Глава
2
ГОСУДАРСТВО
ТЭЙШОНОВ
Мероприятия Тэйшонов по упрочению независимости и государственной власти
Успехи
восстания Тэйшонов в 70-е годы XVIII в.,
их победа на юге и севере Вьетнама
влекли за собой выделение в особый
клан руководителей движения,
способствовали развитию
неизбежного в условиях феодального
общества процесса феодализации вождей
и их окружения. Внешним проявлением
ее было провозглашение Нгуен Няка
в
Процесс
феодализации руководства Тэйшонов
наиболее ярко отразился на
деятельности старшего из братьев —
руководителей движения — Нгуен
Няка. Если на первом этапе
восстания Няк проявил себя как
довольно способный военачальник и
политик, то, став верховным
правителем государства, он
фактически прекратил активную
деятельность, довольствуясь, по
словам Куанг Чунга[1], положением
и привилегиями центрального выонга.
Нгуен Няк не смог подняться до
уровня понимания общенациональных
задач, поэтому его роль в истории
Вьетнама можно ограничить периодом
активной деятельности как вождя
восстания (1771— 1786), а не как выонга
Вьетнама (1787—1793). О самоустранении
Нгуен Няка от государственных дел
после конфликта между ним и Нгуен
Хюе говорит такой отрывок из письма
выонга, относящегося к
Полной противоположностью бездеятельному и пассивному центральному выонгу был Куанг Чунг. Несомненно, Куанг Чунг, обессмертивший свое имя великой победой над феодалами Поднебесной, является также одним из ярчайших государственных деятелей в истории Вьетнама. Сын своей эпохи, со всеми положительными и отрицательными чертами предводителя крестьянского выступления в эпоху феодализма, Куанг Чунг смог подняться до уровня выразителя общенациональных интересов. Бесспорным лодтверждением этому наряду с борьбой за независимость страны на полях сражений является и стремление Куанг Чунга провести в Северном Вьетнаме конкретные мероприятия по укреплению центральной власти выонга, по созданию централизованного феодального государства.
Главным звеном в цепи мероприятий, направленных на защиту независимости государства, Куанг Чунг считал нормализацию отношений с Поднебесной, которая исключила бы возможность нового вторжения маньчжурских войск на территорию Вьетнама. Он говорил по этому поводу своим приближенным: «Сейчас мы их разбили. Но если они соберутся снова воевать, нам будет нелегко. Если хотим спокойствия народу и мира стране, нужно временно отложить оружие и взяться за дары»[3].
Такое стремление Куанг Чунга было вполне оправданным, поскольку Цянь Лун, узнав о поражении Сун Шии, повелел заменить верховного главнокомандующего южной армии, а также срочно собрать в девяти южнокитайских провинциях войско в количестве 500 тыс. человек и готовиться к новому наступлению на Тэйшонов[4].
Военные приготовления в южных провинциях Китая стимулировали активизацию антитэйшонских выступлений последователей императора Ле в самом Вьетнаме. Так, ши-фу Зыонг Динь Туан, едва Ле Тьеу Тхонг успел пересечь китайско-вьетнамскую границу, собрал остатки разгромленной Тэйшонами «армии спасения императора» и захватил Иентхе. В Лангзянге организовал бунт Фам Динь Зат, а его родственник Фам Динь Тян, собрав отряд численностью 500 человек, терроризировал район Возянг. Скрывшиеся после разгрома военачальники армии императора Ле развернули борьбу против Куанг Чунга и организуемого им военно-административного аппарата во многих частях страны — в Нгеане, Киньбаке, Хайзыонге и др. Наиболее активно действовал Ле Зуи Ти, младший брат императора Ле, фактически захвативший Туен-куанг и Баолак. Возникла реальная угроза объединения этих разрозненных бунтов в значительный по масштабам мятеж. Нгуен Хюе хорошо понимал также, что в случае нового вторжения маньчжурской армии эти силы сделают все, чтобы изнутри взорвать установленный Тэйшонами режим. Поэтому самую главную задачу, требующую решения сразу же после освобождения территории Северного Вьетнама, Куанг Чунг видел в предотвращении новой войны, с тем чтобы выиграть время, восстановить разрушенное хозяйство, стабилизировать внутреннее положение и собрать силы для окончательного разгрома Нгуен Аня, вновь вторгшегося в Южный Вьетнам.
Куанг Чунг установил тайные связи с правителями южных провинций Китая, имея в виду использовать их в качестве посредников при переговорах с Цянь Луном. Вскоре после одержанной победы он в этих целях направил к наместнику Гуанси и Гуандуна маньчжуру Фукананю одного из своих сподвижников — Нго Тхи Няма. Ням передал китайскому чиновнику письмо Куанг Чунга, а также предложил значительную сумму за содействие в установлении связей с Цянь Луном.
Маньчжурская империя также переживала период значительных внутренних трудностей, и хотя император дал приказ о подготовке нового похода во Вьетнам, но сам он был не прочь договориться с Куанг Чунгом о разрешении конфликта мирным путем.
Вьетнамские историки утверждают, что Цянь Лун дал тайное поручение губернатору Гуанси Тан Сюнъе установить связи с Тэйшонами и прозондировать возможность мирной договоренности, разумеется с соблюдением декорума, позволяющего Поднебесной империи «сохранить лицо»[5].
Так, Сюнъе писал в письме к Куанг Чунгу: «Ле Тьеу Тхонг бежал из страны, Поднебесная решила не отдавать ему снова Аньнань. Поэтому, не дожидаясь высочайшего указа, следует послать человека к границе, просить о покровительстве... объявить себя вассалом и запросить инвеституру на правление»[6].
Куанг Чунг воспользовался этим советом и направил соответствующее письмо Цянь Луну, в котором просил позволения «капитулировать», а также называться вассалом Поднебесной, иными словами, в этом письме руководитель Тэйшонов осуществил свое намерение «отложить оружие и взяться за дары».
