приобрело национально-демократический характер.
Важное место в движении за социальные реформы сыграла Тонкинская общественно-просветительская школа, в деятельности которой Фан Тю Чинь принимал активное участие.
Тонкинская
общественно-просветительская
школа
В
марте
На первых порах число учащихся в Тонкинской школе составляло 500 человек, которое затем возросло до 2 тыс. В школе было восемь классов; обучение велось как в дневное, так и в вечернее, время. Днем занимались дети и подростки, вечером — взрослые. Деятельность школы проходила в рамках четырех секций: просвещения, агитации, финансов и секции по подготовке учебных пособий[77]. Секция просвещения занималась организацией учебного процесса как в самом Ханое, так и на периферии. В компетенцию финансовой секции входило изыскание материальных, средств на нужды школы; она же непосредственно отвечала и за их расходование. Секция по подготовке учебных пособий ведала изданием различных учебных пособий и литературы. Школа располагала публичной библиотекой и издавала собственную газету «Данг ко тунг бао» («Возрождение») на куок нгы и на тьы ном. Газета служила главным органом идеологической пропаганды. Основное содержание печатавшихся в ней материалов сводилось к пропаганде реформ в области политической, экономической и культурной жизни вьетнамского населения[78]. Однако среди указанных материалов были и такие, которые прямо или косвенно были направлены против французского колониального режима. Программа обучения основывалась на курсе «новое обучение» Китая и Японии[79], включая спорт, естественные науки, историю, географию, медицину, литературу. Преподавание велось на вьетнамском языке, но изучались и иностранные — французский и китайский. Материалами для обучения служили пособия, подготовленные школьными преподавателями, а также переведенные ими труды прогрессивных европейских и китайских авторов. Были открыты филиалы школы в ряде сельских районов севера и юга страны. В деятельности школы принимали участие многие видные литераторы, писатели и общественные деятели: Фан Тю Чинь, Хоанг Танг Би, Зыонг Ба Чак, Чан Тан Бинь и др.
В школе проводились дискуссии, лекции и беседы по самым различным вопросам. Лекции и беседы организовывались и в провинциях (Хадонг, Хынгиен, Бакнинь, Хайзыонг, Намдинь, Шон-тэй и др.). Чтение лекций сопровождалось разъяснением целей школы и сбором средств для ее деятельности. Во время бесед и дискуссий выступавшие резко критиковали взяточничество и коррупцию чиновников, жестоких помещиков и старост. Члены школы созывали собрания в сельской местности и в городах, на которых обсуждались наболевшие вопросы, производился сбор денег для открытия народных школ и покупки литературы и учебных пособий. Школа применяла разнообразные формы пропаганды научных знаний посредством чтения и комментирования книг, газет и организации публичных выступлений лекторов. Прогрессивно настроенные французы также принимали участие в работе школы, учебный процесс в которой преследовал цель опровергнуть устаревшую идеологию конфуцианства, познакомить учеников с естественными науками, литературой, политикой.
Издаваемые школой труды по истории Вьетнама имели патриотическое содержание: в них, как правило, рассказывалось об исторических народных героях, участниках освободительного движения и о тех, кто отдавал много сил и энергии строительству и развитию экономики отечества, уделяя незначительное место императорам. Такие книги будили в народе чувства национальной гордости и патриотизма. В произведениях, издававшихся школой, много говорилось о борьбе за единство страны, содержался призыв к самопожертвованию во имя родины[80]. «Донг кинь нгиа тхук» представляла собой организацию совершенно нового типа, ставившую перед собой цель воспитания молодежи в новом духе с учетом развития наук. По замыслу руководства школы ее выпускники должны были составить основные кадры борцов за прогресс и цивилизацию страны в будущем.
Члены «Донг кинь нгиа тхук» вели большую агитационную и просветительскую работу среди городского и сельского населения, резко критикуя изжившие себя феодальные обряды, прежние схоластические методы обучения, пропагандируя все новое и прогрессивное. Так, в частности, они ратовали за развитие национальной торговли и промышленности, призывали носить европейскую одежду, коротко стричь волосы и т. д.[81].
Деятельность Тонкинской общественно-просветительской школы плодотворно сказалась на развитии национальной литературы. Многочисленные поэтические и прозаические произведения, написанные ее деятелями, вошли в золотой фонд прогрессивной национальной литературы. Патриотическая литература, созданная Тонкинской школой, сыграла большую роль в пробуждении национального самосознания. Хотя деятельность школы продолжалась лишь девять месяцев, тем не менее ею было издано и распространено большое количество книг и материалов на родном языке.
