Глава
2
КРИЗИС
ВЬЕТНАМСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
И
КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ (1730—1770)
Обострение классовой борьбы в Дангнгоае
Положение в Дангнгоае. Для истории Дангнгоая этих десятилетий характерны обострение экономического кризиса и превращение его в социальный, начало массовой вооруженной борьбы крестьян. Постепенное обострение ситуации нарастало в течение всего правления Чинь Зянга (1729—1740), и кризис положил конец его правлению.
Некоторое
время после прихода к власти Зянга
все шло под руководством Нгуен Конг
Ханга по заведенному Чинь Кыонгом
порядку (хотя отношения Нгуен Конг
Ханга с новым тюа ухудшались). Но
для сложной социально-экономической
ситуации ни Чинь Зянг, ни
назначенный им в
Рубежом
во внутренней политике Чинь Зянга
было его открытое выступление
против политики Чинь Кыонга. В
Род Ле начал предпринимать попытки вернуть власть и до конца XVIII в. продолжал их; борьба двух групп феодалов заметно ослабила их, особенно в идеологическом отношении. Дело в том, что убийство Ле Зуи Фыонга подорвало концепцию легитимности власти Чиней как защитников Ле. Чини утратили моральное (а в условиях Дангнгоая XVIII в. тем самым и политическое) право считать сторонников Ле бунтарями. А повстанцы, зная это, отныне объявляли себя сторонниками Ле. Это было в числе прочего следствием убийства вуа, сделавшего очевидной борьбу Ле и Чиней, до этого тщательно скрывавшуюся.
Немедленно
после убийства вуа возник заговор
трех принцев Ле, не пожелавших
разделить судьбу Ле Зуи Фыонга. Им
удалось бежать в Тханьхоа, где
после военной реформы Чинь Кыонга
было много людей, недовольных
Чинями. Один из принцев, Ле Зуи Мат,
собрал вооруженный отряд; Ле начали
открытую вооруженную борьбу за
власть, и отряды сторонников Ле на
десятилетия стали
внутриполитической реальностью
Дангнгоая. Горные владения Ле Зуи
Мата превратили Ле в постоянную
военно-политическую угрозу, что
изменило и их положение в столице,
заметно улучшившееся. И хотя
социальные идеалы Ле Зуи Мата
удержали его от объединения с
крестьянскими отрядами в
последующий период, сам факт
отвлечения значительных военных
сил Чиней создал объективно
ситуацию союза с восставшими
крестьянами, шедшими в бой часто
под теми же лозунгами
восстановления Ле, что и Ле Зуи Мат.
У него было много
высокопоставленных сторонников,
ушедших с ним из столицы и
пользовавшихся значительным
авторитетом (Фам Конг Тхе и др.).
Стремясь
задержать развитие политического
кризиса, естественно связанного с
ухудшением (после прекращения
политики аграрного лавирования
Чинь Кыонга) аграрного положения,
высшие сановники предложили в
С
Стало
ясно, что организация
сопротивления ширившимся крестьянским
восстаниям требует нового лидера, и
в
Правительство
Чинь Зоаня отдавало себе отчет в
том, что в стране складывается
угрожающее положение; чтобы в какой-то
мере снизить степень недовольства
крестьян, в
Первоначально
вся деятельность нового тюа была
направлена на улучшение
экономического положения и
ослабление недовольства крестьян,
но времени у него для этого было
мало — до
Стратегические цели группировки Чинь Зоаня были изложены в так называемых «15 пунктах» по «исправлению ошибок», допущенных предыдущим правителем, т. е. Зянгом. Этот документ — своего рода программный манифест — был составлен целой группой придворных; у Чиней не только имелись определенные объективные возможности для укрепления феодального строя, но и были деятели, которые видели путь к достижению этой цели.
«15 пунктов» содержали целый комплекс мероприятий, которые, по мнению Чинь Зоаня, могли бы снять напряжение в стране и представляли собой тот самый «порядок», который мог бы привлечь на сторону центральной власти массы крестьян.
«1. Восстановить деятельность двух высших советов — военного и гражданского, с тем чтобы власть правителя была более действенной.
2. Один раз в три года проверять деятельность куанов (чиновников), чтобы знать, кто из них отвечает своему назначению, а кто — плох (т. е. провести чистку. — Авт.).
3. Найти тех людей, за кем не числится никакой вины, но вынужденных ранее уйти в отставку, с тем чтобы возвысить людей способных, но отодвинутых на задний план (т. е. восстановить кадры, выдвинувшиеся при Чинь Кыонге. — Авт.).
4. Строже относиться к просьбам о должностях, титулах или о сохранении привилегий, с тем чтобы таким образом сделать чистым и честным путь продвижения в куаны (т. е. сократить число куанов. — Авт.).
5. Увеличить земельные наделы, чтобы у солдат было достаточно пропитания.
6. Расширить действие указа об освобождении от подушного и поземельного налогов, с тем чтобы облегчить тяготы и трудности населения (т. е. вернуться к политике маневрирования. — Авт.).
7. Прекратить все общественные повинности на строительстве, с тем чтобы высвободить силы народа.
8. Ликвидировать все инспекторские пункты, построенные незаконно, чтобы тем самым продемонстрировать милосердие властей.
9. Запретить принудительное авансирование при покупке населением товаров.
10. Отменить закон о поощрениях и наказаниях для офицеров и генералов, несущих службу, о пользовании пожалованиями тех военнослужащих, которые уже умерли.
11. Определить порядок подачи жалоб на начальствующих куанов, злоупотребляющих своим должностным положением, превышающих свои полномочия или слишком жестоких при исполнении обязанностей.
12. Возложить на куанов в чанах ответственность за строительство и поддержание в надлежащем состоянии ирригационных сооружений, чтобы создать благоприятные условия для земледелия.
13. Все сокровища и имущество передать в ведение ведомства двора, чтобы обеспечить наиболее полное их использование внутри страны.
14. Судебные тяжбы по жалобам отменить как несущественные.
15. Отменить земельный налог в Тханьхоа и Нгеане»[7].
Следует
отметить, что некоторые из
провозглашенных мероприятий,
полностью продолжающих политику
Чинь Кыонга, были сразу же
проведены в жизнь. Так, было
частично прекращено строительство
храмов Кюиньлам, Холиен, Тычан,
Тэйфыонг, а земля, предназначенная
для храмов, была возвращена крестьянам;
в
Но вскоре все силы пришлось бросить на отчаянную борьбу с вооруженными крестьянами, и лишь много лет спустя, после военной победы над собственным народом, Чинь Зоань смог вернуться к политике маневрирования. Но и она дала феодалам лишь передышку, после которой архаическая феодальная верхушка Дангнгоая была полностью сметена восстанием Тэйшонов. Спокойствие, которое дал Чинь Зоань, было достигнуто массовыми казнями, экономические же проблемы уже требовали для своего решения резких изменений, которые реализовались лишь в ходе восстания Тэйшонов и борьбы с ним феодалов Дангчаунга.
Правление Чинь Зоаня, приведенного к власти войсками, характеризовалось преобладанием военных (в противовес временам Кыонга), и он сам это подчеркивал: в год прихода к власти он построил храм Войны с регулярными празднествами в честь знаменитых полководцев прошлого. Основные усилия правительство предпринимало в эти годы в военной сфере.
Отказавшись
от создания «ополчения» в
общегосударственном масштабе, Чинь
Зоань решает укрепить и увеличить
ряды местных армейских
формирований, расквартированных в
чанах, а также гарнизона столицы.
Для этого, в частности, он приказал
вернуться к той системе
расширенного набора рекрутов,
которая была введена Чинь Кыонгом в
Учитывая, что наиболее крупные крестьянские восстания были в районе дельты Красной реки и по морскому побережью, тюа особое внимание уделял укреплению флотских экипажей. В спешном порядке были построены новые морские и речные боевые суда, на каждом из них было по десять хорошо вооруженных солдат.
Вместо «единого» ополчения хюенов было создано новое ополчение, представлявшее собой полурегулярные формирования, довольно мобильные и не связанные с какой-то определенной местностью. В хюенах были введены специальные должности военных чиновников, ответственных за оборону от повстанцев — «травяных разбойников», поимку дезертиров и т. д.
Мероприятия
по увеличению численности местных
формирований и армии принесли
определенные результаты. В
***
30-е годы были заметной вехой в области идеологии и культуры. Чинь Зянг очень много строил, только в одном 1730 году было собрано 6 тыс. человек из трех хюенов, они днем и ночью восстанавливали буддийские пагоды Кюиньлам и Шунгтием. Позднее в Кюиньламе была воздвигнута большая статуя Будды; по приказу Чинь Зянга чиновники периодически руководили отправлением религиозного культа, не будучи, следовательно, ортодоксальными конфуцианцами даже в Дангнгоае. Параллельно Чинь Зянг стремился к укреплению культурной независимости Вьетнама, по его приказу в традиционных центрах книгопечатания — в Хайзыонге, Лиеучанге и Хонглюке — были выгравированы и отпечатаны все классические книги буддизма[10]; это было весьма дорогостоящее мероприятие. Одновременно был запрещен самостоятельный вывоз книг из Китая.
В
сфере социальной первый этап
начала общего кризиса (1729—1743) был
отмечен в Дангнгоае дальнейшим
укреплением экономических и
социальных позиций поместных
феодалов, имевших с
Положение
крестьян в 30-е годы заметно
ухудшилось. Впервые за несколько
десятилетий стали расти налоги и
повинности. Механизма
экономического маневрирования (прощение
несобранных налогов) Чинь Зянг не
использовал, доходы от продажи должностей
шли на непроизводительные нужды. В
этих условиях не такие уж частые по
сравнению с началом века засухи и
наводнения привели в
При Чинь Зоане стало широко использоваться такое рискованное средство, как продажа должностей. Можно было купить любое чиновничье звание ниже 4-го класса за 600 куанов каждый класс. Эта практика безусловно расстраивала государственный механизм в конкретных условиях 30-х годов.