Одновременно в знак своего миролюбия и серьезности попыток установить отношения с Китаем на основе добрососедства он возвращал в Гуанси 500 маньчжуров-пленных, захваченных в Тханглонге, и сообщил, что в ближайшее время возвратит оставшихся 200 человек[7].
Вместе с тем с самого начала переговоров тэйшонский правитель не ставил себя ниже китайской стороны; проявляя стремление к урегулированию вопроса, он в то же время сохранял твердость и отметал любые попытки маньчжуров в той или иной форме поставить Вьетнам в неравноправное положение, навязать ему свою волю.
Начав переписку об условиях мирного урегулирования, Куанг Чунг уехал из Северного Вьетнама в Фусуан. Этот демарш был сделан не случайно. Маньчжуров на переговорах представляли наместник Гуанси и Гуандуна Фуканань и губернатор Гуанси Тан Сюнъе; от имени вьетнамской стороны было поручено выступать приближенным Куанг Чунга — Нго Тхи Няму и Фан Хюи Итю. Устанавливая равенство уровня делегаций на переговорах, Куанг Чунг демонстрировал и свое равное с Цянь Луном положение как правителя суверенного государства.
Вьетнамские и китайские хроники того времени[8] приводят свидетельства того, что Цянь Лун, не без влияния Фукананя и Тан Сюнъе, по существу, сразу же согласился с предложениями Куанг Чунга. В опубликованном указе он фактически признавал бесперспективность попыток подчинить Вьетнам военной силой и пытался доказать, что фактом признания Куанг Чунга Поднебесная сможет вновь установить влияние на территории южного соседа.
Летом
Письмо Куанг Чунга Цянь Луну свидетельствовало о незаурядных дипломатических способностях тэйшонского правителя. Куанг Чунг справедливо возлагал ответственность за только что прошедшую войну на маньчжуров, избегая в то же время выпадов против императора и оставляя, таким образом, открытым путь для переговоров.
Известно также, что цинская династия не признавала владения Нгуенов самостоятельным государством, а считала их зависимыми от Ле. Куанг Чунг же в своем письме подчеркнуто выступал как представитель суверенного государства, соседнего с Аньнанем (Северный Вьетнам). Более того, Куанг Чунг указывал на желание народов Северного Вьетнама видеть его своим правителем, иными словами, речь шла о том, чтобы маньчжуры признали и Северный Вьетнам частью суверенного, независимого вьетнамского государства, объединенного под властью Тэйшонов, с центром вне Северного Вьетнама, в Куангнаме, т. е. в той части страны, которую Куанг Чунг считал независимой и суверенной.
Дипломатический демарш Куанг Чунга удался. Цянь Лун счел возможным «забыть» о том, что всегда относился к государству Нгуенов как к вассалу Ле. «Я, император,— говорится в указе Цянь Луна,— ознакомился с содержанием твоего письма, из которого следует, что земля Куангнама — ваша исконная и что вы не подчинялись Ле, что ваши отношения не были отношениями вассала и господина»[9].
Однако
в целях сохранения престижа и
демонстрации вассальной
зависимости от Поднебесной Цянь
Лун выдвинул два условия, при
соблюдении которых Куанг Чунг мог
получить титул вана: построить на
территории Северного Вьетнама храм
в честь полководца Сюй Шихэна,
погибшего во время вторжения во
Вьетнам в 1788—1789 гг., и ежегодно
отмечать в этом храме день его смерти;
приехать в
Осенью
Вьетнамские историки утверждают, что Фам Конг Чы сыграл роль еще один раз, когда в Китай было направлено посольство на празднование 80-летия Цянь Луна и Куанг Чунг, ссылаясь на то, что ему нужно было похоронить мать, отказался ехать в Пекин. Неизвестно точно, знали ли о такой подмене китайцы, но тем не менее они устроили вьетнамскому лжевану пышную встречу[14]. От границы до столицы вьетнамских послов сопровождал сам наместник Гуанси и Гуандуна Фуканань. Специальным указом ему разрешалось взять из казны Гуандуна 8 тыс. лян серебра для встречи и проводов вьетнамского вана. Когда пребывание «Куанг Чунга» в Китае подходило к концу, стало известно, что расходы на его содержание составляли 4 тыс. лян в день, а поскольку срок пребывания вьетнамцев в Китае был определен в 200 дней, то оказалось, что казна Циней заметно пострадала, причем, как было установлено, львиную долю этих средств присвоили сопровождавшие посольство китайские чиновники.
Цянь Лун сам лично осыпал лже-Куанг Чунга различными милостями: в честь его устраивались пиры, ему дарили царские одежды с желтым поясом (прежние вьетнамские правители имели право носить лишь красный пояс), император жаловал «вану Ань-наня» стихи собственного сочинения с добрыми пожеланиями и пр.
Эти действия Цянь Луна, а также и другие его акты в отношении Куанг Чунга свидетельствуют о том, что цинский император хотел обеспечить лояльность нового «вассала». Последний, со своей стороны, рассматривал установление вассалитета и получение инвеституры как важный шаг в недопущении новой войны, в обеспечении определенного периода, в течение которого можно было решать внутренние дела всего Вьетнама, не опасаясь угрозы с севера.
В свете этого важное значение имел фактический отказ Цянь Луна от поддержки устремлений императора-эмигранта Ле и его приближенных вернуться на родину. По мере того как шло улучшение отношений с Куанг Чунгом, Цянь Лун охладевал к Ле и его окружению, находившимся на территории Китая. Сначала был указ императора поселить все окружение Ле в столице. Затем последовал другой указ, в соответствии с которым лишь 100 человек во главе с Ле Тьеу Тхонгом направлялись в столицу, где они были включены в состав привилегированных восьмизнаменных войск, остальных распределили по провинциям страны и также определили на военную службу[15].
