Глава
3
ПАДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВА ТЭЙШОНОВ
Вмешательство
Франции в дела Вьетнама и
Версальский договор
После
провала очередной попытки
возвратиться в Южный Вьетнам,
опираясь на помощь сиамцев, Нгуен
Ань бежал в сопровождении
немногочисленной свиты сначала на
о-в Кокот, а затем, в марте
Предложение сиамского короля было предметом долгого обсуждения в лагере Нгуен Аня. Возобладало мнение тех генералов, которые хорошо помнили резко враждебное отношение населения Южного Вьетнама к сиамской армии и понимали, что, вторгнувшись еще раз в пределы Зядиня, сиамцы вряд ли уйдут добровольно оттуда.
Нгуен
Ань принимает решение обратиться
за помощью к европейцам,
представители которых — торговцы и
миссионеры — уже давно изучали
возможности проникновения во
Вьетнам и укрепления там своих
позиций. Первые контакты Нгуен Аня
с европейцами (французскими
миссионерами) относятся к
Тэйшоны ушли из Южного Вьетнама, оказал содействие в собирании сил для вторжения в пределы Южного Вьетнама[2].
В последующих затем экспедициях Нгуен Аня в Зядинь принимали участие и европейцы — португальцы и французы, командовавшие военными кораблями европейского образца, которые Нгуен Ань взял на вооружение[3]. Вместе с Нгуен Анем в этих экспедициях участвовал и епископ Адранский, который внимательно следил за происходившими в районе Южного Вьетнама событиями, ожидая удобного повода для того, чтобы Франция могла вмешаться в дела этой страны. Несколько раз он высаживался на территории Зядиня, и столько же раз ему приходилось укрываться на островах Сиамского залива. Однако всякий раз, когда Нгуен Ань обращался к нему за помощью, Пиньо де Беэн оказывал ее[4].
Главной целью, к которой он шел, проявляя долготерпение и выдержку, было утверждение позиций Франции в этом районе мира. Дальновидный политик, прикрывавшийся сутаной миссионера, он видел во Вьетнаме удобный форпост для борьбы против проникновения англичан в Юго-Восточную Азию и важный торговый центр на путях из Индии в Китай и другие страны Дальнего Востока.
Наиболее
серьезная просьба о помощи
последовала от Нгуен Аня в
В
феврале
28
ноября
Договор провозглашал «военный союз между Францией и Кохинхиной». Обязательства сторон, подписавших этот документ, состояли в следующем:
— Король Франции брал на себя обязательство оказать помощь «правителю Зядиня» в восстановлении его власти над утерянной территорией, для чего направить 4 боевых корабля, 1200 солдат, 200 артиллеристов и 250 солдат-африканцев вместе с вооружением, снаряжением и боеприпасами.
— Правитель Зядиня уступал Франции полное и суверенное право на остров и порт Хойан, который «европейцы называют Туран», сразу же после того, как французская армия овладеет этим портом. Французские подданные получали возможность строить на этой территории дома, расширять порт, когда сочтут это необходимым и выгодным для себя.
Королю Франции передавался в полную собственность Конлон (Пулокондор). Французским купцам разрешалось свободно торговать на всей территории страны, без ограничения осуществлять внешнеторговые операции и пользоваться при этом особым покровительством и защитой властей Зядиня.
В случае, если французский король начинал войну с любым европейским или азиатским государством, правитель Зядиня гарантировал ему помощь путем предоставления морских и сухопутных вооруженных сил, поставки продовольствия и военных кораблей, а также содержания указанных контингентов войск и снаряжения.
В особых статьях Версальского договора оговаривалось, что на территории французского поселения в Хойане действуют только французские законы и вьетнамцы не могут проживать в нем. В случае, если какой-нибудь подданный правителя Зядиня бежал в это поселение, он должен был быть возвращен по первому же требованию властей Зядиня[5].