При
Чинь Зоане в начале 40-х годов в
экономике, как и в государственной
деятельности, вернулись к практике
Чинь Кыонга: отменяли налоги,
проводили только необходимые
экономические мероприятия, но
времени для возвращения к прежней
системе не было, восстания уже
начались. Тем не менее кое-что было
сделано. Уже в
Крестьянские восстания в Дангнгоае в середине и третьей четверти XVIII в. Рассмотренные выше процессы в экономическом развитии, усиление феодальной двойной эксплуатации вызвали активизацию выступлений вьетнамских крестьян против феодалов-куанов и помещиков. Как отмечал Ф. Энгельс, «крестьян, хотя и озлобленных страшным гнетом, все же трудно было поднять на восстание. Их разобщенность чрезвычайно затрудняла достижение какого-либо общего соглашения. Действовала долгая, переходившая от поколения к поколению привычка к подчинению»[12]. Это определение можно полностью отнести к крестьянским восстаниям во Вьетнаме в середине XVIII в. Вместе с тем по мере роста их количества мы наблюдаем появление тенденции к преодолению этой привычки. Выступления становятся продолжительнее по времени, привлекают под свои знамена крестьян не только одного уезда, но даже и нескольких чанов. К середине XVIII в. север Вьетнама представлял собой арену многочисленных и довольно значительных выступлений крестьян, что свидетельствовало о дальнейшем углублении кризиса феодального режима Чиней. Современные вьетнамские историки считают, что выступлениями, положившими «начало ожесточенной и широкой по масштабу борьбе крестьян в середине XVIII в.»[13], были восстания под руководством Нгуен Зыонг Хынга и Ле Зуи Мата[14].
Нетрудно проследить важную особенность в развитии крестьянского движения в Северном Вьетнаме в середине XVIII в.: начавшись на окраинах государства, оно распределялось по направлению к центральным областям, включая и дельту Красной реки. Зону крестьянских восстаний к началу 40-х годов XVIII в. образовывали такие важные в экономическом отношении чаны, как Хайзыонг, Шонтэй, Нгеан, Намдинь, Тханьхоа, т. е. те районы, которые издавна были опорой власти Чиней.
Наиболее серьезными как по масштабам, так и по продолжительности в это время были восстания под руководством Ву Динь Зунга и Нгуен Тюена, Нгуен Кы и Ву Чак Оаня.
Ву
Динь Зунг был одним из выдающихся
крестьянских вождей в чане Тоннам.
Руководимый им отряд действовал в
Восстание
под руководством Нгуен Тюена, Нгуен
Кы и Ву Чак Оаня. В
Руководитель восстания Нгуен Тюен родился в чане Хайзыонг. Получив образование, он некоторое время служил в столице в должности мелкого чиновника. Это был умный человек, один из первых представителей феодальной бюрократии, понявших необходимость борьбы против притеснений аристократии, помещиков, общинной верхушки.
Нгуен Тюен бросил государственную службу, вернулся в чан Хайзыонг и призвал крестьян своей родной деревни к восстанию[16]. В течение продолжительного периода Нгуен Тюен громил гарнизоны провинциальных войск и феодального ополчения в целом ряде районов провинции Хайзыонг. Важным элементом, способствующим военному успеху восставших крестьян, было то, что почти одновременно с восстанием Нгуен Тюена в одном из хюенов того же чана поднялся народ под руководством Ву Чак Оаня.
Восстание началось в общине Мочать. Крестьянин-бедняк Ву Чак Оань объявил себя вождем и призвал к выступлению население соседних общин. Обращение Ву Чак Оаня встретило горячий отклик. Даже придворные хронографы вынуждены были признать размеры движения, охватившего чан Хайзыонг. «В огромном количестве мест и даже в самых малых из них были сотни и тысячи людей», которые «окружали и уничтожали укрепленные поселения, и нельзя было им противостоять»,— отмечается в хронике «Кыонг мук»[17].
Несомненно, положительной стороной в тактике руководителей обоих восстаний было то, что они понимали необходимость совместных действий и часто выступали объединенными силами. Поэтому принято считать это движение единым целым, которое возглавляли Нгуен Тюен, Нгуен Кы и Ву Чак Оань.
Отличительной чертой восстания было то, что его руководители с самого начала отказались от тактики действий в районе опорных баз, а предпринимали активные наступательные операции не только в соседних общинах и хюенах, а даже и в других чанах.
В
начале
Развивая
военный успех, одержанный в Зядине,
Нгуен Тюен двинулся в пределы чана
Шоннам. В середине
Несмотря на неоднократные попытки правителя Шоннама подавить восстание в Хайзыонге в районе его опорных баз, вооруженные отряды под руководством Нгуен Тюена, Нгуен Кы и Ву Чак Оаня продолжали активно действовать еще в течение нескольких месяцев, не только ведя оборонительные бои, но и совершая набеги на соседние чаны. Количество восставших составляло в это время несколько десятков тысяч. Они распространили свою власть на всю северо-восточную часть северовьетнамской равнины.
Обеспокоенные возрастающей активностью восставших крестьян под руководством Ву Динь Зунга, Нгуен Тюена, Нгуен Кы и Ву Чак Оаня, феодальные власти были вынуждены лихорадочно искать способ подавления этих выступлений, не допустить, чтобы их влияние распространилось на другие чаны страны.
Чинь Зоань принял решение первоначально покончить с восстанием Ву Динь Зунга, чтобы затем обрушиться всеми силами на восставших крестьян, руководимых Нгуен Тюеном. Направляясь во главе армии в устье Красной реки, тюа строжайше запретил мародерство. Малейшее притеснение местного населения жестоко каралось. Одновременно он обратился к восставшим с призывом капитулировать, сопровождая его обещаниями амнистии, возмещения убытков и т. д.[18].
В
декабре
После
разгрома восстания Ву Динь Зунга
Чинь Зоань решил сосредоточить
силы на восстановлении порядка в
чане Хайзыонг, где действовали
отряды восставших под руководством
Нгуен Тюена. В начале
Чтобы усыпить бдительность правительственного военачальника, Нгуен Тюен направил к нему гонца с посланием, в котором превозносил военные заслуги Люана и заявлял о готовности прекратить сопротивление и сложить оружие. Этот маневр возымел действие и притупил бдительность не только командиров карательного отряда, но и его солдат, чем и воспользовались восставшие. Той же ночью они напали на бивак правительственных войск, разгромили его, а самого Данг Динь Люана и его приближенных захватили в плен.
Однако
этот несомненный тактический успех
не мог улучшить положения
восставших, фактически запертых в
пределах нескольких хюенов и не
получавших поддержки от других
выступлений крестьян,
продолжавшихся в это время в
различных районах Северного
Вьетнама. В марте
Период
с конца 1739 по
Восстание
под руководством Нгуен Зань Фыонга
(1740—1751) было самым крупным
крестьянским выступлением в чане
Шонтэй. Будучи выходцем из
конфуцианских ученых, Нгуен Зань
Фыонг в
Теперь Нгуен Зань Фыонг сосредоточил усилия на охране территории, находящейся под его контролем. Она была довольно обширной и включала северо-восточную часть чана Шонтэй, а также некоторые хюены чана Тхайнгуен. По существу, это было отдельное владение, независимое от центральной власти. В ходе восстания среди участников, главным образом в руководящей верхушке, происходили изменения, характерные для всех крестьянских движений периода феодализма. Нгуен Зань Фыонг объявил себя великим победоносным императором, построил дворец и ввел должности придворных и дворцовый церемониал по образцу и в качестве антипода императорскому дворцу Ле и Чиней[19].
Восставшие строили оборонительные укрепления, вместе с местным населением возделывали землю, чтобы снабжать себя продовольствием и создавать запасы на случай обострения военных действий. Известно также, что они собирали налог с шахт и торговцев в чане Туенкуанг, а также взимали поборы с лесо-продуктов, вывозимых из предгорных районов (лак и др.). В итоге в центральном лагере восставших скопилось много ценностей, в том числе золота, серебра и др.[20]. Хроника «Кыонг мук», не скрывая эмоций и делеко не беспристрастно, отмечает, что «более десяти лет волей случая они были самым главным врагом правящей династии»[21].
В
В
Восстание Нгуен Хыу Кэу (1741—1751). Современные вьетнамские исследователи считают Нгуен Хыу Кэу самым выдающимся руководителем крестьянского движения в Северном Вьетнаме в середине XVIII в. Нгуен Хыу Кэу родился в деревне Лондонг, в чане Хайзыонг. В раннем детстве он лишился отца. Матери, едва сводившей концы с концами, ценой больших лишений удалось дать сыну образование. Нгуен Хыу Кэу обладал известными знаниями в области военного искусства и был мужественным человеком[22].
Кэу примкнул к крестьянскому движению в чане Хайзыонг во время «восстания Нинься». Вскоре он стал одним из ближайших соратников его руководителя — Нгуен Кы. Кэу сразу же воспринял основной лозунг «восстания Нинься» — нинь зан (т. е. «приносить народу спокойствие»). После поражения «восстания Нинься» Нгуен Хыу Кэу собрал разрозненные отряды крестьян, провел их реорганизацию и выдвинул новый лозунг. Не ограничиваясь призывом «приносить народу спокойствие», Кэу выдвинул задачу «защищать народ» (бао зан) и твердо следовал ей, по крайней мере на начальных этапах движения. Осуществляя набеги на различные общины хюенов провинции Хайзыонг, а также захватывая торговые корабли в устье Красной реки, Нгуен Хыу Кэу делил, как правило, добычу среди крестьян-бедняков.