По предложению инспектора школы Нгуен Куена были напечатаны десятки тысяч томов учебников[82]. Школа закупила большое количество новой литературы из Китая. Нелегально было переведено и издано много сборников стихов и песен прогрессивных авторов. Школа объединила вокруг себя многих писателей, поэтов, журналистов, писавших труды на родном языке, которые в своих произведениях пропагандировали революционные, прогрессивные идеи. Нгуен Куен, Нгуен Фан Лонг, Дао Нгуен Фо, Ла Дай, Хоанг Танг Би и др.[83] были большими знатоками национальной литературы, владели пером и образным простым языком, знакомили широкие массы с художественным словом, говоря им правду, прививая любовь к родине, призывая к борьбе за независимость.
Благодаря действенной пропаганде широкое распространение в народе получила национальная письменность куок нгы. Вьетнамский язык обогатился новой лексикой и терминами, названиями различных машин, механизмов, новыми философскими и историческими терминами. Популяризация куок нгы вылилась в общенациональное движение за изучение национальной письменности. На страницах газеты «Данг ко тунг бао» печатались статьи о необходимости реформ в политико-экономической и культурной области жизни населения[84]. Среди последних встречались и такие, которые прямо или косвенно были направлены против французского колониального режима. Деятельность «Донг кинь нгиа тхук» в области развития идеологии, культуры и просвещения приняла широкие размеры, составив целую эпоху в истории зарождения буржуазно-демократического движения. Влияние школы постепенно распространилось и на всю страну, охватив провинции Нам-динь, Нгеан, Хатинь, Куангнам, Биньтхуан и др., где были открыты школы, в которых обучение велось по программе «Донг кинь нгиа тхук».
В деятельности всех этих школ принимали участие широкие слои патриотически настроенных сил, начиная от умеренных и кончая революционерами. По своему социальному происхождению это были торговцы, зажиточные крестьяне, чиновники, просвещенные лица. В работе школ принимали участие многие члены тайных обществ[85].
По мере активизации деятельности Тонкинской школы в ней ярко проявились те же самые тенденции, которые наблюдались в национально-освободительном движении этой страны. На движение «Донг кинь нгиа тхук» оказывали воздействие сторонники как Фан Тю Чиня, так и Фан Бой Тяу.
Одна часть членов школы являлась сторонниками движения за социальные реформы по пути прогресса и цивилизации. Эта часть Тонкинской школы вела борьбу против засилья феодальной идеологии в культуре, образовании, искусстве: Ее участники широко популяризировали буржуазную культуру. Интеллигенция, занимавшаяся распространением идеологических концепций национальной буржуазии и сотрудничества с «Донг окинь нгиа тхук», стала называться новыми ши-фу. Часть ее представителей вышла из класса феодалов, однако ее большинство было связано социальными корнями с торговцами, предпринимателями и разночинцами и было ближе к народу, чем ши-фу XIX в. Новые ши-фу активно выступали против иностранного засилья, за развитие национальной торговли и промышленности. В Ханое сторонники «Донг кинь нгиа тхук» открыли магазины «Донг лой те», «Хонг тан хынг», «Куанг хынг лонг», в Куангнаме и Куангнгае основали торговую компанию «Лам тхань», в провинции Нгеан — магазин «Чиеу зыонг тхыонг куан», в Фантхиете — общество «Лиен тхань» и др.
Интересно отметить, что торгово-промышленные предприятия, созданные сторонниками Фан Тю Чиня и Фан Бой Тяу, принципиально отличались друг от друга по своим целям. Предприятия группы Фан Тю Чиня учреждались с целью развития национальной торговли и промышленности. Для Фан Бой Тяу и его единомышленников такие предприятия служили источником средств для антифранцузской борьбы. Другая часть членов школы — сторонники Фан Бой Тяу ставили своей целью задачи чисто политического характера — борьбу против французского колониализма. Эти две тенденции в национально-освободительном движении также нашли свое яркое отражение и в деятельности членов «Донг кинь нгиа тхук».
Наряду с чисто просветительской работой школа занималась и политической пропагандой. Из уст в уста передавались песни и стихи антифранцузского содержания, широко распространялась антиколониальная литература. В провинции Бакнинь, например, были обнаружены политические листовки, содержавшие призыв к физическому уничтожению колонизаторов в Индокитае. «Каждый,— говорилось в одной из таких листовок,— обязан принять деятельное участие в борьбе за свободу нашей родины. Крестьянам следует отказаться от уплаты налогов, солдатам — обратить зружие против своих европейских командиров. Те, кто достаточно грамотен, смогут стать пропагандистами и агитаторами. Те, у кого есть достаточно средств, внесут свою лепту в правое дело пожертвованиями»[86].