Каким резким контрастом выглядят эти антинациональные действия, по существу раскрывающие ворота во Вьетнам иноземным захватчикам, на фоне подлинно патриотической, отвечающей интересам всего вьетнамского народа борьбы Тэйшонов против маньчжурского вторжения, развернувшейся в эти же годы на севере страны!
Версальский
договор не был претворен в жизнь. Во
Франции началась буржуазная
революция. Когда в
Решающую роль в возвращении Нгуен Аня в Зядинь сыграли совсем не помощь западноевропейских миссионеров и купцов и не Версальский договор. Усиление Нгуен Аня и ослабление Тэйшонов были связаны с объективными процессами, протекавшими во Вьетнаме в последней трети XVIII в., и с ошибками, допущенными тэйшонскими вождями в сфере экономической, военной и административной деятельности в Зядине.
Нгуен
Лы вступил в управление областью
Зядинь с
Власть Донг динь выонга в Южном Вьетнаме существовала практически только один год (1786—1787). За это короткое время Нгуен Лы не проявил желания осуществить какие-либо мероприятия по укреплению позиций Тэйшонов. Его действия в Зядине показывают, что он относился к своим обязанностям как трусливый и ленивый, лишенный способностей временщик. Развитие обстановки в Зядине объективно протекало не в пользу Тэйшонов, а Нгуен Лы в силу своих субъективных недостатков способствовал подрыву новой власти, активизации реакционных сил и в конечном итоге ускорению реставрации власти Нгуенов в Южном Вьетнаме.
Что же касается Версальского договора, то этот документ был вновь извлечен на свет французскими колонизаторами в XIX в. для оправдания захватнических действий и территориальных притязаний Франции по отношению к феодальному Вьетнаму.
Высадка
Нгуен Аня в Зядине и его
мероприятия по упрочению власти на
юге Вьетнама
Укрепляя
армию в Сиаме, Нгуен Ань ждал
удобного момента для того, чтобы
осуществить новую экспедицию с
целью отвоевать у Тэйшонов Зядинь.
Такая благоприятная ситуация
сложилась на рубеже 1786—1787 гг.,
когда между Нгуен Няком и Нгуен Хюе
вспыхнула междоусобица, переросшая
в значительные вооруженные
столкновения. Хорошо налаженная
шпионская сеть Нгуен Аня в Зядине
позволяла ему быть в курсе всех дел
южной части государства Тэйшонов.
В
К
осени
Куанг Чунг так характеризовал позицию Няка: «Враг государства находится в Зядине, а Тхай Дык (т. е. Нгуен Няк. — Ред.) уже стар, ищет забав да покоя и не думает о возникших бедах»[10].
Непрерывные
поражения и потери территории на
юге заставили Нгуен Няка
обратиться за помощью к Нгуен Хюе.
Последний был вынужден оставить
незначительные подразделения на
севере, в Бакха, и вернуться в
Фусуан (в
Упущением Нгуен Хюе было то, что он оставлял без внимания шпионскую деятельность европейских миссионеров, которые подробно доносили обо всем епискому Адранскому, не пресекал ее.
Однако пока продолжались эти военные приготовления, Нгуен Ань сумел овладеть центром южной части государства Тэйшонов г. Зядинь (Сайгон). Создалась реальная угроза потери всей дельты Меконга. Тэйшоны не могли уже ее ликвидировать, ибо Нгуен Хюе был вынужден отдавать все силы на отражение агрессии маньчжурских войск с севера, а центральный выонг Нгуен Няк был не в состоянии противодействовать южновьетнамским феодалам.
В
Начался примерно трехлетний период взаимных военных приготовлений Нгуен Аня и Тэйшонов.