Без ответа была оставлена и просьба Ле Тьеу Тхонга помочь ему получить в управление области Туенкуанг и Хынгхоа либо разрешить вернуться в Зядинь, где Ле намеревался объединить усилия с Нгуен Анем в борьбе против Тэйшонов. По-видимому, эти требования были очень настойчивыми, поскольку император Цянь Лун даже отдал приказ заточить в темницу «за непослушание» одного из членов семейства Ле — Ле Куиня, а также сообщить об этом факте Куанг Чунгу: «Когда ван Аньнаня услышит об этом, он будет доволен»[16].
Другим
важным событием, показывающим
уступчивость Цянь Луна требованиям
Куанг Чунга, была отмена старого
обычая присылать из Аньнаня в
Поднебесную дань в виде статуи,
отлитой из золота. В
Цянь Лун приказал удовлетворить эту просьбу Куанг Чунга и издал специальный указ, освобождавший Аньнань от уплаты дани золотом и серебром: «Что касается лекарственных трав, то... пусть присылают их сколько могут. Что касается шелковых тканей, то их надо продолжать поставлять, но здесь также не надо строго придерживаться установленного порядка... Ибо мы больше всего ценим намерения вана, нежели состав и количество дани»[18].
В
Анализируя
мероприятия Куанг Чунга по
нормализации отношений с
Поднебесной, вьетнамские историки
делают вывод о том, что он «постоянно
действовал с позиций победившей
страны. Маньчжуры относились к
Куанг Чунгу с уважением и
неоднократно уступали ему... При
Куанг Чунге авторитет Вьетнама
возрос. Это был результат славной
победы над захватчиками в начале
В
качестве определенного
подтверждения вывода о «реальной
силе» Куанг Чунга вьетнамская
историография приводит сведения о
его намерении возвратить семь
уездов, принадлежавших некогда
чану Хынгхоа и отторгнутых
маньчжурами. По этому вопросу,
говорится в «Истории феодального
общества во Вьетнаме», тэйшонский
правитель начал переписку с
наместником провинций Гуандун и
Гуанси. Вместе с тем он полагал, что
вряд ли «возможно вернуть
украденное путем переговоров, и
активно готовил силы, чтобы,
опираясь на них, вернуть потерянное»[21].
В этих целях Куанг Чунг, в частности,
установил тайные связи с обществом
«Небо и земля», нелегально
действовавшим против маньчжуров в
южнокитайских провинциях, имея в
виду при удобном случае
объединиться с ними и вернуть
Вьетнаму указанные семь уездов,
включенных маньчжурами в юго-восточный
район Китая[22]. Вооруженные отряды
этого общества, которые во Вьетнаме
называли «Тау-о», получали от Куанг
Чунга продовольствие, а также
уходили на территорию Вьетнама для
переформирования и т. п. Эти связи
были настолько законспирированы,
что только после смерти. Куанг
Чунга маньчжуры узнали о них. В
Историк
Хоа Банг утверждает, что в
Проводя курс на установление добрососедских отношений с могущественным северным соседом, Куанг Чунг добился серьезных успехов, по существу обеспечивавших государственную независимость Вьетнама от Поднебесной. Сохранявшийся чисто внешний декорум вассалитета был сведен до минимума и использовался Куанг Чунгом как форма для дипломатических акций в отношении Китая, осуществляемых им, по сути дела, как равноправным партнером Цянь Луна. Это был новый элемент во вьетнамо-китай-ских отношениях, продолжавший на арене внешних связей ту линию на сохранение независимости, которая проявилась в борьбе вьетнамского народа против маньчжурского нашествия.
Осуществляя комплекс внешнеполитических мероприятий, направленных на предотвращение нового вторжения маньчжурских войск на территорию Вьетнама и добиваясь добрососедских отношений с Китаем, Куанг Чунг одновременно начал решительную борьбу против оставшихся в стране сторонников императора Ле. Помимо крупных феодальных чиновников, в том числе членов бывшей императорской семьи, на стороне бежавшего в Китай императора выступало и значительное число ши-фу (конфуцианских ученых) Северного Вьетнама. «Руководствуясь классовым сознанием и идеологией ,,слепой верности", немалое количество ши-фу выступало против Тэйшонов либо отказывалось от сотрудничества с ними. В этом была одна из трудностей, стоящих перед Куанг Чунгом»[25]. Именно ши-фу, которые имели большое влияние в дельте Красной реки, были опорой бывших военачальников и гражданских куанов императора Ле, мечтавших о реставрации и подымавших мятежи во многих районах Северного и Центрального Вьетнама.
Феодалы,
выступавшие за восстановление
власти Ле, сумели привлечь на свою
сторону некоторых племенных вождей
из горных чанов Вьетнама,
установили через них связи с Нгуен
Днем и Сиамом, мечтавшим взять
реванш за поражение в Южном
Вьетнаме[26]. В
Поводом для начала активных действий Тэйшонов против мятежников было восстание, поднятое в провинции Нгеан одним из сторонников Ле — Чан Фыонг Бинем. Куанг Чунг отдал приказ новым властям подавлять сопротивляющихся в любом месте, где они проявляют какую-либо активность.
Первый
удар был нанесен против феодалов-мятежников,
действовавших на севере. Ле Зуи Ти
и его единомышленники были
схвачены и казнены в Фусуане.
Вскоре было подавлено и выступление
антитэйшонских сил в чане Нгеан,
откуда сильный отряд из армии Куанг
Чунга двинулся на запад и в течение
лета
В то же время государство Камбоджа, поддерживавшее дружественные отношения с Тэйшонами, начало военные приготовления, чтобы оказать помощь Куанг Чунгу, если он начнет войну против Сиама или активизирует действия против Нгуен Аня в Зядине. В складывающейся обстановке Сиам не решился начать военные действия против Тэйшонов. Что же касается положения Нгуен Аня, то, по свидетельству миссионера Лабусса, все французы и португальцы, находившиеся в лагере этого феодального правителя, «начали искать пути к тому, как бы убежать из Вьетнама».