Наличие сформулированной цели восстания и ее практическое осуществление не только отличали его от других крестьянских выступлений того периода, но и обеспечивали поддержку Нгуен Хыу Кэу со стороны деревенского населения нескольких центральных чанов государства Чиней. На протяжении десятилетия, как отмечает хроника «Кыонг мук», было много таких случаев, когда Нгуен Хыу Кэу фактически в одиночестве вырывался из окружения и вновь призывал крестьян к действиям, и народ снова поддерживал его, «под его знамена вновь собиралось более 10 тыс. человек, и опять у него было продовольствие и оружие»[23].
Основным
районом восстания под руководством
Нгуен Хыу Кэу был чан Хайзыонг. В 1740—1744
гг. здесь периодически повторялись
неурожаи, население голодало.
Именно поэтому Кэу удалось уже к
началу
Чиням
не удалось овладеть районом Дошона.
В течение двух лет (с конца 1742 до
середины
Восставшим приходилось проводить реорганизацию своих отрядов, обучение новичков, стекавшихся в их укрепленный лагерь, в условиях непрерывных военных действий. Объединенные войсковые подразделения из чанов Хайзыонг, Киньбак, Иенкуанг и Шоннам не переставая атаковали Дошон. Морские пути, ведущие в этот прибрежный район, были блокированы флотом Чиней.
Видя бесполезность оборонительных боев на старых базах, Нгуен Хыу Кэу приказал разрушить укрепления, прорвал кольцо окружавших его правительственных войск и по р. Тхыонг ушел от преследования. Здесь, на берегу р. Тхыонг, восставшие построили новый укрепленный лагерь, укрыли около 100 боевых судов и создали целую сеть укрепленных постов. Правитель чана Киньбак, пытавшийся нанести удар по восставшим, сам был разбит, покинул столицу чана и бежал в Тханглонг. Этот успех значительно укрепил силу отрядов Нгуен Хыу Кэу. Теперь вся область, находившаяся севернее р. Тхыонг, была под контролем восставших крестьян[25].
Весть
о том, что центр чана Киньбак —
важный пункт в непосредственной
близости от Тханглонга — пал,
вызвала переполох в столице. Зоань
предпринял лихорадочные меры к
тому, чтобы защищаться на случай
атаки со стороны отрядов Нгуен Хыу
Кэу. Были усилены военные посты в
пригородах Тханглонга, на берегу р.
Тхыонг спешно строили укрепления и
т. д.[26]. Одновременно к столице
подтягивались войска из других
районов страны. Тюа удалось создать
численный перевес и не только не
допустить осады восставшими
крестьянами Тханглонга, но и
перейти в наступление, чтобы
отвоевать чан Киньбак. Довольно
значительная армия (около 13 тыс.
солдат, 10 генералов и т. д.)[27] была брошена
в сражение. В конце
Как
известно, в
Нгуен
Хыу Кэу видел, что тюа
сосредоточивает все больше сил в
чане Киньбак, чтобы одним мощным
ударом покончить с «беспорядками»
в этом районе, расположенном в
непосредственной близости от
столицы. Восставшие сделали
попытку речным путем прорваться в
восточную часть страны, но это
предприятие не дало результата.
Сухопутные войска правительства
продолжали оказывать давление на
оборонительные позиции отрядов
Нгуен Хыу Кэу и в Шоннаме нанесли
ему серьезное поражение в битве при
Кимзянге (конец
Нгуен Хыу Кэу был вынужден отступить в Шоннам, где объединил оставшиеся в его распоряжении силы с крестьянскими отрядами Хоанг Конг Тята. Районом их совместных действий стали хюены Тханкхе и Тханьлан (пров. Тхайбинь).
Восстание Хоанг Конг Тята (1739—1769). Выступление крестьян под руководством Хоанг Конг Тята отличается от других крупных восстаний середины XVIII в. не только своей продолжительностью, но и тем, что в ходе его впервые в крупных масштабах были осуществлены совместные действия вьетнамцев (кинь) и народностей горных районов страны.
Восстание
началось в равнинных районах чана
Шоннам. Отряды повстанцев,
возглавляемые Тятом, не строили
укрепленного лагеря, а
использовали обычную тактику «травяных
пиратов»: «они выходили из
заболоченных мест и скрывались в
них, и нельзя было отыскать их
следов»[28]. Действия восставших
крестьян сводились к разгрому
феодальных владений в чане Шоннам,
а также к отражению атак со стороны
правительственных войск, которые
первоначально не отличались
значительными масштабами. В 1744—1745
гг. Хоанг Конг Тяту удалось
закрепиться в области Кхоайтяу,
откуда он совершал удачные набеги
на близлежащие хюены чана Шоннам.
О военных успехах восставших в это
время свидетельствует захват ими в
плен наместника Шонна-ма Хоанг Конг
Ки (
Относительная
свобода действий крестьян-повстанцев
в Шоннаме объясняется тем, что в
рассматриваемый период основные
силы правительственных войск были
сосредоточены на подавлении двух
других восстаний, принявших к
началу 50-х годов довольно
значительные размеры,— Нгуен Зань
Фыонга и Нгуен Хыу Кэу. Именно по
этой причине было несколько
сокращено количество войск,
расквартированных обычно в Шоннаме,
что не могло не создать
благоприятных условий для
продолжения восстания. Не случайно
также, что после неудачной попытки
осадить Тханглонг в конце
Дальнейшее развитие событий привело к тому, что Чинь Зоань„ сконцентрировав в Шоннаме силы после подавления восстаний в Хайзыонге и Тамдао, нанес удар по объединенным отрядам Хоанг Конг Тята и Нгуен Хыу Кэу. В результате повстанцы были разгромлены; Кэу бежал в Нгеан, где и был схвачен, а Хоанг Конг Тяту удалось скрыться в чане Тханьхоа.
Из Тханьхоа Тят увел свои отряды в Тэйбак, придал их действиям совершенно новую окраску, что было вызвано конкретной ситуацией, сложившейся здесь к середине XVIII в.
В середине XVIII в. влияние на окраинные районы, в частности на Тэйбак, со стороны центральной власти, подорванной крестьянскими восстаниями на равнине Северного Вьетнама, значительно ослабло. Этим воспользовались лаосские феодалы, которые вынашивали планы отторжения от Дайвьета территорий в северо-западной части страны. Активизировали здесь свою деятельность и «отряды разбойников из провинции Юннань»[29], которые «тоже искали повод для того, чтобы отторгнуть часть территории в фу Иентай»[30]. Поэтому Хоанг Конг Тяту пришлось с первых же дней пребывания в Тэйбаке бороться против местной феодальной власти, отражать посягательства иноземных феодалов на территорию Дайвьета, а также сражаться против племен фэ, выходцев из Лаоса. Военные действия развернулись в долине р. Ма и долине Мыонгтхань и шли с переменным успехом. Тяту, в отрядах которого сражались не только вьетнамцы, но также лаосцы и представители местных горных племен, удалось разбить дружины фэ в битве около Дьенбьенфу.
После этой победы Хоанг Конг Тят построил хорошо спланированный укрепленный лагерь в общине Ноонгхет, который в феодальных хрониках именуется «Там Ван Тхань», т. е. «Крепость 30 тыс. воинов»[31].
Весь
последующий период действий Хоанг
Конг Тята вплоть до его смерти в
1767—1768 годы отмечены активными действиями отрядов Хоанг Конг Тята в чане Хынгхоа и предгорных районах чана Тханьхоа. Бассейны рек Тхао, Да, Ма находились в руках восставших. Здесь Хоанг Конг Тят собирал подати с населения и в случае необходимости набирал рекрутов в свои отряды[32].
В
Хоанг
Конг Тяту не удалось осуществить
задуманную им операцию. В конце
Соперничество между руководителями двух крупнейших восстаний привело к тому, что силы восставших, особенно в бассейне рек Да и Тхао, значительно ослабли. Кроме того, противоречия внутри феодализирующейся верхушки восстания повлекли за собой потерю поддержки как среди местного населения, так и в рядах вооруженных крестьян, составлявших основное ядро восстания.
Установив относительное спокойствие и порядок в равнинных районах, Чинь Зоань бросил на северо-запад страны значительные силы для подавления восстания.
Командовавший
армией Чиней Доан Нгуен Тхук удачно
использовал готовность местных
вождей вновь служить центральной
власти. Опираясь на их помощь, он
овладел рядом важных пунктов на
пути к укрепленному лагерю
повстанцев в крепости Сыонг. Вблизи
от этого пункта правительственные
войска вступили в ожесточенное
сражение с отрядами восставших. В
хронике «Бинь Хынг Тхык Люк»
говорится об этом важном событии
очень кратко: «В день Динь Шыу 12-го
месяца
Так закончилось продолжавшееся три десятилетия восстание под руководством Хоанг Конг Тята, первое крупное совместное выступление эксплуатируемых вьетнамских крестьян и представителей угнетенных горных племен. Почти все племенные вожди Тэйбака (за исключением трех вождей племен тхай и мыонг) пошли за Хоанг Конг Тятом, включились в борьбу, которой он руководил. Феодализация верхушки восстания, осуществление Хоанг Конг Тятом на последней стадии движения мероприятий, свойственных феодальному правителю, оттолкнули племенных вождей от восстания, вернули их к сотрудничеству с центральными властями.
Восстание Ле Зуи Мата (1738—1770). Восстание под руководством Ле Зуи Мата, продолжавшееся 32 года, стоит несколько особняком в ряду восстаний в Дангнгоае в середине XVIII в. В этой вооруженной борьбе, как ни в каком другом выступлении, проявилась сложность внутреннего положения в стране, запутанность сплетений различных социальных и политических интересов, входящих в состав восставших групп населения. Вместе с тем в движении, возглавляемом Ле Зуи Матом, как ни в каком другом, можно проследить классовую ограниченность требований крестьян, их веру в «доброго императора», воздействие патриархальных традиций.