В
1789—1790 гг. Нгуен Ань провел обучение
армии, используя для этого
европейских инструкторов и
офицеров, как завербованных им
лично, так и присланных по просьбе
епископа Адранского. Войско
южновьетнамских феодалов
перестраивалось по европейскому
образцу, воздвигались укрепления-близнецы
европейского типа. Особо следует
подчеркнуть, что именно европейцы
всячески толкали Нгуен Аня на
быстрейшее продолжение военных
действий. И если до этого периода у
Нгуен Аня еще были какие-то
колебания относительно того, не
обратиться ли за помощью к Сиаму, к
Поднебесной либо к какому-нибудь
европейскому государству, то к
В
конце
К
К
Помимо чисто военных приготовлений Нгуен Ань провел ряд мероприятий, направленных на получение средств, достаточных для содержания армии. В 1789—1790 гг. правитель издал несколько указов, касающихся стабилизации сельского хозяйства. Главная задача, которую ставил Нгуен Ань, состояла в том, чтобы вернуть в сферу производства заброшенные земли. Основным методом было избрано строительство военных поселений: армия и все гражданское население были обязаны обрабатывать землю. Тех крестьян, кто уклонялся от этой повинности, забирали в солдаты. После сбора урожая каждый крестьянин на равнине должен был выплачивать государству 4200 батов риса, в горных районах— 2940 батов. Кто полностью выплачивал эту ставку, тот получал своего рода поощрение: солдату запаса давалась годичная отсрочка от военной службы, крестьянин на год освобождался от несения государственных повинностей[15].
Привлекая безземельных крестьян к освоению залежных и целинных земель, Нгуен Ань приказал местным чиновникам давать им за определенную плату инвентарь и тягловую силу[16]. В свою очередь, и чиновники получали вознаграждение за деятельность по возвращению крестьян на землю: если кто-либо смог «завербовать» десять и более человек, то освобождался от трудовой повинности.
Определенное внимание власти обращали на развитие ремесла и торговли в основном для нужд армии. Наряду со строительством верфей, оружейных мастерских Нгуен Ань приказал развивать традиционные местные промыслы, с тем чтобы их продукцию обменивать на оружие и боеприпасы. Были назначены специальные чиновники — скупщики ремесленной продукции, которые затем и перепродавали ее иностранным купцам.
«Политика Нгуен Аня,— отмечает вьетнамский историк Ван Тан,— состояла во временных уступках народу, в умиротворении народа, чтобы он стал на сторону правителя в борьбе против династии Тэйшонов. Результатом мероприятий в сфере сельского хозяйства, ремесла и торговли, но главным образом в сельском хозяйстве было то, что облик Зядиня изменился. Из области с небольшим количеством населения и с большими площадями необработанной земли она стала густонаселенным и богатым районом.
Опираясь на эту относительно стабильную хозяйственную базу, Нгуен Ань активизировал деятельность по подготовке генерального наступления на Тэйшонов»[17].
Вместе с тем Нгуен Ань, получив известие о разгроме маньчжурской армии в Северном Вьетнаме, не спешил с началом военных действий, справедливо полагая, что армия Нгуен Хюе после одержанной победы сильна вдвойне. Его тактика вызывала недовольство находившихся в ставке правителя европейских миссионеров (особенно епископа Адранского), мечтавших как можно скорее утвердиться на всей территории Вьетнама. Жалобами на «нерешительность» Нгуен Аня полны письма епископа в Европу, относящиеся к 1790 — 1792 гг.
Нгуен Ань двояко относился к окружавшим его европейцам. Он хотел использовать их знания, но понимал их замыслы и видел, что отношение местного населения к иностранцам ухудшается главным образом из-за того, что все эти португальцы, французы, англичане вели себя как завоеватели, что были вынуждены признавать и они сами[18]. Кроме того, помощь европейцев Нгуен Аню была не столь уж значительной, а что касается торгового посредничества в контактах с Батавией, Макао и др., то роль европейских купцов также не следует преувеличивать, поскольку активную деятельность в этом деле вели сами вьетнамские торговцы.
Вырабатывая планы борьбы с Тэйшонами, Нгуен Ань не был пешкой в руках «образованных европейцев», он действовал самостоятельно, хотя и выслушивал советы и «доводы» Пиньо де Беэна.