На
поиски распространителей
антифранцузской литературы власти
мобилизовали значительные
полицейские силы. 6 декабря
Антиколониальная деятельность «Донг кинь нгиа тхук» вызвала серьезное беспокойство французских властей. «Многие члены распорядительного комитета школы,— докладывал в своих отчетах верховный резидент Тонкина,— до сих пор не представили нам доказательств своей лояльности. Напротив, они проявили себя людьми, настроенными к нам явно враждебно. Один из них, Лыонг Нгок Кан, отправил в Японию двух своих сыновей для завершения образования, другой, Фан Тю Чинь, известный острыми нападками на представителей местной администрации, предпринял попытку распространять в определенных кругах идеи, отнюдь не полезные для нашего правительства»[88].
На первых порах французские власти ограничивались тем, что внимательно следили за членами Тонкинской школы через своих агентов. Однако, убедившись, что деятельность школы направлена на подрыв устоев колониального строя и что сама эта организация постепенно превратилась в центр патриотического антифранцузского движения, они поспешили провести против нее ряд репрессивных мер. В связи с этим верховный резидент Тонкина докладывал: «Я решил закрыть школу на Шелковой улице, которая служила скорее центром агитации против французского влияния, нежели общеобразовательным учреждением»[89].
В
ноябре
При наличии большого сходства в идеологической направленности «Донг Зу» и «Донг кинь нгиа тхук» между ними отмечались и значительные расхождения. Так, если основная цель движения «Донг Зу» сводилась к получению вьетнамской молодежью образования в Японии, с тем чтобы подготовить национальные кадры для будущей вооруженной антифранцузской борьбы, то «Донг кинь нгиа тхук» в качестве своей основной задачи выдвигала проведение социальных реформ с целью демократизации страны и поднятия культурного уровня ее народа.
Сторонники «Донг кинь нгиа тхук» выступали против китайской феодальной культуры и письменности (ханван), тогда как французские власти были заинтересованы в их сохранении. Борьба против китайской письменности по своей сущности была направлена не только против французских колонизаторов, но и против вьетнамских феодалов и застывших конфуцианских догм. Феодалы насаждали в народе конфуцианские каноны, сохраняли феодальную культуру и мораль, ибо это давало им возможность удерживать народные массы в состоянии невежества и обскурантизма. В отличие от «Донг Зу» «Донг кинь нгиа тхук» в своей деятельности не делала политической ставки на феодалов, решительно отмежевавшись от них, как, впрочем, не рассчитывала и на иностранную военную помощь. Руководители этого движения видели причину всех бед и отсталости вьетнамского народа в засилье феодальной идеологии и культуры, сковывавших народные таланты, препятствовавших прогрессу цивилизации. Руководителям «Донг кинь нгиа тхук» были близки прогрессивные идеи Руссо, Дидро, Монтескье, китайских реформаторов (особенно Лян Цичао и Тань Сытуна), а также идеи японской революции Мэй-дзи, которые они всемерно и широко пропагандировали в своих лекциях, тесно связывая учебу с практикой и жизнью.
Создание «Донг кинь нгиа тхук» было исторически обусловлено тем, что в конце XIX — начале XX в. прогрессивно настроенная вьетнамская интеллигенция смогла воочию убедиться в консервативном характере феодальной идеологии, превратившейся в тормоз социального прогресса. Пробуждение национального самосознания толкнуло эту интеллигенцию на поиски новых путей развития страны. К тому же к этому времени она уже убедилась в том, что девиз «кан-выонга» уже не может более сплачивать прогрессивные силы в борьбе за независимость, когда класс феодалов во главе с императором перешел на сторону колонизаторов.