Исходя из того, что Ле Зуи Мат был выходцем из императорской семьи Ле, некоторые вьетнамские историки считают, что это восстание, продолжавшееся три с лишним десятилетия, было не чем иным, как формой борьбы за власть, еще одним актом в феодальных междоусобицах, коими так богата вьетнамская история XVII—XVIII вв. При этом они приводят свидетельства феодальных хроник, современных Ле Зуи Мату. «Кыонг мук», например, отмечает, что это «восстание семейства Ле», которое лишь «искало власти и покорности», и что его никак нельзя сравнивать с «толпами врагов, тучами грабителей», т. е. с другими крестьянскими восстаниями[35].
Нельзя давать этому выступлению против власти Чиней одностороннюю оценку. Весь ход восстания, его продолжительность, военные и политические маневры руководства и определенные социальные мероприятия, осуществленные Ле Зуи Матом, позволяют судить о том, что это было явление более сложное, нежели просто вспышка междоусобной борьбы за власть между двумя феодальными группировками.
В развитии движения под руководством Ле Зуи Мата можно совершенно определенно проследить два этапа, разные как по характеру, так и по социальному составу участвующих в нем групп населения Вьетнама.
Первый
этап можно ограничить несколькими
месяцами конца 1737 — начала
Совершенно очевидно, что этот, первый этап деятельности Ле Зуи Мата не имеет ничего общего с крестьянским движением, продолжавшимся в стране, не был никоим образом с ним связан. Только на втором этапе, начавшемся после бегства Ле Зуи Мата в Тханьхоа, в его деятельности — да и то постепенно, не сразу — появляются попытки опереться в достижении субъективных целей на крестьян.
Античиньская
направленность деятельности Ле Зуи
Мата в Тханьхоа видна из его
лозунга «уничтожить Чиней,
восстановить династию Ле», а также
из манифестов, обнародованных им в
течение
Такие призывы не могли не найти отклик среди крестьян чана Тханьхоа. Напоминая о «благородных деяниях» императоров династии Ле — об их некоторых мероприятиях по снижению налогов, по известному облегчению положения крестьянства в начале правления Ле и пр.,— которым в манифестах Ле Зуи Мата придавалась значительная эмоциональная окраска, они пробуждали среди населения веру в «доброго императора», отстраненного от власти «злодеями» — тюа Чинь, и в результате обеспечивали Ле Зуи Мату массовую поддержку в южных областях Дангнгоая. Отряды восставших быстро росли, жители деревень обеспечивали их продовольствием, помогали в строительстве укрепленных лагерей и т. п. Чем больше развивалось движение, возглавляемое Ле Зуи Матом, преследовавшим субъективную цель — захват власти в стране, тем больше оно объективно принимало характер крестьянского восстания, направленного против злоупотреблений феодалов, олицетворением которых были тюа из семейства Чиней, за улучшение жизни, что большинство участников восстания связывало с восстановлением власти династии Ле.
После
двух лет, отданных организации
вооруженных отрядов и
строительству крупной укрепленной
базы в предгорных районах чана
Тханьхоа, в
Чинь Зоань, обеспокоенный активностью Ле Зуи Мата, приказал объединить местные войсковые формирования в Тханьхоа, Аньшоне и ряде других административных пунктов и атаковать повстанческую армию. Восставшие были вынуждены вновь отступить в Тханьхоа. Все укрепления, построенные ими в Шонтэе, были срыты.
Укрывшись в общине Нгоклау, Ле Зуи Мат объявил себя императором, намереваясь придать более легитимный характер своим притязаниям. Однако какого-либо реального влияния на повышение его авторитета в народе этот шаг не возымел. Более того, вскоре «императору священного юга» пришлось безуспешно отражать новое наступление правительственных войск, оставить укрепленный лагерь в Нгоклау и отступить в горный район Ланг-тянь.
В 1752—1763 гг. Ле Зуи Мат действовал в горных районах чана Тханьхоа, совершая также набеги на отдельные хюены чана Нгеан. Ему удалось построить хорошо укрепленный лагерь в труднодоступной горной местности. Правители чанов Нгеан и Тханьхоа не только не рисковали вторгнуться в эту зону, но сосредоточили все силы на охране своих резиденций, вовсе не помышляя каким-то образом противодействовать восставшим. Таким образом, под властью Ле Зуи Мата оказалась значительная часть двух плодородных областей — Тханьхоа и Нгеан.
В
июне
Отвечая на требования крестьян, являвшихся основной движущей силой восстания, Ле Зуи Мат осуществил некоторые мероприятия в их интересах. Была отменена задолженность по налогам, земли верных Чиням феодалов конфисковались и раздавались беднякам, были прорыты оросительные каналы, организованы мастерские по производству сельскохозяйственных орудий и др. Местное население, в большинстве своем племена тхай, оказывало поддержку Ле Зуи Мату.
К
этому же периоду относится и
попытка Ле Зуи Мата использовать
другие силы для совместных
действий против Чиней. В
В
Действия центрального правительства облегчались тем, что крупные крестьянские восстания на равнине к этому времени были уже подавлены и Чинь Шам мог сосредоточить значительные силы для борьбы с Ле Зуи Матом. Достаточно сказать, что группировка правительственных войск, действовавшая на главном направлении, получила подкрепление численностью 5 тыс. человек[37]. Была проведена солидная работа по обеспечению тылов войск, начинающих наступление на укрепленный лагерь Ле Зуи Мата, на всех дорогах были учреждены посты и т. п.
В 1769—1770 гг. армии Чиней удалось овладеть двумя важными укрепленными пунктами восставших, расположенными в Чаннине, и приблизиться непосредственно к центральным базам Ле Зуи Мата в Сиенкуанге. Во время начавшейся осады военачальнику Хоанг Нгу Фуку удалось привлечь на свою сторону одного из сподвижников Ле Зуи Мата — Лай Тхе Тхиеу, который пропустил отряды чиньской армии через внешние укрепления, сооруженные восставшими. Убедившись в бесперспективности дальнейшего сопротивления, Ле Зуи Мат покончил с собой.
Восстание Ле Зуи Мата — самое продолжительное по времени выступление против центральной власти в Дайвьете в середине XVIII в. — было подавлено. После его поражения в Дангнгоае наступает период кратковременной политической стабилизации.
Крестьянское движение охватывает несколько десятилетий истории Дангнгоая в середине XVIII в. Его масштабы и продолжительность свидетельствовали об ухудшении экономического положения большинства населения и резком обострении классовой борьбы, борьбы крестьян с феодальными властями, с чиновниками-куанами и помещиками. Будучи следствием кризиса феодального строя, крестьянское движение вместе с тем не могло преодолеть «классических» форм крестьянских восстаний периода феодализма. Характерными его чертами были разобщенность выступлений, конкретность и «сиюминутность» требований, тактика локальных действий. Будучи носителями мировоззрения, побуждающего решать преимущественно местные задачи, руководители восстаний не могли и не хотели (за исключением единичных и в целом безуспешных попыток) объединить усилия в борьбе против феодалов. Когда Чинь Зоань бросил основные силы в чан Шоннам на подавление восстания Хоанг Конг Тята, сложились благоприятные условия для того, чтобы создать непосредственную угрозу столице феодального государства со стороны другого крупного восстания — под руководством Нгуен Зань Фыонга. Однако Фыонг предпочел использовать это время для укрепления своего лагеря и даже повел переговоры об условиях «капитуляции», которые позволили бы восставшим выиграть время, оградиться на какой-то период от угрозы нападения правительственных войск и т. д. Руководитель другого крупного восстания Ле Зуи Мат в это время тоже отсиживался в горах, не пытаясь выйти в дельту Красной реки.
Чинь Зоань удачно использовал это обстоятельство не только для того, чтобы удушить крестьянские выступления поодиночке. Используя «локальные» устремления руководителей восстания, феодалы пытались посеять вражду между ними, подкупая одних и возбуждая подозрения крестьян в отношении других.
Локальный характер всех, даже самых крупных, выступлений крестьян первоначально обеспечивал им безоговорочную поддержку со стороны местного населения. Захват государственных и помещичьих складов с рисом, конфискация кораблей с продовольствием, принадлежащих крупным торговцам, и раздача этого имущества беднякам — наиболее характерные действия восставших на первом этапе.
На этом, по существу, и заканчивались все экономические мероприятия руководителей восстаний. Современные вьетнамские историки отмечают, что в ходе крестьянских выступлений с XIV по XIX в. мы фактически не встречаем четко сформулированных требований даже об уравнительном землевладении и землепользовании. Руководители восстаний — да и то преимущественно на начальных этапах — не шли дальше стихийного требования «брать имущество богатых, делить его среди бедных». Исключение составляет только Ле Зуи Мат, который осуществил ряд мероприятий в интересах крестьянства, позволяющих судить о том, что если у него и не было четко сформулированной экономической программы, то он понимал необходимость определенных социально-экономических уступок главной движущей силе движения — крестьянам.
В то же время по мере развития восстаний их руководящая верхушка постепенно феодализировалась, в укрепленных лагерях-резиденциях накапливалось довольно значительное количество ценностей, что становилось немаловажным фактором, привязывающим вождей того или иного восстания к определенному географическому пункту, сужало круг действия отрядов восставших, объективно вело к тому, что они переходили к оборонительной тактике, стараясь сохранить приобретенное и дожидаясь нападения правительственных войск в районах укрепленных баз.
Постепенно укрепленный лагерь становился своего рода правящим центром определенной зоны, население которой фактически было обязано кормить и содержать значительное количество работоспособных, вошедших в вооруженные отряды (армию) того или иного руководителя восстания, зачастую жившего в этом укрепленном лагере «как император» (например, Нгуен Зань Фыонг)[38].