В
Этот план был рассчитан на то, чтобы ежегодно, в апреле — мае, когда дуют южные ветры, направлять флот на север, а когда начинают дуть северо-восточные ветры, возвращать его в Зядинь.
По существу, Нгуен Ань взял на вооружение тактику «сезонной войны», применявшуюся Тэйшонами во время походов в Южный Вьетнам в конце 70-х годов XVIII в.
После разгрома маньчжурской армии Куанг Чунг одновременно с мероприятиями по стабилизации внутреннего положения в государстве начал разработку планов освобождения Зядиня от войск Нгуен Аня. В основных чертах этот план сводился к следующему.
1. Сухопутные и морские силы Нгуен Няка совместно с кораблями тайного общества, действовавшего в южных провинциях Китая, должны были из района Куиньона, Бинькханга и Биньтхуана ударить прямо по Биенхоа и Зядиню[19].
2. Сухопутная армия во главе с Куанг Чунгом из Фусуана должна была соединиться с войсками дружественного Тэйшонам государства Камбоджи и ударить с тыла по Сайгону, а также перекрыть дорогу, ведущую в Камбоджу.
3. В это время морской флот Куанг Чунга должен захватить р-в Конлон, г, Хатиен и высадить десант, который также ударит по Сайгону и перекроет все пути, ведущие к побережью, с тем чтобы Нгуен Ань не смог скрыться на островах Сиамского залива или в самом Сиаме[20].
В
начале
Вместе
с тем подготовка армии Тэйшонов
затянулась, наступило лето
В создавшихся условиях Куанг Чунг попытался вновь поднять на борьбу широкие народные массы, как он сделал это в 1788— 1789 гг., во время отражения маньчжурского нашествия. В этом отношении большой интерес представляет обращение Куанг Чунга к жителям Куиньона и Куангнгая. «Мы призываем народ — больших и малых — в двух ваших фу поддержать великого вьюнга, быть верным ему, лодождать, пока наша армия очистит Зядинь и вернет эту область нам. Добрую славу о ваших двух фу люди будут вечно хранить в исторических книгах... И чтобы наша армия быстро двигалась вперед, жители деревень, расположенных вдоль тех путей, по которым она пойдет, должны заранее привести дороги в хорошее состояние.
Этот приказ распространить повсюду, и пусть народ повинуется мне»[23].
Однако правителям государства Тэйшонов не удалось поднять народные массы на борьбу с Нгуен Анем. Меньше чем через месяц после опубликования обращения к народу Куиньона и Куангнгая умер Куанг Чунг, единственный из тэйшонских правителей, обладавший действительным авторитетом в армии и народе. Его смерть, безусловно, ослабила государство Тэйшонов и подтолкнула на сепаратистские действия некоторых военачальников, не желавших воевать на стороне Тэйшонов и пытавшихся перейти в лагерь Нгуен Аня.
Активизация
действий Нгуен Аня в Центральном Вьетнаме
После смерти Куанг Чунга Тэйшоны, по существу, отказались от попыток освободить Зядинь. Более того, перед ними со всей остротой встала задача защитить свои владения в Центральном Вьетнаме, поскольку Нгуен Ань, осуществляя план «сезонной войны», возобновил военные экспедиции из Южного Вьетнама, направляя главный удар на столицу «великого выонга» — Куиньон.
Первый
такой поход был осуществлен весной
Весной
Сражения
в Центральном Вьетнаме
возобновились в
Третья
осада Куиньона была организована
Нгуен Анем в
Это событие заставило правителя Нгуен Куанг Тоана направить на помощь осажденному городу генералов Чан Куанг Зиеу и Ву Ван Зунга. Приведя свой отряд в Куангнгай, эти военачальники убедились, что армия Нгуен Аня прочно удерживает в руках устье Танкуан, через которое можно было добраться до Куиньона водным путем. Поэтому корабли были брошены, а отряд, разделившись надвое, двинулся на сближение с войсками Нгуен Аня. Чан Куанг Зиеу захватил выгодную позицию на горе Тхатьтан. Ву Ван Зунг двинулся кратчайшим путем через горы, чтобы ударить во фланг армии Нгуен Аня, но был наголову разбит.