В
результате разгрома государства
Вьентьян и подавления основных
феодальных мятежей Тэйшоны сорвали
попытки создания антитэйшонского
союза внешних и внутренних
феодальных сил. В результате
успешных военных действий на
западе, а также во внутренних
горных районах страны Куанг Чунгу
удалось полностью
стабилизировать положение в
Северном Вьетнаме и приступить к
решению экономических проблем, а
также к подготовке сил для борьбы
против основного противника —
Нгуен Аня, захватившего к этому
времени важную часть Южного
Вьетнама — Зя-динь. В этих целях он,
в частности, приказал 30-тысячному
отряду, находившемуся на
территории Вьентьяна, вернуться в
начале
После победы над маньчжурскими захватчиками армия Тэйшонов стала сильнейшей на Индокитайском полуострове. Это было мощное объединение ветеранов, проведших в боях и походах свыше десятилетия, и молодых солдат, набранных в соответствии с утвержденными Куанг Чунгом правилами. Армия Тэйшонов отличалась высоким боевым духом, сплоченностью, хорошей дисциплиной[28]. Эту ее особенность отмечали и зарубежные миссионеры, находившиеся в то время во Вьетнаме, в ставке Нгуен Аня.
Именно армия была на всем протяжении движения Тэйшонов главной опорой его руководителей, первоначально как вооруженное ополчение крестьян, затем как регулярное образование общенационального значения, а после победы над маньчжурами как инструмент в руках феодального государства для защиты независимости и для подавления оппозиции внутри страны. Не случайно поэтому, что Куанг Чунг уделял значительное внимание укреплению армии, упорядочению набора в ее ряды и т. п.
На
первом этапе движения армия
Тэйшонов была плохо вооружена. По
свидетельству Пиньо де Беэна,
епископа Адранского, одно ружье
приходилось на пять солдат, пушки
были только на судах, а в сухопутных
частях орудий не было[29]. Однако в
Структура
тэйшонской армии была традиционной,
т. е. состояла из пяти корпусов:
центрального, левого, правого,
авангарда и арьергарда. После
победы над маньчжурами у Куанг
Чунга было 100-тысячное войско. Ставя
перед собой задачу создать
воинские части; способные не только
противостоять Нгуен Аню, но и сорвать
его попытку вернуться во Вьетнам,
Куанг Чунг создал еще несколько
крупных воинских подразделений,
расквартировав их по провинциям[30].
В
1. Допризывники включали мальчиков и юношей с 9 до 17 лет;.
2. Годные для службы — с 18 до 55 лет;
3. Пожилые — с 56 до 60 лет;
4. Ветераны — с 61 года.
Каждому занесенному в списки выдавался особый знак, на котором были нанесены основные данные о владельце. Он предъявлялся по первому требованию властей. Если знака не было, человека либо серьезно штрафовали, либо ссылали в горные и лесные районы.
Порядок набора рекрутов был обычным: в случае необходимости из трех внесенных в списки в армию уходил один человек. Наборы в войско проводились, как правило, в масштабах хюена, для чего в этой административной единице была введена специальная должность «воинского начальника»[31].
Куанг Чунг установил принципиально новый порядок внесения в списки мужского населения государства. В отличие от прежних времен, когда в эти списки регистрировались лишь крестьяне и другие слои трудового населения, при Тэйшонах в рекрутские ведомости вписывались все без исключения мужчины, невзирая на их социальное или служебное положение[32]. Обязательность постоянного ношения с собой введенных знаков принадлежности к тому или иному возрастному разряду позволяет рассматривать это нововведение как важный полицейский инструмент, призванный в конечном счете выявлять всех тех, кто по той или иной причине уклоняется от несения государственных повинностей вообще, а не только от несения службы в армии.
После победы над Чинями административный аппарат в государстве Тэйшонов оставался очень громоздким. Один из известных деятелей того времени, Нгуен Тхиеп, отмечая это обстоятельство, подчеркивал: «Тот или другой чин неодинаковы по устройству. Чем больше чиновников, тем больше беспокойства для народа. Приспосабливаются к обстоятельствам, работают то так, то сяк; нет узды на их самоуправство»[33].
Куанг Чунг в основном сохранил административное деление, установленное при Чинях — Ле. Изменения коснулись лишь чана Шоннам, который при Чинях был разделен на две префектуры. Куанг Чунг превратил эти префектуры в два самостоятельных чана. Точно так же были образованы два чана — внешний Тханьхоа и внутренний Тханьхоа — вместо одного, ранее существовавшего. Указанные мероприятия были проведены для того, чтобы укрепить административную и военную власть в чанах, бывших некогда опорой как для Чиней, так и для Ле.
По совету одного из своих военачальников, Нго Тхи Няма, Куанг Чунг определил наместниками в наиболее важные области своих сыновей. Так, в область Бактхань (с центром в Тханглонге, который также стал именоваться Бактхань) был назначен старший сын Куанг Чунга — Куанг Тхюи. Такие назначения были направлены на достижение централизации государственной власти и на укрепление личного авторитета выонга во всех уголках государства. Наместники — родственники Куанг Чунга, по существу, не имели никаких прерогатив власти, кроме титулов, соответствующих их положению. Будучи членами семьи правителя, они не имели права превращать отданные им в управление районы в вотчины, налог с которых шел бы им лично, и т. д.
Во главе каждого из 12 чанов Северного Вьетнама стояли военный губернатор и гражданский правитель-куан, во главе хюе-на — гражданский правитель-куан и воинский начальник, которому подчинялись еще два военных куана. В тонге был староста тонга, в общине — общинный староста, которые исполняли административные функции.
Сохраняя традиционную форму подбора чиновников в государственный аппарат через систему конкурсных экзаменов, Куанг Чунг в то же время не отказался от назначения чиновников на тот или иной пост по личной «рекомендации» либо в качестве проявления «благоволения» со стороны властей. При всех издержках этого метода, объективно таившего в себе зародыши взяточничества, коррупции и других негативных явлений, присущих феодальному бюрократическому аппарату, он давал Куанг Чунгу возможность на первом этапе его государственной деятельности подобрать по личному усмотрению нужных ему людей, привлечь некоторых чиновников из прежнего государственного аппарата, существовавшего при Чинях — Ле. Например, известный в государстве Чиней ши-фу Чан Ван Ки примкнул к восстанию на начальном его этапе и скоро стал личным доверенным секретарем выонга Северного Вьетнама.