Целые хюены страдали от боев, когда в области, контролируемые восставшими, входили правительственные войска. Все это умело использовало феодальное правительство, убеждая крестьян отказываться от поддержки восставших и сотрудничать с властями, которые гарантируют им мир, снижение или отмену налогов и т. д. В хронике того времени отмечается: «Чинь Зоань выступил с призывом к спокойствию и умиротворению, чтобы разобщить их ряды. Он отдал приказ: „Государство требует от ши-фу проявлять гуманность... надо воспитывать верность у храбрых, надо помогать народу освобождаться от заблуждений. Среди этих людей (восставших — авт.) есть такие, кто хотел бы уклониться от участия в их неблаговидных делах и вернуться к семьям... и если какой-то человек, понесший наказание, совершит подвиг, его надо простить"»[39]. Нередко крестьяне откликались на подобные призывы Тханглонга. Например, когда военачальник Хоанг Нгу Фук двинулся с армией на подавление восстания Нгуен Хыу Кэу, население области Иентхе передало войскам Чиней 10 тыс. мер риса, которые были затем розданы офицерам в виде награды за участие в подавлении восстания[40].
Чинь Зоань преуспел, подбирая ключ к отдельным руководителям того или иного выступления крестьян. Так, перешли на службу к Чиням и получили от них большие вознаграждения крупные военачальники одного из восстаний Динь Ван Тхань и Динь Ван Фук. Два полководца, принимавшие участие в подавлении народного движения, Хоанг Фук Ко и Нгуен Фан, были выходцами из рядов восставших крестьян.
Мы не встречаем в крестьянских выступлениях середины XVIII в. каких-либо восстаний, носящих ярко выраженную идеологическую или религиозную окраску. Особенность положения буддийского духовенства (может быть, за исключением одного-двух случаев) объясняет то, что из его среды не выходили «теоретики и идеологи» движения, более того, буддийские монахи и конфуцианские проповедники оставались, как правило, в стороне от «светских», «земных» требований крестьян.
Идеологическая платформа большинства из них сводилась, преимущественно на первом этапе к лозунгу «брать имущество богатых и делить среди бедных». Пожалуй, лишь одно восстание — Ле Зуи Мата — имело более или менее определенную идеологическую окраску борьбы за «доброго императора» Ле, четкую идеологическую программу-лозунг «уничтожить Чиней, восстановить династию Ле».
Несмотря на то что крестьянское движение середины XVIII в. развивалось бурно и в широких масштабах, оно, по существу,, представляло собой мозаику из отдельных выступлений, имевших нюансы в социальной окраске, целях, методах действий. У них не было единой организации, единого руководства, которые смогли бы превратить движение в целый поток, обладающий огромной силой. В этом основная слабость крестьянских выступлений в Дангнгоае в рассматриваемый период и принципиальная причина их подавления феодальными властями.
Эти выступления не прошли бесследно. Крестьянские восстания середины XVIII в. серьезно расшатали основы власти Чиней; традиции антифеодальной борьбы, сохранявшиеся среди крестьянства, проявились в новом виде и с новой силой, когда восстание Тэйшонов захлестнуло Дайвьет.
Политическая и социальная история 40-х — начала 50-х годов была полностью связана с массовыми крестьянскими восстаниями и борьбой с ними феодалов.
Вооруженную
борьбу с крестьянами Чинь Зоань
сочетал с экономическими
мероприятиями, направленными на
ослабление кризиса. В
В
Положение в Дангнгоае после подавления крестьянских восстаний. Последние 15 лет правления Чинь Зоаня были сравнительно спокойными, запуганное расправами крестьянство платило налоги (хотя многие восстания еще продолжались), экономика постепенно восстанавливалась, но коренные причины кризиса устранены не были, «порядок» был достигнут за счет военной победы над крестьянами.
Значительным
внутриполитическим событием этого
времени, которое могло бы оказать
большое влияние на последующие
события, было обращение в
В 60-е годы произошли волнения на промыслах, куда пришлось послать войска во главе с премьером. Возможно, посылка гражданского лица была связана с тем, что предстояло изгнать беспаспортных китайцев, а это отчасти было международной акцией.
Экономические
и политические невыгоды китайского
предпринимательства и рост числа
китайцев-рабочих в горах заставили
премьера Нго Тхи Ши предложить
китайцам или иметь китайский
паспорт, или принять вьетнамское
подданство, сменив имя, одежду и
язык; остальных предполагалось
выслать и заменить горняками из
местного населения. Еще в
Внешнеполитическое
положение Дангнгоая было
устойчивым; в
Наиболее
важные события происходили в
экономике, где Чинь Зоань и его
советники стремились различными
мерами ослабить кризис. В
В
В 1753—1756 гг., когда восстания уже пошли на убыль, еще не демобилизованная армия использовалась в сельском хозяйстве довольно необычным способом: военные поселенцы распахивали заброшенную землю и целину, а затем передавали готовые поля местным крестьянам[44]. Это способствовало восстановлению численности тяглового крестьянства.
Первые пять лет правления Чинь Шама (1767—1771) были временем энергичной внутриполитической деятельности феодального правительства. Удалось подавить как крестьянские отряды, так и сторонников Ле; велись поиски решения новых экономических проблем, вставших в связи со стихийными бедствиями. Вдохновителем и проводником этой политики был крупный политический деятель Ле Куи Дон, отстраненный от власти в последние годы правления Чинь Зоаня и возвращенный Чинь Шамом. В экономической политике продолжалась линия Чинь Кыонга — Чинь Зоаня, в начале 70-х годов был проведен ряд преобразований, отвечавших требованиям развития феодального общества. Но хотя в социальной области учтены многие происшедшие изменения, не было принято никаких кардинальных решений, которых требовал обостряющийся кризис. Не было и последовательного режима экономии, Чинь Шам и его окружение много тратили на решение внутренних военно-политических проблем, в то время как ресурсов практически не было, а возможности маневрировать в отношении крестьян были предельно узки из-за хронического малоземелья и продолжавшейся двойной эксплуатации. Внешне сильный, Дангнгоай шел к грандиозному конфликту.
С
тридцатилетним Чинь Шамом, вокруг
назначения которого шла упорная и
длительная борьба, пришли к власти
новые лица.. Смещенный Чинь Зоанем
Ле Куй Дон был немедленно возвращен,
к власти по требованию придворных (Нгуен
Ба Лана и др.), быстро пошел вниз по
служебной лестнице любимец Зоаня в
его последние годы, правая рука
покойного тюа — премьер Нго Тхи Ши..
Правительство Чинь Шама начало с
решения внутренних военно-политических
проблем, бывших до
Приход
к власти Чинь Шама в
Помимо активного военного подавления крестьянства применялось и социальное маневрирование — было разрешено апеллировать на неверные судебные решения прямо на имя тюа[46].
Безуспешность попыток подавления Тята заставила начать подготовку к широкому наступлению; началось укрепление вооруженных сил. Фан Ле Фиен, чьи позиции при дворе постепенно усиливались, провел в жизнь в Каобанге им же предложенное очень важное мероприятие — создание местных войск во внешних провинциях. В каждом тяу за пределами основных чанов должно было быть организовано одно ве. Подобное укрепление военного и карательного аппарата потребовало средств, аграрный резерв Дангнгоая в рисе и тяглых крестьянах в это время не рос, а расходовался (за счет мобилизаций и трат на содержание армии), пусть и на укрепление государственного аппарата. Как показало дальнейшее, это было ошибкой феодальной верхушки Дангнгоая.
Когда восстание Хоанг Конг Тята было подавлено, началось восстановление административной системы в основном районе движения — донге Маньтхиен, где долго правил Тят и многое было им изменено. Феодальное государство вмешалось и в дела горских князей, которые в период войны с крестьянами чувствовали себя совершенно независимыми и даже переселялись куда хотели. Политически они подчинялись то Луангпрабангу, то Вьентьяну, то Сиенкуангу, то Дайвьету, то Цинам, а часто никому. Доан Нгуен Тхук начал заново их подчинять; не надеясь на чисто военные меры, он предложил тюа временно ослабить гнет налогов. Чинь Шам согласился, и в Хынгхоа киням и горцам простили недоимки и отменили налоги за один год[47]. Тогда же были отменены самостоятельные закупки товаров (в городах)[48]. Вождям запретили воевать друг с другом; передача власти по наследству также нуждалась отныне в санкции Тханглонга. И, наконец, стремясь превратить давно сложившуюся границу с империей в этническую, Чини запретили горцам носить ханьскую одежду. Горные районы были включены в налоговую систему Дайвьета, с них перестали взимать специальный подушный налог.
Сразу
после победы над Тятом в
С начала 70-х годов, после подавления крупных восстаний, на первое место выступили вопросы гражданского управлении. По инициативе главы администрации тюа Нгуен Нгиема началась проверка эффективности работы всех провинциальных чиновников, вплоть до хюена. Тогда же был введен проверочный срок перед окончательным назначением. Это были шаги на пути превращения феодальной бюрократии в сословие платных чиновников. С тех пор всех назначаемых и повышаемых чиновников должны были экзаменовать и проверять дважды. Заботы о гражданском управлени — основном механизме господства феодалов — были связаны с дальнейшим выдвижением Ле Куи Дона. Он выступил с программой, отчасти отражавшей серьезность положения и бывшей последней попыткой в рамках реформ ослабить действие как непосредственных причин кризиса, так и его первых следствий.
Он предложил:
1. Меры по уменьшению размеров социально избыточного сословия куанов, а именно:
а) запрет повышения через ранг (что также приближало куанов к платным служащим) и отмена уже сделанных повышений такого рода;
б)
запрет становиться куанами, минуя
отбор при дворе.