Убедившись, что выдержать долгую осаду город не в состоянии, а помощи из Фусуана нет, правитель Куиньона Ле Ван Тхань направил Нгуен Аню письмо, в котором объявлял о сдаче города вместе с гарнизоном—10200 генералами, офицерами и солдатами[26]. Войдя в Куиньон, Нгуен Ань выдал сдавшимся чинам 5 тыс. куанов для «умиротворения» населения и привлечения его на свою сторону, а также дал городу новое название — Биньдинь («умиротворенный»).
Нгуен Куанг Тоан пытался отвоевать Куиньон, однако погодные условия не позволили ему использовать флот, и Тэйшонам удалось овладеть лишь Чакхуком; отряд Чан Куанг Зиеу и Ву Ван Зунга был отведен для защиты Куангнама.
Осенью Нгуен Ань вернулся в Зядинь, оставив в Биньдине значительный гарнизон.
Успешные
походы Нгуен Аня в Центральный
Вьетнам сопровождались его
активной деятельностью по
укреплению власти прежде всего в
Зядине, пределы которого были
расширены в результате «сезонной
войны» до Зиенкханя. Важное
значение имели мероприятия по
активизации хозяйственной
деятельности в подвластных Нгуен
Аню в областях. Можно утверждать,
что к концу 90-х годов XVIII в.
нгуеновским властям удалось
добиться такого сбора урожая,
которого хватало для того, чтобы
прокормить армию и обменивать на
оружие и боеприпасы в торговых
операциях с иностранцами. На
довольно высоком уровне была
работа транспорта, о чем
свидетельствует такой факт, что в
ходе «сезонной войны» войска
снабжались провиантом из Зядиня, а
не кормились за счет местного
населения вновь завоеванных
областей. Если в
Относительная экономическая стабильность в Зядине позволяла Нгуен Аню проводить довольно гибкую политику во вновь завоеванных областях, привлекать на свою сторону не только тэйшонских военачальников, но и торговцев и крестьян Центрального, а затем и Северного Вьетнама.
Наказанию
подлежали не только солдаты, но
даже офицеры и генералы, замеченные
в каких-нибудь несправедливостях
по отношению к местному населению.
Именно за такого рода проступок
Нгуен Ань приказал обезглавить
заместителя командира одного из
корпусов Нгуен Хыу Куана (
Успехи, прежде всего в военной области, достигнутые Нгуен Анем, позволили ему значительно усилить влияние на вождей горных племен Центрального и Южного Вьетнама, оторвать их от Тэйшонов. Племенные вожди тхаев, которым Нгуен Ань «пожаловал» 40 титулов гражданских и военных чиновников, высказали готовность воевать на стороне Нгуен Аня против Тэйшонов[30]. Значительно упрочились связи правителя Зядиня с соседними государствами. Правители государства Вьентьян, например, посылали подарки в Зядинь, характерные для отношения вассала к сюзерену, а также составили для Нгуен Аня подробный чертеж фу Нгеан и Фусуан, выразили готовность принять участие в военных действиях.
Углубление противоречий в правящих кругах государства. Вторжение Нгуен Аня в Северный Вьетнам и падение государства Тэйшонов
В период «сезонной войны», навязанной Нгуен Анем, все более и более нарушалось единство внутри руководящей группировки государства Тэйшонов. Если в 1790—1792 гг. Куанг Чунгу удавалось силой своего авторитета и в результате энергичных мер объединять усилия в борьбе против общего врага, то после его смерти центробежные тенденции среди высших деятелей государства и в армейской верхушке, усугубляемые поражениями Тэйшонов, возобладали.