Во
время похода в Северный Вьетнам в
Привлечение к службе чиновников из аппарата Чиней — Ле было вынужденной мерой для Куанг Чунга. Хотя самые лучшие из них сумели принять программу нового правителя Северного Вьетнама и оказали ему помощь в выполнении тех задач, которые он ставил, но существовали и такие, кто, будучи вовлеченным в новую администрацию, не только не поддерживал ее, но, напротив, делал все, чтобы подорвать авторитет и власть Тэйшонов. Свидетельством тому являются мятежи сторонников Ле, поддержанные чиновниками старой администрации, сохраняющими свои посты на низовых ступенях новой феодально-бюрократической иерархии.
Государство Тэйшонов во Вьетнаме просуществовало полтора десятилетия. Процесс его развития не выходил за общие, присущие всем победившим крестьянским восстаниям эпохи феодализма рамки. Вместе с тем следует подчеркнуть ту особенность, что за этот период, по существу, постоянно велись военные действия. Сначала восставшим крестьянам, затем всему народу приходилось отстаивать свои завоевания, право на независимость от посягательств внутренних и внешних феодальных группировок.
Содержание мероприятий, проводимых Куанг Чунгом как в период подготовки к отражению маньчжурской агрессии, так и; после победы, отвечало прежде всего задачам укрепления военного могущества государства. Такова была объективная необходимость, продиктованная обстановкой, складывающейся в то время на Индокитайском полуострове. Это обстоятельство наложило отпечаток на характер государства Тэйшонов. По существу, это было военно-феодальное образование, сложившееся в результате крестьянского восстания, закономерной феодализации его верхушки и мобилизации всего населения на вооруженную борьбу против внутреннего и внешнего врага.
Социально-экономические
мероприятия государства Тэйшонов
Отдавая большую часть времени мероприятиям, направленным на обеспечение независимости государства, Куанг Чунг в то же время пытался осуществить ряд шагов, которые способствовали бы стабилизации хозяйства страны. Свои основные цели он изложил в специальном «Обращении к крестьянам», в котором подчеркнул настоятельную необходимость восстановления сельскохозяйственного производства. «Какое-то время в нашей стране,— отмечал он,— бушевала война, много земель превратилось в пустоши, а налоги составляли только четвертую или пятую часть от прежних. Сейчас в государстве наступил мир, и необходимо покончить с бродяжничеством крестьян; необходимо обрабатывать заброшенные земли. Надо сделать все, чтобы бродяги и тунеядцы вернулись на землю»[36].
Таким образом, программа восстановления сельскохозяйственного производства, выработанная Куанг Чунгом, предусматривала выполнение двух взаимосвязанных задач: возвращение крестьян на землю и обязательная обработка заброшенных земель и целины.
В этих целях Куанг Чунг издал указ самым строжайшим образом разыскивать бродяг и «чужаков» по волостям и возвращать их для жительства и обработки земли по месту рождения. Исключение составляли лишь те «чужаки», семьи которых проживали в данной общине не менее трех поколений. В этом случае их вносили в общинные списки и они не подлежали возвращению в родные места. Если какая-либо община скрывала беглых крестьян, то общинный староста и сам беглый подвергались суровому наказанию. Даже те, кто находил убежище в буддийских храмах, были обязаны отказаться от «пострижения» и возвратиться к крестьянскому труду[37].
В «Обращении к крестьянам» Куанг Чунг указывал общинным старостам на необходимость как можно скорее ликвидировать пустоши: «Общинные и частные земли, доселе заброшенные, должны быть снова обрабатываемыми землями»[38].
В
сентябре
Под
действие этого указа попадали
также и те земли, которые Тэйшоны
конфисковали у сторонников бывшего
императора Ле и участников
подавленных феодальных мятежей.
Так, в самом начале
В. И, Ленин указывал, что «при борьбе крестьян с крепостниками-помещиками самым сильным идейным импульсом в борьбе за землю является идея равенства,— и самым полным устранением всех и всяких остатков крепостничества является создание равенства между мелкими производителями»[41]. В начале движения Тэйшонов мы могли проследить действие этого импульса, нашедшего выражение в лозунге «захватывать имущество богатых и делить его среди бедных». Однако современные вьетнамские историки отмечают, что после вступления Тэйшонов в Северный Вьетнам (т.е. после образования государства Тэйшонов) их вожди уже по-другому относились к этой проблеме[42]. Можно утверждать, что осуществлялась конфискация земель, принадлежавших крупным феодалам и ши-фу, сторонникам Чиней и Ле, но нет достоверных данных о том, распределялась ли она среди крестьян, как это было на первом этапе движения.
Стихийное стремление крестьян к «созданию равенства между мелкими производителями», выразителями которого на первом этапе восстания были его вожди, уступило место интересам фео-дализировавшихся руководителей государства Тэйшонов.
Борьба
против «старых» землевладельцев,
феодальных чиновников отнюдь не
означала, что Куанг Чунг вообще
ликвидировал частное
землевладение. Государственный
аппарат, созданный Куанг Чунгом,
представлял собой большую армию
чиновников-куанов, которые
набирались из вчерашних
предводителей и военачальников
восставших крестьян, а также из тех
ши-фу и чиновников аппарата Ле,
которые перешли на сторону
Тэйшонов. Складывалась новая
правящая группировка, имевшая свои
феодальные права и привилегии. Эти
«новые феодалы-чиновники» эпохи
Куанг Чунга обычно получали в виде
пожалований за службу «в кормление»
некоторое количество общин и
занесенных в списки крестьян. Так,
Фан Хюи Ить, один из близких к Куанг
Чунгу людей, получил 16 солдат
запаса, а затем еще 15 внесенных в
кадастровые списки крестьян. Нгуен
Тхиеп, которого Куанг Чунг очень
ценил, имел право собирать для
себя лично налог с общины Нгуетао (пров.