2. Меры по изысканию земельных ресурсов:
а) учет всех засушливых мест в провинциях, т. е. земель «второй» категории;
б) проверка соответствия кадастра реальному положению (силами евнухов);
в) проверка землевладения привилегированных общин[50].
Примечательно, что философские основы мероприятий, изложенные Ле Куи Доном, отличались от конфуцианских и содержали критику ряда положений конфуцианства[51].
Чинь Шам приказал немедленно реализовать эти экстренные мероприятия, и некоторый эффект они дали. Однако эти меры предпринимались в период обострения кризиса в среде правящей верхушки. Вскоре были казнены Зуи Ви, а также крупный политический деятель Нгуен Ле, чья причастность к заговору (как и сам факт его наличия) не была доказана, и несколько сановников средних рангов. По приказу Чинь Шама Зуи Ви был повешен (видимо, он отказался от более выгодного для Шама самоубийства). Этот редкий в правительственной практике шаг имел серьезные последствия: разброд в феодальной верхушке усилился.
В
первые годы правления Чинь Шама в
общественной жизни прослеживаются
некоторые процессы, характерные
для конца XVIII—XIX в. Одним из них было
окончательное превращение системы
титулов в чисто декоративную: при
даче титула просто брался первый
элемент из названия фу или хюена.
Число чиновников также стремились
свести до необходимого минимума, о
чем свидетельствуют чистка и
ограничение числа чиновников,
проведенные в
Возвращение
после периода крупных войн с
крестьянами (в 40-х — начале 50-х
годов) к регулярной системе
эксплуатации в традициях начала
века означало уделение большего
внимания неземледельческим
источникам доходов феодального
государства. Много занимались
восстановлением уровня сбора
корицы и ее экспорта. С
Основные
усилия принимались в аграрной
сфере, где и текущие трудности (отчасти
связанные с военными действиями), и
нарастание общего кризиса создали
серьезное положение. Лишь с
Одним из способов решения проблемы аграрного перенаселения и увеличения числа налогоплательщиков было заселение разорившимися крестьянами заброшенных земель в районе войн с Ле Зуи Матом, где преобладало невьетнамское население.
Эффективным
способом увеличения доходов
оказалось обложение неполивных
земель, площадь которых росла по
мере заселения вьетнамскими
крестьянами предгорий и
возвышенных мест. В
Укреплению экономической базы феодального государства служило и улучшение системы дамо, но сразу наладить это хозяйство было трудно, дамбы продолжало прорывать.
Интенсификация
обложения крестьян сопровождалась
меньшими по масштабам усилиями в
неземледельческих видах производства.
Так, в
«Экономические» чиновники занимались производством и в соляном промысле, но здесь этот вид предпринимательской деятельности, основанной в отличие от остальных случаев не на использовании наемного труда, а на государственной барщине, оказался нерентабельным. Принудительный труд в условиях конца XVIII в. не давал дохода: «с утра до вечера подгоняли, но десять частей не приносили и одной». Государство отказалось от устарелого метода хозяйствования.
Внешнеполитические успехи Дангчаунга и внутренние конфликты
Дангчаунг
в середине XVIII в. К этому
периоду относятся правления тюа
Нгуен Фук Тю (1725—1738), Во-выонга (1738—
1765) и начало правления Динь-выонга (1765—1777).
Довольно длительное правление
старшего сына Куок-тюа, Нгуен Фук Тю,
отличалось пассивностью во
внутренней политике; какие-то факторы
(возможно, связанные с
надвигающимся кризисом) тормозили
активность феодального
государства. Наиболее заметной чертой
было продолжение активной внешней
политики в дельте Меконга, с
Отношения
с кхмерским королевством начали
обостряться, когда умер Анг Ем,
признававшийся Нгуенами королем
Камбоджи, и санкционированные им
территориальные приобретения
Умер Нгуен Фук Тю рано, в 43 года, и власть перешла к законному наследнику, старшему сыну, 25-летнему Нгуен Фук Кхоа-ту, известному впоследствии как Во-выонг.
Для
Дангчаунга середина XVIII в. была
временем относительного
спокойствия и внутри- и
внешнеполитической активности. Это
становится особенно очевидным при
сравнении с положением в Дангнгоае,
для которого 40-е годы были
критическими. Политическим
проявлением силы Дангчаунга было
принятие в
В первые годы своего правления Нгуен Фук Кхоат отразил наступление кхмерской армии в дельте Меконга. Мак Тхиен Ты спасла помощь Нгуен Фук Кхоата, но к войне с Камбоджей Дангчаунг не был готов, и, наградив Мак Тхиен Ты, тюа отвел войска обратно.
Спасение
Хатиена убедило тюа в прочности его
положения. Он решил, что для
Дангчаунга необходим более высокий
статус, чем раньше. Это требовало
денег, и Кхоат, вообще не очень считавшийся
с возможностями государства, начал
завинчивать налоговый пресс. В
Во-выонг
основал пышный двор, заменил
многочисленными, в основном
гражданскими сановниками простое и
во многом военное управление
Нгуенов XVII — первой половины XVIII в.
Как и в Дангнгоае, развитие
феодальной власти шло по линии
развития сложного гражданского
бюрократического придворного
аппарата. К
Но выйти из состава Дайвьета Во-выонг не решался, дать особое название своему владению — тоже.
В
40-х годах продолжалось укрепление
реальной власти Данг-чаунга над
Хатиеном, растущая торговля
которого была поставлена в
В эти же годы начала проводиться интересная финансовая реформа Во-выонга, имевшая целью выкачивание средств из страны. Вначале, закупив у европейцев белый цинк[56], он ввел деньги, не могущие быть подделанными (этого металла в стране нет) и перелитыми в изделия (по той же причине). Они обладали принудительным курсом, т. е. шли не по цене металла, а по объявленной стоимости. Это было прогрессивное финансовое мероприятие, проведенное по совету китайских финансистов, знакомых с мировым обращением.
Внутреннее
положение было устойчивым, хотя в
Основой
внешнеполитического могущества и
блеска было для Во-выонга
дальнейшее расширение владений на
юге, и этой цели была подчинена вся
его военная политика, а отчасти и
внешняя и внутренняя политика. В
Почти
ежегодные войны с Камбоджей,
неустойчивость потрясаемого
отставками центрального аппарата,
новизна денежного хозяйства и
растущие траты привели,
добавившись к нарастающему
аграрному кризису, к ухудшению
экономического положения и
социальной ситуации уже к
Среди
крестьянских выступлений середины XVIII
в. выделяется восстание в районе
Куиньона, которым руководил
крестьянин-бедняк Лйа. По своему
характеру это был крестьянский
бунт, участники которого мстили
местным феодалам за их
злоупотребления и лихоимство.
Восставшие убивали деревенских
старост, сборщиков налогов и т. д.,
а их имущество раздавали беднякам.
Восстание продолжалось недолго и
было сравнительно легко подавлено.
Опасность положения сознавали и
многие из феодальных лидеров, в
частности Нгуен Кы Чинь. В
В экономической сфере Нгуен Кы Чинь призывал «установить порядок» и указывал три вида расходов, которые подрывали бюджет. Как видно из его списка, опасность была не столько в сокращении доходов государства, как это было в Дангнгоае, сколько в росте непроизводительных военных и пропагандистско-представительских расходов (расходы на солдат, расходы на боевых слонов и «внесение денег на алтари» духов национального культа и буддийских божеств). Упоминались и «бесконечные другие расходы»[60], разумеется сделанные с ведома или по инициативе тюа. Главными растратчиками были названы само государство и тюа; предлагалось сократить прежде всего государственные расходы, и в первую очередь на войну.
В социальной сфере, тесно связанной в самом проекте с экономикой, предлагались фундаментальные, глубоко продуманные меры, реализованные лишь полвека спустя — при Зя Лонге. Речь шла об усилении власти на местах, в фу и хюенах, в значительной степени находившейся в руках местных помещиков. Это было тем более перспективное мероприятие, что развитие гражданской администрации в рамках реформ первой половины века сопровождалось избыточным (при наличии сильнее выделившегося, чем в Дангнгоае, слоя помещиков) ростом числа гражданских чиновников, без которых уже тогда можно было обойтись.
В проекте шла речь о расширении власти глав фу и хюенов, причем предполагался перенос части ответственности на местных помещиков, составлявших феодальное окружение чи-фу и чи-хюе-на, низших административных чиновников, которые, как и в Данг-чаунге, сами были помещиками, причем местными (как правило, в силу происхождения их земель, не данных государством, а признанных им как «частные»). Именно руками этих чиновников помещики осуществляли свою власть в XVIII—XIX вв. Подробно в проекте Нгуен Кы Чиня предлагалось:
1. Администрация фу и хюенов, ранее (в Дангчаунге) в основном ведшая конфликтно-судебные дела, т. е. вмешивавшаяся во многое лишь постольку, поскольку возникали конфликтные ситуации, отныне должна была нести ответственность за выполненные работы. Все земледельческие налоги и налоги-повинности должны были быть в пограничных хюенах подведомственны главам хюенов, собиравшим и передававшим налоги. Это должно было упростить ведение дел.
2. Ранее власти фу и хюенов «наблюдали» за процедурой арестов, допросами, обеспечением жалованья, помощью бедствующим крестьянам, доставкой народу «большого серебра», и при этом им отчислялась часть денег. Теперь предлагалось выдавать соответствующим группам куанов постоянную заработную плату.