Заслуга
общества «Зуи Тан» и «Донг кинь
нгиа тхук» состоит в том, что они
пошли дальше движения «кан-выонг» и
практически встали на путь
антифеодальной и антиколониальной
борьбы, дополняя друг друга,
развернув в народе активную
пропаганду за новый,
капиталистический путь развития
страны. Во взглядах Тонкинской
школы на развитие национальной
промышленности, сельского
хозяйства и торговли нашли свое
выражение интересы вьетнамской
буржуазии. «Донг кинь нгиа тхук»
родилась в период первой русской
революции 1905—1907 гг. и пробуждения
Азии, знаменовав собой рост
национального самосознания. К
этому же времени развернула свою
деятельность и первая политическая
организация Вьетнама — общество «Зуи
Тан», организовавшее движение «Донг
Зу». Обе эти организации выражали
интересы зарождающейся
вьетнамской буржуазии, первые
отряды которой к этому времени
вступили на политическую арену,
сделав заявку на руководство
национально-освободительным
движением. Деятельность обеих
политических организаций оказала
большое влияние на судьбы
революционного демократического
движения в стране, и в частности в
провинциях Центрального Вьетнама,
где в
Движение
«Зуи Тан» в Чунгки и движение
против налогов и принудительных
отработок, охватившее обширный
район Центрального Вьетнама,
испытали на себе влияние
политического кредо Фан Тю Чиня.
От требований реформ в ряде мест (Куангнам,
Куангнгай) это движение переросло
затем в вооруженные народные
выступления против феодальных и
колониальных властей. Вооруженные
выступления произошли вопреки
желанию Фан Тю Чиня. Жизнь показала
ошибочность взглядов Фан Тю Чиня и
Фан Бой Тяу и еще раз подтвердила
истину о необходимости ведения
борьбы как против империалистов,
так и против феодалов. Последнее
ярко продемонстрировали мощные
выступления крестьян в Чунгки в
Восприняв идеи буржуазно-демократической революции, патриотически настроенная интеллигенция использовала их для поднятия крестьянства на борьбу. Революционные массы крестьян в силу своего социального происхождения, экономических условий и социального положения в рассматриваемый период уже обладали антиколониальным и антифеодальным духом борьбы, и поэтому идеи Фан Бой Тяу и Фан Тю Чиня были ими восприняты и взяты на вооружение.
Под влиянием деятельности «Донг
кинь нгиа тхук» в Чунгки получило
широкое развитие движение «Донг
бао» или движение «Зуи Тан»,
выступавшее против старой
схоластической системы обучения,
за внедрение европейского
образования. Это движение будило в
народе дух свободолюбия,
национальные чувства. Однако,
поскольку указанное движение
проходило в легальных условиях
при попустительстве колониальных
властей, оно развертывалось в форме
буржуазного реформизма, которое по
своему характеру было скорее
антифеодальным, нежели антиимпериалистическим.
Итак, под влиянием освободительных
и просветительских идей общества
«Зуи Тан» и «Донг кинь нгиа тхук»
народные массы поднялись на
вооруженную борьбу с местными и
иностранными угнетателями.
Наиболее яркими проявлениями этой
борьбы явились выступления
крестьян в Чунгки (Аннам) против
налогов (весна
[1] С. Л. Тихвинский.
Движение за реформы в Китае в конце XIX
века и Кан Ю-вэй. М„ 1959, с. 343—344.
[2]
Tran Huy Lieu. Lich su tam muoi nam chong Phap. Т. I, На-noi,
1956. с. 124.
[3] В. И. Ленин. Пробуждение Азии.— Т. 23, с. 146.
[4] Литературной псевдоним Фан Бой Тяу — Шао Нам Ты.
[5]
Cach mang can dai Viet-Nam. Т. III. Ha-noi, 1958, с. 13.
[6] Литературный псевдоним Фан Тю Чиня — Тэй Хо.
[7] Archives Nationales de
[8] NCLS. 1964, № 67, с. 31.
[9] Об этом частично свидетельствуют выступления депутата-социалиста М. Мутэ в защиту Фан Тю Чиня (см. «L`Impartial», 29.I.1925).
[10] Lich su can dai
Viet-Nam. Т. III, с. 146—147.
[11] Чыонг Тинь. Президент Хо Ши Мин, любимый вождь вьетнамского народа. Ханой, 1966, с. 37—38.
[12] «Правда»,
22.IV.1962.
[13] ANSOM. Indochine А-30
(115).
[14] Там же.
[15]
[16] Кыонг Де (1882—1951) — правнук императора Зя Лонга, поддерживал связь с влиятельными феодалами Южного Вьетнама.
[17] Cach mang can dai
Viet-Nam. Т. III. с. 13.
[18] Tran Van Giau, Dinh Xuam Lan, Nguyen Van Su. Lich su Viet-Nam (Тu 1897 den 1914). На-noi, 1957, с. 197—198.
[19]
[20] Ton Quang Phiet.
[21]
[22] Tran Huy Lieu.
Lich su tam muoi nam chong Phap, с. 129.
[23] В. И.
Ленин. Горючий материал в мировой
политике. — Т. 17, с. 179.