Хатинь). В одном из писем к Куанг Чунгу
в
Таким образом, в государстве Тэйшонов составление кадастровых списков и учет земель, раздел всего мужского населения страны по разрядам означали, по существу, прикрепление крестьян к земле. Ответственность за обработку земли, как в форме внеэкономического принуждения, так и посредством применения экономических санкций (увеличение ренты-налога), возлагалась на общину как на основную социально-экономическую единицу государства.
Попытка
перехода к аграрным отношениям по
принципу община—государство, по
крайней мере на первых порах,
возможно, давала экономический
эффект и приводила к ликвидации
недовольства крестьянства. В
В
этом смысле политика Куанг Чунга,
пытавшегося создать экономическую
опору государства в виде общины как
низовой производственной единицы
и в конечном итоге в виде мелкого
крестьянского хозяйства в рамках
данной общины, временно могла
обеспечить крестьянину такие
минимальные условия существования,
которые за три года мирного
правления Куанг Чунга, разумеется,
не могли вызвать недовольства
крестьянской массы. Не случайно в
многочисленных донесениях
европейских миссионеров, в общем
настроенных негативно по отношению
к Тэйшонам, нет каких-либо данных о
противодействии крестьян политике
Куанг Чунга в Северном Вьетнаме.
Более того, европейцы, побывавшие
во Вьетнаме в начале XIX в., уже после
свержения власти Тэйшонов,
отмечают, что их правление «было
гораздо более популярным», нежели
власть династии Нгуенов,
установившаяся в
Анализируя аграрную политику Куанг Чунга, историки Социалистической Республики Вьетнам делают вывод: «Политика династии Тэйшонов не ставила задачи уничтожения класса помещиков и не нанесла сильного удара по его экономической базе, за исключением ряда определенных мероприятий в отношении помещиков, выступивших против новой власти. Тем не менее политическая атмосфера и социальные условия того периода ясно говорят, что они не благоприятствовали укреплению и развитию помещичьего землевладения»[47].
Мероприятия по возвращению крестьян на землю и по увеличению площадей обрабатываемых земель, а также реализация указа Куанг Чунга относительно составления списков мужского населения страны создавали основу для нормализации работы фискальных органов государства.
Форма получения земельного налога оставалась традиционной. Все общинные земли подразделялись на три категории в зависимости от их качества. С участков, относящихся к первой категории, налог взимался в размере 150 батов риса с 1 мау, второй категории — 80 батов, третьей — 50 батов с 1 мау.
Размер
земельного налога имеет важнейшее
значение для ответа на вопрос,
какие преимущества по сравнению с
периодом правления прежнего
феодального клана, свергнутого в
результате восстания, получили
крестьяне, являвшиеся его движущей
силой. Известно, что в период
правления Чиней в соответствии с
указом
Частные земли также делились на три категории — по плодородию. Налоги с них взимались по-прежнему по более низкой ставке, чем с общинных земель: с полей первой категории — 40 батов с 1 мау, второй — 30 батов и третьей — 20 батов с 1 мау[49].
Эта же тенденция прослеживается и в правилах денежного сбора с частных земельных участков, который был (хотя и немного) ниже налога с общинных земель и равнялся 1 тиену 30 донгам[50].
Куанг Чунг также отменил льготы на выплату налогов с частных и общинных земель в чанах Тханьхоа и Нгеан, которыми эти административные единицы, являвшиеся «родовыми» для семейства Чиней, регулярно пользовались во время их правления. Такой шаг был вызван необходимостью борьбы против феодалов — сторонников Чиней, ликвидации социально-экономической основы для возникновения мятежей «старых» куанов и ши-фу. Вместе с тем получение натурального и денежного налогов с самых плодородных чанов Северного Вьетнама способствовало достижению экономической стабильности в государстве, к чему стремился Куанг Чунг.
Что
касается подушного налога, то Куанг
Чунг ликвидировал разнообразные
его виды, сохранявшиеся в период
правления Чи-ней (
Прямое
отношение к налоговой политике
государства Тэйшонов имел и указ
В
Говоря о курсе Куанг Чунга на проведение экономических преобразований, историки Вьетнама подчеркивают, что это были неглубокие, ограниченные мероприятия, к тому же они «встречали противодействие со стороны старых куанов, а правление Куанг Чунга было недолгим»[52].
С
образованием на территории
Вьетнама единого государства
создавались объективные
предпосылки для развития
ремесленного производства,
активизации внутренней и внешней
торговли. Куанг Чунг понимал
важность этих отраслей хозяйства
как одного из факторов,
гарантирующих независимость
страны, прежде всего от Китая. Еще
перед наступлением на захваченный
маньчжурами Тханглонг он указывал (в
Современные вьетнамские историки, опираясь на это высказывание Куанг Чунга, делают вывод о том, что он вовсе не хотел полностью изолировать Вьетнам от Китая, «закрыть» страну, но хотел показать, что Вьетнаму необходимо развивать ремесленное производство, отказаться «от презрительного отношения к торговле», какое было характерно для правителей Чиней и Нгуенов.
Мы не находим конкретных данных о том, какие принципиальные изменения в положение торгово-ремесленных элементов страны внес Куанг Чунг. Видимо, для осуществления подобных мероприятий требовался большой период мирного развития. Некоторые факты, относящиеся к развитию ремесла и торговли в период: правления Куанг Чунга, свидетельствуют о том, что деятели государства Тэйшонов направляли главные усилия на то, чтобы ремесленные предприятия, в основном принадлежавшие государству, обслуживали главным образом двор, армию и обеспечивали внешнеторговые связи. В свою очередь, внешнеторговые контакты они стремились использовать для того, чтобы получать сырье и материалы, необходимые прежде всего для укрепления военного могущества государства.
Одним из ремесленных и торговых центров по-прежнему оставался Тханглонг, где занимались ткачеством, изготовлением парчи и т. д. Здесь же, на специально построенном монетном дворе, чеканилась медная монета. В стране получили развитие также такие отрасли ремесла, как литье пушек, строительство крупных кораблей на государственных верфях и др.