3. Ранее среди крестьян имелись две категории: убежавшие от уплаты налогов бродяги и ушедшие из-за голода в другие места. Примечательно, что власти отличали ушедших в крайнем случае (голод) от беглых вообще. За обе категории платили оставшиеся в деревне крестьяне. Предлагалось отменить круговую поруку — остаток общинной организации; оставшиеся должны были платить отныне свою обычную сумму. Доля ушедших из деревни не взималась, но государство при этом ничего не теряло, так как предлагалось одновременно прекратить государственную помощь бедствующим крестьянам. Ранее расходы по такой помощи и были поводом к усилению обложения оставшихся; в то же время собранные суммы расходовались через аппарат зиня, и чиновники явно многое разворовывали. В случае реализации этого предложения (что было сделано только в начале XIX в.) государство переставало делать то, что уже перестала делать община,— поддерживать всех юридически полноправных крестьян в состоянии платить налоги. Это — важнейшее мероприятие на пути окончательного расслоения крестьянства; отныне разорившийся и беглый могли конституироваться в основном лишь как кабальные арендаторы у помещика, получавшего новый источник рабочих рук.
4. Последнее предложение не было непосредственно связано с предыдущими, но относилось к тому же кругу мер. Предлагалось ограничить свободу передвижения для некрестьянских элементов, не относящихся к господствующему классу (охотники и пр.), и для «фальшивых людей», «возмутителей народа». Не совсем ясно, кто имелся в виду, но полицейский характер начинания, направленного против динамичных элементов сельского населения, очевиден[61].
И эту программу необходимых (поскольку впоследствии они были реализованы и привились) реформ, соответствующих новым тенденциям в общественной жизни, Во-выонг попросту оставил без ответа. Примечательно, что Нгуен Кы Чинь не пострадал; судя по его дальнейшему восхождению, подобные идеи при дворе тюа уже не считались порочными.
Предложения Нгуен Кы Чиня диктовались ухудшением обстановки в сельском хозяйстве: 1752 год ознаменовался голодовками. Хотя меры стали принимать еще до начала массового голода, обстановка ухудшалась. Во-выонг по-своему понимал положение, он писал, что чувства «народа не поднимаются, милости тюа еще не прочувствованы до конца»[62]. Примечательно, что у Во-выонга, как и в проекте Нгуен Кы Чиня, речь идет не о предотвращении конфликта, а о том, что конфликт уже имеет место. Но из правильных посылок тюа сделал своеобразные, хотя для него вполне логичные выводы. Вместо предлагавшихся аграрных и социальных преобразований он решил «непосредственно заняться воспитанием чувств народа», «опираясь на верноподданных слуг»[63]. Свелось все к проверке деятельности высших и некоторых средних чиновников, гражданских и военных, против которых были обвинения. Особенно много проверок, а следовательно, и обвинений было в столичном округе и в остальных «старых владениях», т. е. в перенаселенной и голодной части Дангчаунга, откуда и началось позже восстание Тэйшонов. Часть чиновников была смещена, но это не могло выправить положения, тем более что государственные расходы сокращены не были.
1753
год принес второй голод подряд.
Только тогда правительство
занялось в духе предложений Нгуен
Кы Чиня учетом расходов,
составлением сбалансированного
бюджета. Временно была сокращена
военная активность на юге, тоже по
программе Нгуен Кы Чиня. Сам он был
направлен на важный военный и
политический пост ки-люка в
пограничный с Дангнгоаем Ботинь.
Там назревал крупный политический
кризис, так как и Чини, и вооруженные
сторонники Ле во главе с Ле Зуи
Матом готовились к решающим
сражениям. Обе стороны
рассчитывали на помощь Нгуёнов.
Первыми обратились за ней Чини,
попросив предоставить в их
распоряжение дороги к владениям Ле
Зуи Мата с юга, поскольку эти
владения находились к западу от
стыка Дангчаунга и Дангнгоая. По
поручению Во-выонга Нгуен Кы Чинь
написал ноту-отказ[64]. (В
Сокращение
расходов и приостановка войн дали
некоторые положительные плоды,
положение в деревне стало менее
острым. Не дожидаясь дальнейшего
улучшения, а возможно, считая приобретение
новых земель лучшим выходом из
кризиса, Во-выонг снова обратился к
югу. Переброшенный в южные земли
Нгуен Кы Чинь готовил новую войну с
Камбоджей. Тюа торопил с ее началом,
так как союз Анг Снгуона, чьи послы
отправились на север, с Зоанем
грозил стать реальностью, особенно
после подавления в Дангнгоае к
Дипломатический
и военный успех вдохновил Во-выонга
на вторую после Куок-тюа попытку
добиться равенства с Ле в международных
делах. В седьмом месяце
Дальнейшие
распри с Камбоджей начались в
Новые военные и административные расходы тяжелым бременем легли на плечи крестьян, особенно в «старых владениях», поскольку южнее система налогообложения была значительно легче. В этих условиях всегда нуждавшийся в деньгах Во-выонг сделал шаг, имевший, как показало дальнейшее, тяжелые последствия для феодалов Дангчаунга: он распространил налоговое обложение в полном объеме на сравнительно недавно присоединенные земли провинции Фуиен, где до этого существовала льготная для крестьян «предварительная» система обложения (налоги были «великодушны и просты»)[66]. Легкие налоги остались к югу от Фуиена; к северу, в «старых владениях», полное налогообложение существовало уже давно. И именно в районе Фуиена, где теперь усилилась феодальная эксплуатация и возросло недовольство крестьян, близ г. Куиньона, и началось 13 лет спустя восстание Тэйшонов, и именно «старые владения» оказали восставшим поддержку. В то же время земли к югу от Фуиена стали в дальнейшем: базой восстановления власти Нгуенов на юге и установления их власти во всем Дайвьете. А началось восстание именно в том: районе, где «полная мера» эксплуатации была внове,— в районе Фуиена. Не помогла в данном случае и дополнительная администрация, тем более что одновременно с расширением налоговой эксплуатации шло внедрение здесь в полном объеме и чиновничьего аппарата. И если новые налоговые поступления не успели улучшить положение тюа, то грабежи новых чиновников наверняка успели дополнительно озлобить население.
В
первой половине 60-х годов, в
последние годы правления Во-выонга,
в его окружении появились новые
люди — Чыонг Ван Хань и Ле Као Ки, но
их политика отличалась
пассивностью; сам тюа также
удалился от активной деятельности.
Именно тогда (в
К
моменту смерти Во-выонга в
Все
это способствовало выходу на
поверхность кризисных явлений в
экономике; риса не хватало, в стране
начался голод. При этом рис в
Дангчаунге был в отличие от
Дангнгоая (эта общая нужда центра и
севера в южном рисе была одним из
экономических факторов,
требовавших объединения страны), но
богатые крестьяне и помещики «копили
рис»[68], не желая продавать его
за обесценивающиеся цинковые
деньги, номинальный курс которых
зависел от силы государственной
власти, этот курс введшей. Цена
денег падала, цена риса
соответственно росла. Поэтому
голод был особенно силен в
потребляющих районах, т. е. в «старых
владениях»; он был
предшественником крестьянского
восстания. Хотя правительство
Чыонг Фук Лоана повело строгий учет
крестьян и полей, принимая во
внимание новые тенденции в деревне
(распад общины), и занималось
обложением купцов и пр., общая
растерянность и недовольство
давали себя знать. К этому
добавилась новая война в Хатиене,
где Нгуенам не удалось спасти
своих протеже — Маков — от
сокрушительного разгрома. В
В
эти же годы восстали тьямы в
Куангнгае. По-видимому, это
выступление охватило довольно
значительный по площади район,
поскольку Нгуены, направившие в
Социально-экономическая ситуация в Дангчаунге перед восстанием Тэйшонов. В 40-х годах положение в экономике было сравнительно благополучным. Были проведены крупные мероприятия по упорядочению государственной экономики в сельскохозяйственной сфере, установлен строгий порядок работы государственных хранилищ (риса, денег, различных изделий). Помимо прежних 19 складов были созданы 9 складов в Зядине, что означало введение и здесь государственного регулирования сельскохозяйственного производства, эти склады предназначались для создания резервного запаса и для «старых владений». В рамках интенсивного аграрного освоения богатого края было официально разрешено самовольно переселявшимся крестьянам создавать общины свободных[70]; при условии уплаты налогов после поднятия целины эти крестьяне никак не наказывались. Таким образом, государство закрывало глаза на бегство крестьян на юг, стремясь лишь сохранить их как налогоплательщиков и не дать им попасть в личную зависимость. Это делало феодальный гнет менее сильным, чем в «старых владениях».
Попытка избежать социального кризиса за счет интенсивного освоения земель на юге не увенчалась полным успехом в эти годы, так как завоевание и освоение земель требовали средств, которые далеко не сразу возвращались за счет их эксплуатации. Продолжение аграрной политики «невмешательства» Куок-тюа (отсутствие «проверок») в новых условиях не давало прежнего эффекта; сказывалось и прекращение ирригационного строительства. На рубеже 40—50-х годов положение начало ухудшаться.
Бегство
крестьян — первый и верный признак
обострения классовых конфликтов
— в 1752 и 1753 гг. дополнилось голодом.
Цены на рис резко возросли, много
народу умерло от голода; экономическое
благополучие первой половины XVIII в.
пришло к концу. Особенно плохо было
в «старых владениях», где плотность
населения была выше и выше была
степень эксплуатации, тогда как на
юге с его открытыми границами
налоги были ниже. Примечательно,
что принимавшиеся в эти годы меры
по увеличению доходов все больше
проводились в неземледельческих
областях хозяйства; из сельского
хозяйства в те годы взять было, по-видимому,
больше нечего (после усиления
эксплуатации на юге в 40-х годах). В
Голод в «старых владениях» продолжался и во второй половине 60-х годов. Возможно, за перечисленными ранее мерами по упорядочению налогообложения последовали бы, как предлагали реформаторы (Нго Тхе Лап), попытки стабилизации цен с опорой на государственные запасы риса. Эта традиционная мера в данных условиях могла оказаться эффективной[72]. Но для этого необходимо было время, а внутренняя политика Чыонг Фук Лоана все более расшатывала государственный аппарат, на который предполагалось возложить решение этой задачи.