[24] «L'Аgitation
antifrancaise dans les pays annamites de 1905 а 1918», с. 1.
[25] В. И. Ленин. События на Балканах и в Персии. — Т. 17, с. 221.
[26] Archives centrals
de l`Indochine (АСI), F-03. Rapport sur la situation politique
du
[27] Там же.
[28] «L'Аgitation
antifrancaise dans les pays annamites», с. 13.
[29]
[30] АСI. F-08.
Rapport sur la situation politique du
[31]
[32] Cach mang can dai
Viet-Nam. Т. III, с. 25.
[33]
[34] «L'Аgitation
antifrancaise..., с. 88.
[35] Ton Quang Phiet.
[36] Газета «Лык
тинь тан ван» была основана 2 ноября
[37] Книга Фан
Бой Тяу «Вьетнам вонг куок шы»
впервые была опубликована в
[38] Ton Quang Phiet.
[39]
[40] Ton Quang Phiet.
[41] Экземпляр ее был обнаружен в СРВ (см.: NCLS. 1963, № 55, с. 40).
[42] NCLS. 1963, № 55, с. 41.
[43] Там же, с. 42.
[44]
[45] Там же; NCLS. 1963, № 55, с. 43.
[46]
[47] Там же, с.
119.
[48] «L'Аgitation
antifrancaise...», с. 33.
[49] Там же, с.
34.
[50]
[51] NCLS. 1963, №
55, с. 64.
[52] NCLS. 1963, №
56, с. 32.
[53] ВЕFЕО. Т. VII,
1907, с. 166. Письмо Фан Тю Чиня от 15
августа
[54] Там же.
[55] АМРВ, ф-14, д. 4.
[56] АМРВ, ф-1-А, д. 4. Документы Фан Тю Чиня.
[57] АСI. F-03. (Fonds
de
[58] Там же, с.
128.
[59] Ton Quang Phiet.
[60] Там же, с. 242.
[61] NCLS. 1965, № 76, с. 11.
[62] Ton Quang Phiet.
[63] Tran Huy Lieu.
Lich su tam muoi nam chong Phap, с. 138.
[64] Tran Van Giau.
Giai cap cong nhan Viet-Nam, с. 277.
[65] Tran Huy Lieu.
Lich su tam muoi nam chong Phap, с. 137.
[66] NCLS. 1965, №
76, с. 21.
[67] NCLS. 1964, №
67, с. 28.
[68] Там жe.
[69] NCLS. 1965, №
76, с. 19—20.
[70] NCLS. 1964, №
67, с. 35.
[71] NCLS. 1965, №
76, с. 19.
[72] NCLS. 1964, №
67, с. 21.
[73] В начале (
[74] Основателем школы считается известный вьетнамский литератор Лыонг Ван Кан (1857—1927).
[75] По мнению
некоторых историков СРВ, в состав
распорядительного комитета,
руководящего органа «Донг кинь
нтиа тхук», специально для
донесений французским властям был
введен Нгуен Ван Винь. Однако
точных доказательств своего
предположения они не приводят. В
центральном архиве Индокитая хранится
донесение верховного резидента
Франции в Тоякине, датированное 14
февраля
[76] Dang Thai Mai.
Van tho Cach mang Viet-Nam dau the ky XX (1900—1925). Ha-noi.
1974, с. 73.
[77] Ton Quang Phiet.
[78] NCLS. 1961, №
25, с. 29.
[79] Dang Thai Mai.
Van tho Cach mang Viet-Nam, с. 73.
[80] Dang Thai Mai.
Van tho Cach mang Viet-Nam, с. 95.
[81] NCLS. 1961, № 25,
с. 17—18.
[82] Dang Thai Mai.
Van tho Cach mang Viet-Nam, с. 75.
[83] Там же, с.
76.
[84] Cach mang can dai
Viet-nam. Т. III, с. 37.
[85] Dang Thai Mai.
Van tho Cach mang Viet-Nam, c. 74.
[86] АСI. F-03.
Rapports politiques 1907—1908, с. 78—79.
[87] Там же, с, 133.
[88] АСI. F-03. Rapports
politiques fevrier 1908, с. 51.
[89] АСI. F-03.
Rapports politiques 1907, с. 76.
[90] Dang Thai Mai.
Van tho Cach mang Viet-Nam, С. 7.
[91] NCLS. 1964, №
66, с. 43.
[92] Lich su can dai
Viet-Nam. Т. III, с. 168.
[93] NCLS. 1965, №
76 с. 25.