Куанг
Чунг заключил торговое соглашение
с Китаем (1789г.)[54]. Китайские купцы могли
торговать в двух пунктах Северного
Вьетнама — в Мукме (чан Каобанг) и
Килыа (чан Лангшон). В этих пунктах
маньчжуры учредили должности
начальников складов, начальников
торговых рядов и ответственного за
перевозки. Впоследствии Куанг
Чунг настоял, чтобы маньчжуры
разрешили своим купцам торговать
еще в одном пункте Северного
Вьетнама — в Хоашане (чан Лангшон)[55].
Убедившись, что пограничная торговля
на территории Вьетнама протекает
без каких-либо осложнений, Куанг
Чунг в
О заинтересованности Куанг Чунга в развитии торговли с Китаем говорит и такой факт, что все ремесленники и торговцы, проживавшие севернее р. Зиань и связанные с торговыми пунктами на китайско-вьетнамской границе, освобождались от государственных повинностей[57].
Помимо
развития торговли с Китаем Тэйшоны
пытались наладить торговые связи
и с европейцами. В
Ни
вьетнамские хроники, ни письма
европейских торговцев не приводят
свидетельств того, что между
Тэйшонами и западными торговцами
были установлены прочные связи.
Однако миссионеры в своих
донесениях неоднократно упоминали
о том, что Тэйшоны хотят торговать с
европейцами. Так, в письме Лабусса
от 16 июля
Наиболее крупным внешнеторговым портом в рассматриваемый период оставался Файфо. Торговля шла в основном с Китаем. Осуществлялась она через китайских купцов и посредников, поселившихся здесь еще во времена правления Нгуенов. Через этот порт в страну ввозились из Китая и Японии медь, фосфор, бумага, ткани, чай. Вывозились, главным образом в Китай, продукты ремесленного производства и рис[60].
Мероприятия
в области культуры и просвещения
Наиболее важными нововведениями Куанг Чунга в сфере духовной жизни были распространение письменности ном в качестве официальной, а также расширение системы просвещения.
В средние века официальной письменностью была китайская иероглифика. Однако, в средние же века во Вьетнаме сложилась письменность ном, основанная на китайской иероглифике, но каждый знак которой был приспособлен к звукам вьетнамской речи. Определенное внимание к ному проявил реформатор Хо Куи Ли (1395—1407), который даже переводил некоторые китайские трактаты по философии, морали на вьетнамский язык.
Право
стать государственным языком ном
приобрел только во время восстания
Тэйшонов. Уже во время первого похода
на север (
Став выонгом Северного Вьетнама, Куонг Чунг повел решительную борьбу против засилья китайской иероглифики как наследия рухнувших феодальных кланов и за введение письменности ном как одного из показателей национальной самобытности, независимости Вьетнама от Китая не только в области государственной и экономической, но и духовной. Пожалуй, только в области межгосударственных отношений феодальный национализм Куанг Чунга проявился столь же наглядно, как в его реформах в области культуры и просвещения.
Мероприятия, проводимые Куанг Чунгом по введению вьетнамской письменности, были тесно связаны с деятельностью в других: областях, направленной на утверждение независимости Вьетнама, прежде всего от Поднебесной. Не случайно вопрос о необходимости для Вьетнама экономической самостоятельности, об отказе от китайской письменности и о составлении национальных хроник и трактатов по различным отраслям жизни и деятельности на вьетнамской письменности вождь Тэйшонов поднимает именно во время походов на север и борьбы против маньчжурских захватчиков.
Несмотря на то что после смерти Куанг Чунга работа по внедрению вьетнамской письменности фактически была прекращена, это мероприятие Тэйшонов оставило очень глубокий след.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что мероприятия Куанг Чунга, направленные на подъем патриотических чувств, подчеркивание независимости Вьетнама не были слепым отрицанием всего, китайского. Феодальное государство Тэйшонов, как и прежде, нуждалось в философской системе, которая могла бы стать обоснованием установленного Куанг Чунгом порядка, правомочности его власти и тех изменений, которые отличали государство» Тэйшонов от режима Нгуенов на юге и Чиней — Ле на севере Вьетнама. Для этого было решено обратиться к использованию» конфуцианских трактатов, преломляя их положения в соответствии с конкретными условиями Вьетнама и задачами, которые выдвигались правителем государства.
В
Перевод
этого последнего конфуцианского
труда имел значение для
осуществления замыслов Куанг Чунга
превратить конкурсные экзамены на
замещение должностей чиновников в
средство пополнения
государственного аппарата новыми
людьми, отвечавшими задачам,
ставившимся энергичным правителем
государства Тэйшонов. Еще в
Традиционная
форма отбора чиновников в
государственный аппарат,
доставшаяся Тэйшонам в наследство
от Чиней—Ле, влачила жалкое
существование и фактически
превратилась в фикцию. По поводу
подготовки чиновников-куанов Нгуен
Тхиеп писал Куанг Чунгу в
Осуществляя
свое намерение придать больший вес
делу подготовки чиновников, Куанг
Чунг приказал устроить повторные
экзамены для тех, кто обучался в
последние годы правления Ле.
Успешно выдержавших эту
переэкзаменовку зачисляли в
государственный аппарат,
провалившихся отправляли на курс
обучения в общинные школы, а «трехгрошовых
куанов», т. е. тех, кто прошел
экзамены за взятку, изгоняли со
службы, и они должны были нести
повинность как простые люди. Первые
конкурсные экзамены были
проведены Куанг Чунгом в
В области просвещения усилия Куанг Чунга были направлены на расширение школьной системы вплоть до общины.
В соответствии с указом о создании школ каждая община была обязана построить школьное здание, найти образованного ши-фу и сделать его общинным учителем, чтобы он не только обучал, но и воспитывал учеников. Выбранный общиной учитель должен был, однако, утверждаться государством. Таким образом, впервые в истории Вьетнама школьное обучение было введено в самой низшей административной единице — общине.