Направив
помощь осажденному Куиньону в
В
конце 1799 — начале
Беспорядки царили и в других областях, контролируемых Тэйшонами. В Нгеане, например, вспыхнул мятеж, поддержанный вторгшимися туда лаосцами из Вьентьяна; в Тханьхоа взбунтовались тхаи, предводительствуемые одним из «пожалованных» Нгуен Анем генералов. Столь же напряженная обстановка сложилась и в фу Хынгхоа.
Один из сподвижников Куанг Чунга, Нгуен Тхиеп, указывая на тяжелое положение, сложившееся в государстве, советовал молодому правителю как можно скорее уехать в Тханглонг, чтобы там, опираясь на народ, подготовиться соответствующим образом к отпору врагу[31]. Однако Куанг Тоан прислушался к мнению военачальников Ву Ван Зунга и Чан Куанг Зиеу, которые полагали необходимым отвоевать у Нгуен Аня Куиньон, чтобы тем самым поднять престиж Тэйшонов в центральных областях Вьетнама. В широко задуманной кампании принимали участие 100-тысячное сухопутное войско под командованием Чан Куанг Зиеу и почти весь флот Тэйшонов, состоявший из 54 крупных кораблей, 93 галер и нескольких сотен мелких судов, на которых в общей сложности было 1520 пушек и 50 тыс. экипажа[32].
Решающее
сражение произошло в начале
Сражение
продолжалось более суток. Обе
стороны понесли в нем большой урон.
«Потери короля значительны,— писал
Баризи 11 апреля
После
этой победы войска Нгуен Аня
захватили фу Куангнам и Куангнгай.
Армия Тэйшонов, осаждавшая Куиньон,
оказалась фактически отрезанной от
остальной территории,
контролируемой Куанг Тоаном. Этим
воспользовался Нгуен Ань и
решительным ударом овладел
Фусуаном (15 июня
Падение
Фусуана означало фактически
установление власти Нгуен Аня над
Центральным Вьетнамом. Тэйшоны
потеряли здесь все свои позиции. Им
не помогло и то, что генералы Зиеу и
Зунг после почти 12-месячной осады
отвоевали Куиньон (Биньдинь),
Небольшой островок среди моря
врагов — таким был гарнизон
Тэйшонов в Куиньоне. Понимая
бесперспективность дальнейшей
борьбы, Чан Куанг Зиеу и Ву Ван Зунг
с отрядом в 1200 бойцов и 150 боевых
слонов тайно бежали из города,
чтобы через территорию Лаоса
пройти в фу Нгеан (весна
Куанг
Тоан прибыл в Тханглонг в июне
Дорога
Нгуен Аню на север была по существу
открыта. Прежде чем начать
наступление, он вернулся в Фусуан,
где в середине июня
Правитель Куанг Тоан в сопровождении членов семьи и нескольких придворных бежал в Киньбак, но был схвачен местным населением и выдан Нгуен Аню.
Зя Лонг жестоко расправился с оставшимися в живых руководителями и военачальниками государства Тэйшонов. Все они были умерщвлены в Фусуане, могилы Нгуен Хюе и Нгуен Няка были осквернены. Императоры династии Нгуенов — вплоть до Минь Манга — старались выжечь из народной памяти воспоминание о восстании Тэйшонов, физически уничтожая даже самых дальних родственников и потомков как самих братьев Тэйшонов, так и их сподвижников. Историк Ван Тан отмечает, что они «запрещали населению Биньдиня (т. е. Куиньона.— Авт.) чтить память руководителей восстания. Но Нгуен Хюе и Нгуен Няк были героями для крестьян Биньдиня, поэтому даже при жестоком правлении Нгуенов крестьяне тайно чтили их память»[38].
В
Говоря
о периодизации движения Тэйшонов,
мы отмечали, что его следует делить
на два этапа — восстание крестьян и
период существования феодального
государства Тэйшонов,— которые отличаются
один от другого целями и задачами.