Тем не менее упорядочение сбора налогов с 1769—1770 гг. шло полным ходом. Была проведена перепись всего имущества, поручено на местах установить норму налога для поля каждого общинника. Результаты были сведены воедино; они позволяют оценить аграрную ситуацию к моменту восстания Тэйшонов. Выяснилось, что основная масса населения и полей находилась уже не в Тхуанхоа («старые владения» без Куангнама), а на территории от Куангнама до Зядиня: последовательная политика освоения юга дала свои плоды. Норма земли на юге была существенно выше — на 50% (1,2 мау на одного диня против 0,8 мау на одного диня в Тхуанхоа)[73].
В
Финансы в годы нарастания кризиса играли особо важную роль в эксплуатации крестьянства, поставлявшего все большую часть риса на рынок. Как уже говорилось, борясь с традицией тезаврации, Во-выонг ввел с принудительным курсом деньги из непривычного для вьетнамцев белого цинка.
Реформа
дала значительные средства, так как
цена новых денег была выше их
себестоимости. Деньги эти
сравнительно быстро привились и
стали основой денежного обращения,
но в дальнейшем, по мере
обострения аграрного кризиса и
ослабления государственной власти,
эти деньги, не имевшие собственной
ценности (в отличие от медных), не
рассматривались крестьянами и
помещиками — основными
поставщиками риса на рынок — как
средство накопления ценностей. Это
привело к росту цен на рис, к
стремлению копить рис, а не новые
странные деньги. Первоначально
курс цинковых денег (в
В
связи с переписью
В 70-е годы Тхуанхоа давал уже лишь 40%, а область от Куангнама и южнее — 60% налогов (при доле населения соответственно в 127000 и 165000 тяглых, т. е. 43 и 57%)[75]. Юг догнал «старые владения» по уровню экономического развития, и обложение там стало не менее интенсивным.
Вьетнамские купцы в Дангчаунге представлены были как розничными торговцами внутри городов и между городом и деревней, так и крупными оптовиками, посылавшими корабли или караваны лошадей и носильщиков. Наиболее богатыми были, насколько можно судить, купцы-судовладельцы. Все вьетнамцы-судовладельцы (кроме рыбаков) были выделены в особую группу населения и занесены в специальные реестры. Они платили налог, исходя из водоизмещения судна (10,9 или 4 куана с судна в год). Первоначально вместо налогов купцов-судовладельцев заставляли, как крестьян на основе «конг виек» (трудовой повинности), перевозить казенные грузы, но купечество вело борьбу с государством, уклоняясь от феодальной эксплуатации (как сообщали чиновники, «кораблей много, а в перевозках участвует мало»). Феодальное государство не смогло сломить сопротивления купечества и перешло к откровенному фрахту за наличные наряду с использованием государственного флота под командованием «экономических» чиновников.
Аналогичные группы купечества сложились в сфере сухопутных перевозок. У них нанимали большое количество лошадей и работающих на них людей для обслуживания государственных почтово-транспортных станций. Распространение этой своеобразной формы откупа на одну из важнейших сфер жизни, переход к найму тысяч людей резко расширили сферу денежных отношений; этому же способствовали все учащающиеся случаи выплат денег солдатам. Денежные средства вьетнамских купцов увеличивались.
Внешняя торговля Дангчаунга в середине XVIII в. была активной. Размах внешней торговли сами ученые Нгуенов объясняли удобством географического положения («длинное морское побережье»); традиции заморской торговли во многом были унаследованы от тьямов. «Много людей из других стран приезжали торговать», и в Дангчаунге имелись специальные чиновники (кай-чи) для иностранных купцов.
Государственной
деятельности в хозяйственной сфере
в период обостряющегося кризиса не
уделялось достаточного внимания. В
Сложным производством с большим числом рабочих был и новый монетный двор, где производилось в день 60 тыс. монет. Продолжалось и государственное хозяйствование на рудниках по добыче серебра и золота.
Примечательной особенностью общественной жизни Дангчаунга была важная роль в ней буддизма. При Во-выонге были расширены монастыри, продолжалось строительство буддийских храмов, были посланы монахи за границу собирать буддийские сочинения. Во-выонг, как и все тюа из рода Нгуен, имел буддийское послушническое имя, ставил стелы соответствующего содержания, подчеркивал свое уважение к известным наставникам; ничего подобного по отношению к конфуцианцам не было.
В Дангчаунге имелись свои буддийские секты, в том числе «Лесной предел» («Лам-те»), центры которого находились в Бинь-дине и Фусуане. Крупнейшим религиозным деятелем первой половины XVIII в. был вьетнамский монах Лиеу-куан, основатель новой ветви секты «Лесной предел»[76].
Как показывает анализ экономических, социальных и политических процессов в Дайвьете в середине — третьей четверти XVIII в., назревавший в течение длительного времени кризис феодального общества во Вьетнаме обострился до предела. Ни расширение территории в Дангчаунге, ни жестокое подавление восстаний в Данг-нгоае не могли способствовать решению стоявших перед страной проблем. Развитое феодальное общество в той форме, в которой оно возникло в XI в. и процветало до XV в. (на своем первом этапе), к середине XVIII в. (к концу второго этапа) уже было подорвано распадом общины и ростом мелкопоместного землевладения. Вьетнам перешел в начале XIX в. к позднефеодальным отношениям. Сочетание во второй половине XVIII в. старых, феодально-бюрократических норм и новых, помещичьих было невыносимо для крестьянства. И поскольку феодальный класс Дайвьета в целом не нашел форм перехода к новым, позднефеодальным отношениям (хотя отдельные его представители выдвигали соответствующие программы), путь к ним лег через острую вспышку классовой борьбы — через крестьянскую войну Тэйшонов.
[1]
Le Thanh Khoi. Le Viet
[2]
Cuоng muc. Т. XVII, q. XXXVIII, c. 33.
[3] Там же.
[4] Там же, с. 36.
[5]
Lich su che do phong kien Viet-Nam. Т. III. Ha-noi. 1965, с.
215.
[6]
Cuоng muc. Т. XVIII, q. XXXIX. с. 14, 15,
[7] NCLS. 1965, № 76, с. 31.
[8] Там же, с. 31.
[9]
Le Quy Don. Kien van... с. 159.
[10] Тrаn Van Giep.
Les deux sources du boudhisme annamite. Cahiers de l'Есоlе Francais
d'Ехtreme-Оrient. Нanoi, 1680, I. 33, с. 119.
[11] Cuоng muc. Т.
XVIII. q. XXXIX, с. 7.
[12] Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. — Т. 7, с 357.
[13] Lich su che do
phong kien
[14] Восстание под руководством Ле Зуи Мата представляет собой комплекс военных, политических и социальных проблем. Мы рассмотрим его наряду с другими крупнейшими крестьянскими восстаниями первой половины XVIII в. отдельно.
[15] Cuong muc. Т.
XVII, q. XXXVIII. с. 57.
[16] Официальные хроники называют восстание под руководством Нгуен Тюена также «восстанием Нинься» — по названию деревни, где оно началось.
[17] Cuong muc. Т.
XVII, q. XXXVIII. с. 40.
[18] Lich su che do
phong kien
[19] Lich su che do
phong kien
[20] Там же.
[21] Cuong muc. Т.
XVII. q. XXXVIII.
[22] NCLS. 1965, №
75, с. 23—24.
[23] Cuong muc. Т.
XVIII, q. ХL, с. 47—48.
[24] NCLS. 1966, №
75, с. 26.
[25] Там же.
[26] Cuong muc. Т.
XVIII, q. ХL. с. 31—32.
[27] Lich su che do
phong kien
[28] Там же, с. 232.
[29] NCLS. 1965, №81, с. 50.
[30] Там же.
[31] Lich su che do
phong kien
[32] NCLS. 1965, № 81, с. 52—53.
[33] Там же.
[34] NCLS. 1965, № 81, с. 54.
[35] Lich su che do
phong kien
[36] Lich su che do
phong kien
[37] Там же.
[38] NCLS. 1965, № 75, с. 35.
[39] Там же, с. 33.
[40] Там же, с. 36.
[41] М. А.
Чешков. Очерки..., с. 103.
[42] Cuong muc. Т. XX,
q. ХLIII, с. 3—4.
[43] Le Thanh Khoi. Lе
Viet
[44] Cuong muc. Т. XX.
q. XXXIX—ХП, с. 5.
[45] Cuong muc. Т.
XIX, q. ХLIII, с. 7—8.
[46] Там же, с. 8.
[47] Рhan Нuу chu. Lich
trieu..., t.I, с. 118.
[48] Cuong muc. Т.
XIX, q. ХLIII, с. 18.
[49] Там же, с. 19.
[50] Cuong muc. Т.
XIX, q. ХLIII, с. 27.
[51] Le Quy Don. Kiet
van... с. 61.
[52] DNTL. Т. 1, с. 198.
[53] Там же, с. 228—229.
[54] Там же, с. 208.
[55] Там же, с. 210.
[56] Там же, с. 209.
[57] Там же, с. 211.
[58] Lich su che do
phong kien
[59] DNTL. Т. I, с. 213.
[60] Там же.
[61] Там же, с. 212—213.
[62] Там же, с. 214.
[63] Там же.
[64] Там же, с. 215.
[65] DNTL. Т. I, с.
225.
[66] DNTL. Т. I, с.
226.
[67] DNTL. Т. I, с.
228—229.
[68] DNTL. Т. I, с.
239.
[69] Lich su che do
phong kien
[70] DNTL. Т. I, с.
203.
[71] DNTL. Т. I, с.
235.
[72] DNTL. Т. I, с. 239.
[73] Подсчитано по: DNTL. Т. I, с. 235—236.
[74] DNTL. Т. I, с. 237.
[75] Там же, с. 235—236.
[76] Le Thanh Khoi. Le Viet