Храмы и пагоды в центрах хюенов было разрешено использовать в качестве мест учебы. Для этих школ государство специально ввело должность уездного учителя.
Период правления Куанг Чунга отличался довольно широкой веротерпимостью верховных властей государства. Основой для воспитания народа, краеугольным камнем мировоззрения вьетнамского общества Куанг Чунг считал конфуцианство. Однако это не означало, что другие верования и религии в государстве Тэйшонов были запрещены, а их последователи подвергались гонениям. Был довольно широко распространен буддизм, и Куанг Чунг лишь несколько упорядочил деятельность буддийских храмов. Все мелкие пагоды в общинах были закрыты, а вместо этого расширены пагоды в уездных центрах[64].
Куанг Чунг отменил запрет на пропаганду христианства в стране, хотя католические миссионеры в целом были настроены враждебно по отношению к крестьянскому движению.
Куанг Чунг, понимая важность установления торговых отношений с европейцами, первоначально не пошел по пути ограничения деятельности миссионеров-христиан. Это был важный политический маневр выонга Северного Вьетнама, рассчитанный на то, чтобы привлечь на свою сторону европейцев, в противовес Нгуенам.
Терпимое отношение Куанг Чунга к проповеди католичества во Вьетнаме изменилось после того, как стало очевидно, что в своем стремлении проникнуть во Вьетнам европейцы делают ставку на Нгуен Аня, заплатившего за это уступками, которые нанесли ущерб независимости страны. В одном из последних манифестов, обращенном к населению Центрального Вьетнама, Куанг Чунг писал: «Не будьте такими легковерными, чтобы дать возможность духу вашему смутиться от слов европейцев»[65]. В дальнейшем не только миссионеры, но и их последователи — вьетнамцы жестоко преследовались на территории, подконтрольной Куанг Чунгу.
[1]
Lich su che do phong kien
[2] Hoang Xuan Han. La son phu tu. Р., 1950, с. 209.
[3]
Ноа Вung. Quang Trung, anh hung... с. 204.
[4]
Nguyen Luong Bich, Pham Ngoc Phing. Tim hieu ... с. 306.
[5]
Lich su che do phong kien
[6]
NCLS. 1966, № 83, с. 46.
[7]
Дай Цин Гаоцзун чунь хуанди шилу. МСЬЗ.
1&74, № 154, с. 30.
[8] Подробно об этом см. монографию Г. Ф. Мурашевой Вьетнамо-кнтайские отношения XVII—XIX вв. М., 1973.
[9] Цит. по: Г. Ф. Мурашева. Вьетнамо-китайские отношения... с. 98.
[10] Lich su che do
phong kien
[11] Там же, с.
349.
[12] Lich trieu tap ky.
[13] Дай Цин Гаоцзун чунь хуанди шилу.
[14] Сh. Маybon. Нistoire moderne de pays d`Annam (1592—1920). Р., 1920, с. 321. Французский историк Мэйбон утверждает, что Куант Чунг направил в Китай своего двойника, а потом убил его.
[15] Г. Ф. Мурашева. Вьетнамо-китайские отношения... с. 100.
[16] Дай Цин Гаоцзун чунь хуанди шилу.
[17] Ноа Вung.
Quang Trung, anh hung... с. 297.
[18] Г. Ф.
Мурашева. Вьетнамо-китайские
отношения... с. 103.
[19] Там же, с.
103.
[20] Lich su che do
phong kien
[21] Там же, с.
350.
[22] Dai Nam chinh
bien liet truyen, q. XXX.
[23] Дай Цин Гаоцзун чунь хуанди шилу.
[24] Ноа Вung.
Quang Trung, anh hung... с. 128—131.
[25] NCLS. 1975, №
162, с. 42.
[26] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phing. Tim hieu... с. 318.
[27] Hoang le nhat
thong chi, с. 373.
[28] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phing. Tim hieu... с. 340-341.
[29] A. Fayre. Les
Francais en Cochinchine au ХVШ-е siecle. Р., 1891, с. 81.
[30] Ноа Вung.
Quang Trung, anh hung... с. 274.
[31] Lich su che do
phong kien
[32] Van Tan. Cach
mang Tay Son, с. 168—169.
[33] Lich su che do
phong kien
[34] Там же, с. 330.
[35] Там же.
[36] «Van Su Dia». 1954, № 14.
[37] Lich su che do
phong kien
[38] Мinh Tranh.
Phong trao nong dan the ky XVIII. с. 20—21.
[39] «Van Su Dia».
1956, № 14.
[40] NCLS. 1975, №
162, с. 40.
[41] В. И. Ленин. Сила и слабость русской революции.— Т. 15, с. 226.
[42] NCLS. 1975, № 162, с. 40.
[43] Lich su che do
phong kien
[44] Там же, с. 338.
[45] Там же, с. 329.
[46] Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии.— Т. 7, с. 347.
[47] NCLS. 1975, №
161, с. 51.
[48] Dai Nam chinh
bien liet truyen. q. XXX, с. 41.
[49] Van Tan. Cach
mang Tay Son, с. 165.
[50] Dai Nam chinh
bien liet truyen. q. XXX, с. 41.
[51] Ноа Вung.
Quang Trung, anh hung... с. 296.
[52] Lich su che do
phong kien
[53] Там же, с. 338.
[54] Там же, с. 340.
[55] Дай Цин
Гаоцзун чунь хуанди шилу, цз.
[56] Там же.
[57] Dao Duy Anh. Lich
su
[58] Сh. Маybon. Нistoire
moderne de pays d`Annam (1592—1820). Р., 1920, с. 176—177.
[59] Вulletin dе l`Ecole
Francais d`Eхtrene Orient (далее — ВЕFЕО).
[60] ВЕFЕО, v. XII,
1912, с. 166.
[61] Lich su che do
phong kien
[62] Там же, с. 330,
[63] Там же, с. 345.
[64] Ноа Вung.
Quang Trung, anh hung… с. 292.
[65] Ехроse
statistique du Tunkin, de