Если на первом этапе (до
В этом смысле можно говорить о том, что это восстание было победоносным, ибо в ходе его были уничтожены враждующие феодальные группировки и вся страна объединена под властью единого правления Тэйшонов. В результате победы восстания Тэйшонов были в значительной степени восстановлены внутренние экономические связи, дан импульс развитию языка и культуры; эти факторы, а также объединение вьетнамской территории в едином государстве создали одну из важнейших предпосылок для образования вьетнамской нации.
Победа над маньчжурами была не только наивысшим подъемом движения крестьян и всех патриотических слоев населения Вьетнама. Она стала также ярчайшим свершением государства Тэйшонов. Задача сохранения вьетнамской государственности позволила правителям государства сплотить весь народ. Однако в силу объективных условий феодального Вьетнама и закономерного перерождения верхушки движения эта победа не могла быть закреплена социально-экономическими преобразованиями в интересах подавляющего большинства населения страны — крестьян. Это, по существу, и предопределило падение феодального государства Тэйшонов. Цикл замкнулся: от крестьянского бунта к решению общегосударственных задач при поддержке подавляющего большинства населения и к падению в условиях потери этой поддержки из-за феодального перерождения вчерашних носителей лозунга «брать имущество богатых и делить его среди бедных».
Восстание Тэйшонов оставило неизгладимый след в истории Вьетнама именно потому, что в ходе его и в результате его побед была сохранена целостность и независимость вьетнамского государства как важнейшая предпосылка для дальнейшего его развития. Оценивая восстание Тэйшонов, член Политбюро ЦК КПВ Чыонг Тинь подчеркивал именно эту его сторону: «Результатом движения Тэйшонов было свержение господства иноземных феодалов, захвативших страну, и реакционных феодалов внутри ее, освобождение отечества, распределение земли в какой-то степени в интересах крестьян»[39].
[1]
Lich su che do phong kien
[2]
Сh. Маybon. Нistoire moderne de pays d`Annam, с. 192.
[3] Там же, с. 193.
[4] L. Саdiere. Les Francais au service de
Gia Long. Bulletin des Amis du Vieux
[5]
Lich su che do phong kien
[6]
Le Thanh Khoi. Lе
[7]
Lich su che do phong kien
[8]
DNTL. Т. I, с. 3.
[9]
Nguyen Luong Bich, Pham Ngoc Phing. Tim hieu... с. 184.
[10] Dai mam chinh
bien liet truyen, q. 30—42.
[11] Lich su che do
phong kien
[12] Там же, с. 365.
[13] Van Tan. Сach
mang Tay Son, с. 188.
[14] ВЕFЕО, 7.ХП.1912,
с. 28.
[15] Van Tan. Сach
mang Tay Son. с. 188.
[16] Le Thanh Khoi. Lе
[17] Van Tan. Сach
mang Tay Son. с. 189.
[18] Письмо
Лабуюса во Францию от 28 мая
[19] DNTL. Т. 11, с. 157—158.
[20] Там же, с. 155.
[21] Там же, с. 157.
[22] Там же, с. 159.
[23] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phing. Tim hieu... с. 422—424.
[24] Lich su che do
phong kien
[25] DNTL. Т. 11.
[26] Lich su che do
phong kien
[27] Фыонг —
мера емкости, равная
приблизительно
[28] Lich su che do
phong kien
[29] Expose
statistique.., с. 32—33.
[30] DNTL. Т. 11.
[31] Van Tan. Сach
mang Tay Son, с. 200.
[32] ВЕFЕО, 7.ХП.1912, с. 40—41.
[33] Там же, с. 39—40.
[34] Там же, с.
41—43.
[35] Expose
statistique... с. 38.
[36] Dai mam chinh
bien liet truyen, q. XXX.
[37] Хроники отмечают, что в этом имени Нгуен Ань хотел символически отразить единство Вьетнама, взяв часть южного названия Зядинь (Зя) и г. Тханглонг (Лонг).
[38] Van Tan. Сach
mang Tay Son. с. 210.
[39] Truong Chinh. Ban
ve cach mang